ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
автор: Александр ПодушкинСведения о православной церкви во имя святого пророка Ильи, о ее священнослужителях и прихожанах. Конфликт прихожан с причтой. Драчевская община Евангельских христиан баптистов. Архивные источники. Ильинская церковь[1] в селе Ново-Ильинском , Драчевка тож, деревянная, была построена в 1774 году. Относилась к 3-му Благочинному округу Обоянского уезда Курской Епархии. Расстоянием сия церковь от благочинного[2] и почтового пункта в 15 верстах и от консистории[3] в 46 верстах. Ближайшая к ней церковь Богородицко-Никитская села Паники в 3 верстах и Ильинская села Котельникова в 5 верстах[4]. Церковное здание, северная ее сторона. Фото 2021 год.. Из Клировой ведомости 1895 года: Церковь и при ней колокольня деревянная, прочная. Возобновлена и распространена пределами в 1846 году. Престол в ней один - во имя пророка Ильи. Святой Антиминс[5], выдан в 1891 году, находится в целости и содержится в чистоте, и не подвергся никакой порче. Утварью и богослужебными книгами церковь достаточна, нотных книг[6] в ней нет. Причте при ней по штату положено быть: священнику, дьякону и псаломщику. Земли при сей церкви 2 дес.[7], хлебопашенной 38 дес. и под лесом 5 дес., документов на землю нет, причта владеет ею бесспорно. Приписной церкви[8] и часовни[9] при сей церкви нет, домовой церкви[10] в Приходе[11] нет. Опись церковного имущества, есть главная и дополнительная, выдана в 1857 году, шнур и печать в них целы, имущество церковное в них занесено все. При ней имеется 3451 рубль 29 копеек капитала, образовавшегося из пожертвований прихожан на постройку нового храма из светского дохода[12], означенные деньги внесены в сберегательную кассу при Обоянском уездном казначействе по книжке № 909. Приходно-расходные книги выданы из Консистории в 1895 году. Копии с метрических книг существуют с 1778 года и хранятся в целости. Обыскная книга[13] выдана из Консистории в 1876 году. При церкви имеется библиотека, состоящая из книг религиозно-нравственного содержания: Библия на славянском наречии, "Толковое Евангелие" и "Толковый Апостол" Еп. Михаила, "Симон-Петр" св. Трухманова, "Пособие к прочтению Устава Богослужения православной церкви" протоирея Никольского, "Практическое руководство для священнослужителей" П. Нечаева, "Исповедание православной веры", "….. к глаголемому старообрядцу" Митрополита Филорета, "Полный месяцеслов Востока" Еп. Сергия 2 тома, "Открытие мощей святителя Митрофана", "Указание состава Литургии", проповеди и некоторые другие книги, которые находятся в целостности, а так же выписываются Церковные[14] и Епархиальные[15] ведомости. Приходское кладбище находится на выгонном месте, близ церкви, просторное, окопано жителями валом и находится под присмотром церковного сторожа. Кладбище в селе Драчевка. Фото 2021 год. Церковная школа грамоты открыта в 1888 году, октября 17 дня; занимается в ней священник и дьякон без всякого вознаграждения. Учащихся в ней в 1894 году было 48 мальчиков и 12 девочек. Все прихожане сей церкви имеют жительство в селе Новоильинском, Драчевка тож и состоят из государственных крестьян и нижних чинов. 299 дворов, 994 души мужского пола, 972 души женского пола. Сверх того в Приходе 4 двора, 14 душ мужского пола и 14 женского пола раскольников Австрийской епархии[16]. (ГАКО Ф-20 опись 3л дело 136) Сведения о причте: В 1890 году в ней служили священник Василий Кокарев[17] и псаломщик Василий Васильев.