К БИОГРАФИИ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

автор: Виктор СКЛЯРУК
Страница 4


будеть вам игумен".26) Приметно, что в этой характеристике статьи ПВЛ "чего ради прозвася Печерьскый манастырь" нет намека на почтенный возраст. Нет его в других местах этой статьи, так же как в другой статье ПВЛ - о кончине Феодосия. Нет и в Житии. В то же время Антоний в Житии семнадцать раз назван "старцем", и не только в этикетном смысле, но с оттенком уважения к возрасту.27)

Из древних правил церкви следует, что ограничения возраста для игумена не было (правило 19-е Седьмого вселенского собора 28)).

Несмотря на относительно недолгую жизнь, Феодосии провел в монастыре от прихода к Антонию до смерти в 1074 г. более двадцати лет -срок, достаточный для "подвигов", о которых повествует Нестор.

Для того чтобы определить, когда семья Феодосия прибыла в Курск, вспомним политическую обстановку того времени.

После битвы при Листвене в 1024 г. братья Ярослав и Мстислав разделили Русскую землю по Днепру. Левобережье отошло к Мстиславу, и киевский князь Ярослав не мог послать туда своего человека - отца Феодосия. Это стало возможным лишь после смерти Мстислава в 1036 г., когда "перея власть его всю Ярослав, и бысть самовластець Русьстѣй земли".29) В связи с этим можно предположить мотив прибытия отца Феодосия в Курск: укрепление власти князя на присоединенных землях.29a)

Мог ли Феодосии оказаться в Курске до 1024 г.? Нет, поскольку тогда в год пострижения ему было бы не менее двадцати семи лет, а такой возраст Нестор не мог назвать юным.

Итак, семья Феодосия оказалась в Курске н е ранее 1036 г. Это согласуется с юным возрастом пострижения - не ранее 1051 г. К 1036 г. можно приурочить первое письменное упоминание города Курска.

2

Для датировки упоминания Курска в историко-краеведческой и справочной литературе использовался 1032 год, выставленный на полях текста Жития в составе печатного Киево-Печерского патерика как год пострижения Феодосия. Туда он попал из Кассиановской второй редакции патерика. История возникновения этой даты достаточно сложна и противоречива. Позволим себе изложить мнения двух исследователей о причинах, породивших ее.

А.М. Кубарев сравнил списки Жития и обратил внимание на то, что в древнейших год не указан.30) В других проставлен на полях или в тексте, но киноварью, т. е. внесен посторонней рукой позже основного текста. Прочие позднейшие вставки вписаны чернилами как слова автора. Много перемен и в печатном патерике.31)

Датирование 1032 г. противоречит всей последовательности событий Жития и не согласно с рассказом ПВЛ, что позволяет считать эту дату ошибкой или натяжкой с целью удревнить начало монастыря. Однако


26. ПВЛ. Ч. 1. С. 107.

27. К неверному толкованию возраста Феодосия может привести неточный перевод выражения "от уны вьрьсты до сьде" как "от юных лет и до старости". См.: Житие Феодосия Печерского. С. 383; Древнерусские предания: (XI-XVI вв.). С. 70. - Значение слов "до сьде" - до сих пор, до этого места рассказа. См. примеры употребления по Указателю слов и форм в кн.: Успенский сборник XII-XIII вв. С. 712-713.

28. Книга правил. С. 125.

29. ПВЛ. Ч. 1. С. 101.

29a. Зайцев А.К. Черниговское княжество// Древнерусские княжества X-XIII вв. М., 1975

30. См. текст древнейшего из дошедших списков в кн.: Успенский сборник XII-XIII вв.

31. К у б а р е в  А.М. 1) О редакциях патерика печерского вообще в ответ на статью: "Обзор редакций Киево-печерского патерика, преимущественно древних". М., 1838. С. 101; 2) Исследование о Патерике печерском и описание древнейшего харатейного списка оного. М., 1847. С. 18.


Перейти: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7

Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
26.02.2010 г.



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову