Игумен Михайловского монастыря Сильвестр пользовался ею и дополнил летописный свод, составленный до него. Так отдельные изменения и факты из Печерской летописи могли попасть в последние редакции ПВЛ.
Печерская летопись была сводом, поэтому в ней могли быть и не согласованные между собой факты, и среди них - 1032 год. "…этот год читался в Печерской летописи в виде отдельного известия, помещенного вслед за известием 1030 и 1031 годов о смерти Болеслава, мятеже в Поль ской земле и прибытии к Антонию Моисея Угрина". В связи с приходом последнего, "по соображению Печерского летописца, к Антонию начала стекаться братия около 1031 года…Вот почему, и зная из Жития Феодосия, что одним из первых подвижников, прибывших к Антонию, был Феодосии, Печерский летописец признал 1032 год временем пострижения Феодосия: из Печерской летописи этот год… вставлен в кассиановских редакциях в текст Феодосиева жития".
Приведенные соображения вполне отвечали печерской тенденции удревнить начало монастыря. Итак, летописец с доверием отнесся к записям Жития Антония, что привело к неверному расчету сорока лет. Таково мнение А.А. Шахматова.
Ошибка в расчете была весьма заметна, и редакторы печатного патерика попытались выйти из затруднения. Они поставили два срока пребывания Антония в пещере: шестнадцать - в новой пещере (вместо сорока) и сорок - в пещере Илариона.
Сорокалетний срок отрицал Татищев, опираясь на бывшие у него, но не дошедшие до нас списки ПВЛ: "…в древнейших И или 8, а в других М или 40 положено, что неосторожностью повреждено и последнее со обстоятельствами сходно быть не может".39)
Кассиановская редакция распространила заблуждение. Из нее 1032 год попал в некоторые поздние летописи, например Густинскую 40) (составлена в 1623-1627 гг.), Новгородскую третью 41) (составлена в XVIII в.).
3
В Устюжской летописи назван срок жизни Феодосия - 82 года.42) Приведенные выше соображения и "относительно поздний характер" источника 43) (первая четверть XVI в.) ставят под сомнение достоверность сообщения. Но допустим, что оно верно. Тогда в год пострижения Феодосию было бы не менее 59 лет. Условимся, что пострижение было в его молодости, т. е. поставим под сомнение приход к Антонию не ранее 1051 г. В таком случае возникает вопрос: мог ли Нестор выпустить из виду четыре десятилетия из насыщенной событиями жизни подвижника?
Если согласиться с возрастом 82 года, то при поставлении игуменом Феодосию было около 70 лет, и он был старше многих монахов. Тогда возраст как-то отразился бы в характеристике, данной Антонием, - ведь за плечами Феодосия было бы полвека праведной жизни.
Любопытна одна деталь из рассказа о его кончине. Умер он 3 мая, а Пасха в этом году была 20 апреля. Уже во время Великого поста он заболел (почувствовал приближение смерти) и на четырнадцатый день по окончании поста после жестокой болезни скончался. Долгий пост, строжайше соблюдавшийся им, и болезнь сломили его, а не старость. Это видно и по тому, с каким удивлением монахи встретили его последние наставления: "Чьто убо сии сицево глаголеть? Еда, къде отшьдъ, съкрытися хощеть
39. Т а т и щ е в В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 4. С. 422, примеч. 187.
40. ПСРЛ. СПб., 1843. Т. 2. С. 266.
41. ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 210.
42. ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 28, 67.
43. Л у р ь е Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 191.
Перейти: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7
|