[18] В послужном списке о причте в означенной церкви за 1895-й год о имеются сведения о следующих церковно-служителях: Священник Григорий Васильевъ Васильев, сын умершего псаломщика сей церкви - воспитывался в Курской духовной семинарии и окончил в ней полный курс учения в 1893 году со свидетельством второго разряда и званием воспитанника. Перемещен на настоящее место 9 марта 1894 года Преосвященнейшим Ювеналием Епископом Курским и Белгородским, рукоположен во священники к сей церкви. Указ на перемещение и грамоту имеет. От роду ему, Василию 25 лет. В семействе у него жена Феоктиста Петрова 19 лет. Дьякон Дмитрий Владимировъ Курлов сын умершего дьякона Успенской церкви слободы Рыбинских Буд, Обоянского уезда. Воспитывался в Курской духовной семинарии и окончил в ней полный курс учения со свидетельством 2 разряда и званием воспитанника в 1888 году . Перемещен, согласно прошению к сей Ильинской церкви 13 апреля 1893 года. Состоит учителем грамоты. Указ на перемещение и грамоту имеет. Вдовец. От роду ему Курлову 32 года. В семействе у него мать вдова дьякона Анна Андреева 59 лет. Исправляющий должность псаломщика Алексей Никитинъ Бирюков сын учителя народного училища села Селина, Дмитриевского уезда. Воспитывался в Курской духовной семинарии и окончил 16 февраля 1895 года в ней курсы учения 2-го класса со свидетельством воспитанника 3 класса. Определен, согласно прошению, на настоящее место 27 сентября 1895 года. Указ имеет. От роду ему Бирюкову 18 лет. Церковный староста Ильинской церкви села Новоильинского с 1882 года государственный крестьянин Флор Мироновъ Канунников. (ГАКО Ф-20 опись 3л. дело 136) В 1908 году священник И.А. Войков, дьякон К.Н. Вишневский, псаломщик П.Т. Титов.[19] Титов Петр Терентьевич 1881 г.р., крестьянского происхождения, перемещен к Ильинской церкви села Ново-Ильинского Обоянского уезда 12 октября 1907 года в качестве исполняющего должность псаломщика. 31 декабря 1911 года утвержден в должности псаломщика. Жена Матрена Даниловна, дети: Григорий, Агриппина, Анна, Параскева, Клавдия. (Ф-20 опись 3л дело 158 стр. 39) П. Титов 28 июля 1914 г. был призван на войну. По прошению его жены Матрены Титовой место псаломщика оставлено за его сыном Григорием Титовым, который временно исполнял обязанности псаломщика за своего отца. П. Титова, обучался в Обоянском Духовном училище. С июля 1914 года исполнял должность псаломщика вместо своего отца, взятого на войну. C 24 февраля по сентябрь 1915 года состоял временным заместителем учителя в Паникинской церковно-приходской школе. (ГАКО Ф-483 опись 1 дело 21) В октябре 1917 года Григорий Петрович Титов писал прошение Никодиму Курскому и Обоянскому о назначении его псаломщиком в Богоявленскую церковь села Сырцева, Обоянского уезда. Приложением подано удостоверение о cдаче экзамена на должность псаломщика 1917 года октября 6-го дня и Приговор прихожан Сырцевского Общества: " … 1917 года Октября 1 дня мы, нижеподписавшиеся Курской губернии Обоянской уезда Краснянской волости села Сырцева, граждане сего числа на Общем собрании, на полном сельском сходе в количестве 1597 человек, где в присутствии нашего председателя Игната Сырцева ,постановили сей Приговор в том, что сего числа к нам явился гражданин Григорий Петровъ Титов и объявил свое желание поступить псаломщиком при нашей Богоявленской церкви. В том и подписались прихожане сея церкви … " Переведен. (ГАКО Ф-20 опись 3л дело 473) Из Клировой ведомости 1915 года: Престолов в ней было два: Первый во имя Святого Пророка Ильи и второй во имя Святого благоверного князя Александра Невского.[20] В 1915 году в церкви служили: Священник Иоанн Афанасьевъ Войков родился 27 июля 1863 года. Окончил курс в Белгородской учительской семинарии в 1880 году. 7 сентября 1880 года был определен в Рагозенское начальное училище Тимского уезда. По прошению 20 мая 1882 года перемещен на должность учителя в Верх. Опоченское училище того же уезда. 30 октября 1890 года был утвержден учителем Грязновского образовательного училища Тимского уезда. 1 января 1892 года был назначен заведующим того же училища. 18 августа 1897 года по распоряжению Министерства Народного Просвещения перемещен на должность учителя в Ср. Опоченское второклассное училище Старо-Оскольского уезда, а 24 октября 1898 года определен на должность старшего учителя в Троицкую второклассную церковно-приходскую школу. По его прошению, 29-го августа 1901 года перемещен на такую же должность во второклассную церковно-приходскую школу села Добрый Колодезь Тимского уезда. 18 сентября 1905 года Его Преосвященством Епископом Питиримом рукоположен дьяконом к Николаевской церкви села Тестово Щигровского уезда, где занимался в местной школе. 