дату поддерживает следующее сообщение ПВЛ: Антоний назначил Варлаама игуменом, "а сам иде в гору, и ископа печеру…, в ней же сконча живот свой, жив в добродѣтели, не выходя ис печеры лѣт 40 нигда же".32)
Известно, что Антоний умер в 1072 - 1073 гг. Если вычесть сорок лет, то действительно Феодосии пришел к нему в 1032 г. Но ведь Антоний перешел в новую пещеру при Изяславе. И если поверить указанию на сорок лет, то умер он много позднее 1094 г., что не соответствует летописной дате смерти. Добавим, что и до вселения в пещеру, и после Антоний покидал монастырь. Один раз - из-за гнева Изяслава за пострижение Варлаама (Житие). Другой - в 1060-х гг. - он временно оставил Киев и жил в Чернигове (ПВЛ). Таким образом, указание на сорок лет безвыходного пребывания в пещере не соответствует хронике его жизни.
Древнейший сохранившийся источник биографии Антония - статья ПВЛ "чего ради прозвася Печерьскый манастырь". В ней говорится об одном его путешествии на Афон, возвратившись из которого он поселился в пещере Илариона в 1051 г. Древнее житие Антония утеряно, а то, что помещено в печатном патерике, составлено по тексту "сказания, что ради прозвася Печерский монастырь", помещенного в Кассиановской редакции.33) Там говорится о двух путешествиях на Афон: из первого он вернулся в 1013 г., вновь ушел в начале княжения Святополка Окаянного (1015 г.), а возвратившись, поселился в пещере Илариона. Таким образом, с 1015 по 1051 г. он отсутствовал, и Феодосии никак не мог найти его в Киеве в 1032 г.34) Оба варианта биографии Антония не подтверждают эту дату.
Предположение о ее появлении выдвинул А. М. Кубарев. Уставщик Кассиан использовал указание летописи на сорок лет. Он вычел их из года смерти Антония и получил год его вселения в пещеру. Так одна ошибка породила другую.35)
Кубарев предлагает пути возникновения исходной ошибки. Первоначальный текст имел вид: "…не выходя ис печеры лѣт многа". "В таких случаях весьма обыкновенно слово "многа" писалось сокращенно одною или двумя буквами с присоединением также одной или двух букв наверху под титлом". Переписчик "легко сделал из него одну букву М, что еще было легче, когда она была написана с титлом, и выдал ее за числительное 40. Вероятно даже, что это сделал по убеждению, рассуждая о святости мужа и не исходном его пребывании в пещере". Далее Кубарев приводит пример ошибки такого рода в Никоновской летописи, когда слово "ми" составитель Никоновской летописи принял за числительную букву М -40.36)
Другой путь: "Если число лет было означено автором не числительною буквою, а словами, то я не усомнился бы вместо "не выходя из печеры лет четыредесять" (ибо возможно, что слово "сорок" принадлежит переписчикам) читать "четыренадесять"".37) Интересно, что Антоний прожил в последней пещере около 14 лет, хотя и покидал ее на время. - А.А. Шахматов считал исходной ошибкой указание на 1032 г. Оно и привело к вычислению неверного срока - сорока лет. Вот положения его доказательства.38)
В начале XII в. сведения о монастыре, в том числе материалы из Жития Антония, были собраны в Печерскую летопись, не дошедшую до нас.