К БИОГРАФИИ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

автор: Виктор СКЛЯРУК
Страница 2

пытках поступить в один из киевских монастырей. Антоний предупреждает о трудностях монашеской жизни: "Чадо… Ты же унъ сый".9) Поселившись в его пещере, Феодосии стал подвижником, и удивлялись Антоний и Никон "сьмѣрению его, и покорению и толику его въ уности благонравьству, и укрѣплению, и бъдрости".10) Сообщив, что после четырех лет поисков мать нашла его в Киеве, Нестор продолжает рассказ о жизни "отрока".

Очевидно, автор неоднократно отмечает молодость своего героя не в силу этикетной формулы, обычной в житийной литературе, а в соответствии с фактами реальной биографии.

Двенадцать лет - слишком долгое время и потому, что мать препятствовала занятию, и потому, что велико было желание Феодосия и часты попытки уйти из дома. Когда мать возвратила его из соседнего города, где он пек просфоры, она "запрети ему".11) Далее в рассказе это занятие не упоминается: "бѣ же съмѣренъ сьрьдцьмь и покоривъ къ вьсѣмъ".12) Рассматриваем этот текст и дальнейший (о веригах) как указание на то, что после запрета матери Феодосии иным образом, нежели прежде, стал спасать душу, а именно - смирением и страданием.

A.М. Кубарев считал срок "двѣнадесяте лѣтѣ" ошибкой харатейного списка, правильным же - "две лѣтѣ или болѣ" в списке Жития в составе Киево-Печерского патерика.13) Этот срок указан во всех списках патерика, в основе которых лежит Кассиановская вторая редакция 1462 г.14)

Если это и не ошибка, то, кажется, нет причин к преднамеренному искажению срока в сторону уменьшения. Скорее, в одном из ранних списков произведена обратная перемена - "две лѣтѣ" на "двѣнадесяте", что усиливало значение подвига в условиях борьбы с косной средой.

B.А. Чаговец отметил: "С принятием же свидетельства других списков устраняются все эти кажущиеся несообразности и недоумения; в таком случае пр. Феодосии приходит к Антонию действительно юношей (около 20 лет)".15)

Феодосии был пострижен не ранее 1051 г. В этом году "освободилась" пещера, в которой поселился Антоний и куда к нему пришел Феодосии. Прежний обитатель ее Иларион стал митрополитом.16) Нельзя предположить, что прошло значительное время от прихода к Антонию до пострижения. Ведь срок испытания (послушничество) ввел сам Феодосии, будучи игуменом.17)

А.А. Шахматов отметил, что пострижение было не ранее 1051 или 1052 г., и уточняет год, руководствуясь тем, что, судя по имени, пострижение было 11 января. Он определил годы, в которые воскресение приходилось на это число, - 1052 и 1058 18) - и остановился на 1058, пред-


9. Там же. С. 316.

10. Там же. С. 318.

11. Там же. С. 314. - Переводится неточно как "заперла". См.: Житие Феодосия Печерского. С. 315; Древнерусские предания: (XI-XVI вв.). М., 1982. С. 54. - Значение слова "запрети" - приказать, в данном случае в смысле запрета. См. примеры употребления по Указателю слов и форм в кн.: Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 569.

12. Там же.

13. К у б а р е в  А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // Русский исторический сборник, издаваемый Обществом истории и древностей российских. М., 1842. Кн. 4. С. 414.

14. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 18.

15. Ч а г о в е ц    В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. С. 12.

16. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 104, 105 (сер. "Литературные памятники").

17. Житие Феодосия Печерского. С. 334.

18. См.: Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 434. - В расчет, давший 1052 г., видимо, вкралась ошибка. И января этого года была суббота. См.: Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань, 1980. Табл. 25, 34.


Перейти: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7

Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
26.02.2010 г.



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову