положив, что текст С1Л под 1057 г. - "Тогда бысть игумен Феодосий Печерский в Киеве" - читался в протографе иначе: "Тогда бысть пострижен Феодосий...".19) Это неубедительно по следующим причинам.
1. Имя было дано не при пострижении, а на восьмой день жизни. При этом Житие подчеркивает: священник дал имя Феодосию, "прозьря, еже о немь, яко хощеть измлада богу датися".20) Нет оснований полагать, что
этот эпизод выдуман. В тех случаях, когда Нестор не знал мирского имени, он обходился эквивалентом: "некый человѣкъ именемъ мирьскымъ" - Антоний, "того сынъ", отрок - Варлаам, "каженикъ нѣкто" - Ефрем.21)
2. В церковной практике во все времена известны случаи сохранения мирского имени по желанию постригаемого или монастырского начальства. В связи с этим кажется неверным мнение, что для подтверждения мирского имени приходилось ждать пострижения несколько лет, пока выпадет подходящее воскресение. В нашем случае ожидание совершенно исключается обстоятельствами, описанными в Житии.
3. В канонических правилах церкви нет указания на обязательность пострижения в воскресение.22)
4. Монашеское имя не было связано со святцами, как обычно было связано имя мирское.
За сообщением о свиданиях с матерью идет рассказ про боярского сына, который "часто прихожаше къ преподобьнымъ",23) т. е. к Антонию, Никону и Феодосию. Эпизод с боярским сыном связан с Изяславом (княжил с 1054 г.). Однако предыдущие события обходятся без его имени, что оставляет возможность пострижения Феодосия до 1054 г.
Князь простил монахам пострижение Варлаама, боярин простил сына, и "уже оттолѣ многыимъ приходящемъ въ пещеру благословления ради еже от отьць тѣхъ и друзии от нихъ бывааху чрьньци божиею благодатию".24) Этот текст, как и схожий текст ПВЛ, имеет в виду быстрый рост монастыря, но также не исключает пострижение Феодосия до вокняжения Изяслава.
Когда Никон, бывший священником, покинул монастырь, на его место Антоний поставил Феодосия.
14-е правило Шестого вселенского собора по поводу минимального возраста священника подтвердило указание Неокесарийского поместного собора: "…во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати".25) Если Феодосии родился в начале 1030-х гг., то в конце 1050-х ему было около тридцати лет. Молодость его не стала препятствием к рукоположению: учтем его образованность, подвижничество, малочисленность братии - двенадцать (ПВЛ) или пятнадцать (Житие). Заметим, что православие переживало тот ранний период на Руси, когда шло усвоение его традиций, в монастырях еще не было уставов: не случайно Феодосий-игумен послал за строгим уставом Студийского монастыря - в нем была необходимость. К тому же в истории церкви известны исключения из многих правил.
Около 1062 г. Варлаам по приказу князи стал игуменом другого монастыря. Антоний предложил сделать главой обители Феодосия: "Кто болий в вас, ак же Федосий, послушьливый, кроткый, смѣреный, да сь
19. Ш а х м а т о в А. А. Разыскания... С. 434.
20. Житие Феодосия Печерского. С. 306.
21. Вот как была выражена презумпция по этому поводу: "имя "Феодосий", по всей вероятности, дано ему при пострижении вместо мирского имени, которого, очевидно, ни Нестор, ни келарь Феодор не знали" (Ч а г о в е ц В..А. Преподобный Феодосии Печерский … С. 10).
22. См.: Книга правил. М., 1886.
23. Житие Феодосия Печерского. С. 322.
24. Там же. С. 328.
25. Книга правил. С. 75, 141.
Перейти: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7
|