въ тайнѣ мѣсте, ти жити единъ и намъ не вѣдущемъ его".44) Братия не была подготовлена к смерти пастыря его старостью.
Сопоставим 82 года с возрастом другого действующего лица Жития. Когда Феодосии пришел к Антонию, тот "повелѣ великому Никону острещий и', прозвутеру тому сущю и чьрноризьцю искусьну".45) Эта поздняя оценка Никона - редактора летописного свода 1073 г. - хотя бы отчасти относится и к более раннему периоду жизни и свидетельствует о том, что Феодосии был моложе Никона: "яко отьца его себе имѣяшеть".46) В этих словах, конечно, отражено и почтение младшего "брата" к старшему. Если согласиться с возрастом 82 года, то Никон прожил много более ста лет (умер в 1088 г.). Такое редкое долгожительство могли бы заметить: это касалось памяти высокочтимого человека. Например, в печатном патерике отмечен возраст Антония - 90 лет. В статье ПВЛ о начале монастыря подчеркнут древний возраст монаха Еремии, "иже помняше крещенье землѣ Русьскыя".47) Приняв 82 года, следует допустить, что Никон также должен бы помнить время крещения. Нестор, замечавший, как и все агиографы, малейшие признаки "святости", мог упомянуть об этом. Последнее рассуждение носит, конечно, предположительный характер.
Все вместе данные объяснения убеждают в неверности сообщения Устюжской летописи, которое не согласуется с материалами Жития и ПВЛ.
Предложим путь появления сообщения о 82-летнем сроке жизни. В Устюжской летописи (Архангелогородский летописец) сообщение о смерти выглядит так: "…преставися в лета 6582, майя в 3 день; жив лет 82".48) Заметим, что последние две цифры года и срок жизни совпадают. Случайно ли? В других летописях год пишется так же полно, но встречается сокращение: "В лето 582" (Летописный свод 1497 г.). При переписке запись могла стать еще короче и принять такой вид: "В лета 82 преставился...". В таком случае легко принять дату за срок жизни. Ошибка или попала в Устюжскую летопись из общерусского источника, нам не известного, или же сделана самим ее составителем. При этом у составителя и переписчиков запись не вызывала сомнения: преклонные лета соответствовали образу мудрого, авторитетного наставника русского монашества.
Таким образом, при современном состоянии материала трудно было бы дать однозначный ответ на поставленные вопросы, касающиеся даты рождения Феодосия Печерского. Цель нашей статьи заключалась в том, чтобы обратить внимание на существующие трудности в данном вопросе и предостеречь от одностороннего его решения.
P.S. Ряд положений нашей статьи вызвали возражения в исследовании
Ю.А. Артамонова "Житие Феодосия Печерского: проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы". М., 2003. В связи с этим дадим
несколько пояснений.
К с. 201 - 202. Неверно придавать одинаковый смысл понятиям "мирское имя" и "нехристианское имя". Любое христианское имя, данное до пострижения, будучи мирским, может сохраниться при пострижении. Для раннехристианского времени на Руси часты имена языческого происхождения, а то и кальки, например, Богдан = Феодосий (Богом данный). Однако последнее не имеет места в Житии, поскольку имя Феодосий изначальное, что следует из текста Нестора.
К с. 205. Меткое замечание: была причина переменить время просфоропечения с 12 на 2 года. Но ведь это при ориентации на 1032 год, который все отрицают - см. на с. 204 внизу: "Однако большинство исследователей считали известие Кассиановских редакций (то есть 2 года - В.С.) более достоверным", и далее мнение Голубинского: "…невозможно допустить … просфоропекарство целых 12 лет ...". В нашей статье (ТОДРЛ) есть и другие доводы.
К примечанию на с. 224. Время и причину прибытия в Курск отца Феодосия первым обосновал в статье "Черниговское княжество" А.К. Зайцев. Однако его опорное для хроники Жития доказательство Ю.А. Артамонов упускает в своих построениях.
К с. 225. О возрасте поставления в пресвитеры см. наши объяснения (ТОДРЛ). Ссылка же на Студийский устав по этому поводу не корректна: ведь перенёс этот устав в Печерский монастырь сам Феодосий, будучи его игуменом.
Заключение "психо-логическое" общее и, особенно, к с. 214. "Отрок" в 26 лет ? Да при таком твердом характере и рьяной натуре сидеть дома до слишком уж зрелого возраста - немыслимо ! Или мать хватил бы удар при таком сыне, или сын покинул бы дом и ушел "из мира", чему мать невольно способствовала своим поведением. Множество ситуативных примеров такого рода находим в Житиях святых.
В.И. Склярук
44. Житие Феодосия Печерского. С. 386.
45. Там же. С. 318.
46. Там же. С. 342.
47. ПВЛ. Ч. 1. С. 126.
48. ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 67
Труды Отдела Древнерусской литературы
Института русской литературы
(Пушкинский дом) АН СССР.
Том XLI. Л. "НАУКА" 1988. С. 317- 323.
Перейти: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7
|