24 октября 1906 года тем же епископом перемещен к Троицкой церкви села Рагозцы Тимского уезда, где проходил должность учителя и законоучителя в местной церковно-приходской школе. 17 октября 1907 года Епископом Питиримом рукоположен в сан иерея к сей Ильинской церкви. Со дня вступления в приход исполнял обязанности законоучителя и заведующего в местной церковно -приходской школе. Грамоту и указ имеет. При прохождении учительской должности Иоанн Афанасьевъ Войков неоднократно награждался памятными медалями, грамотами и денежными премиями от Земства и Министерства Народного Просвещения. Ко Дню Святой Пасхи 14 апреля 1913 года был награжден набедренником. Ко Дню Святой Пасхи 6 апреля 1914 года за полезную службу получил Архипастерское благословение. В семействе у него жена Мария Сергеева 1872 г.р.. Их дети: Григорий 1890 г.р., окончил курс Курской Духовной Семинарии, состоял на должности псаломщика при Рождества-Богородицкой церкви села Салтыкова Старо-Оскольского уезда. Дьякон Константин Николаевъ Вишневский 1864 г.р., обучался в Обоянском Духовном училище, по увольнению из 2-го класса в 1887 году, определен Преосвященнейшим Иустином псаломщиком в Вознесенскую церковь села Вышняго Реутца . 18 февраля 1907 года Преосвященнейшим Иоанникием Епископом Белгородским рукоположен в сан дьякона с оставлением в должности псаломщика при той же церкви. 4 ноября 1907 года Преосвященнейшим Питиримом Епископом Курским и Обоянским на настоящее дьяконское место. Из- за болезни священника, с 3-го февраля по 1-е декабря 1911 года, исполнял обязанности законоучителя в местной церковно приходской школе. С октября 1912 года и по 1-е сентября 1913 года состоял помощником законоучителя при той же школе. В семействе у него, жена Надежда Львова 1871 г.р.. Их дети: Олимпиада - 1893 г.р., обучавшаяся в 4-м классе женской гимназии, состояла учителем в церковной школе Обоянского уезда, Анна - 1895 г.р. - окончила курс 7 класса Курской Епархиального женского училища, состояла учителем в земской школе Харьковской губернии, Антонина - 1898 г.р., окончила курс Епархиального женского училища, состояла учительницей в Земской школе Обоянского уезда. Петр - 1901 г.р., обучавшийся в 4-м классе Обоянского Духовного училища, Дмитрий - 1909 г.р.. Псаломщик Петр Терентьевъ Титов 27 сентября 1880 г.р.. Окончил курс в Больше-Маяченской церковно-приходской школе Обоянского уезда и по выдержании установленного экзамена на звание псаломщика, Преосвященнейшим Иоанникием Белгородским определен на должность псаломщика к Николаевской церкви села Большой Маячек. Тем же Епископом перемещен для полезной службы на настоящее место в 1907 году. Имеет свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы. Определением Епархиального начальства утвержден в должности псаломщика 29 декабря 1911 года. С 28 марта 1912 года и по 18 июля 1914 года состоял учителем военной гимнастики в местной церковно-приходской школе с вознаграждением из местных средств по 25 копеек за урок. Указ имеет. За полезную службу получил Архипастырское благословение, на что имеет свидетельство от 1-го мая 1915 года. 18 июля 1914 года был мобилизован на войну, откуда в октябре того же года был уволен как псаломщик неправильно был призван, а затем на основании Высочайшего распоряжения, 17 ноября, снова был призван и отправлен в госпиталь. На испытании, комиссией врачей, состоявшейся 13 декабря 1914 года, был уволен со всей военной службы. В семействе у него жена Матрена Данилова 1879 г.р.. Сыновья: Григорий 1899 г.р., Александр 1914 г.р., Иоанн 1915 г.р.. Дочери: Агриппина 1904 г.р., Анна 1906 г.р., Параскева 1907 г.р. Клавдия 1909 г.р., Мария 1911 г.р.. Церковным старостой с 1915 года был назначен государственный крестьянин Иван Тимофеев Чистяков. (ГАКО Ф-483 опись 1 дело 21) Внутреннее помещение бывшей церкви. Церковное здание, южная ее сторона. Фото 2021 год. СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА ИЛЬИНСКОЙ ЦЕРКВИ в селе Ново-Ильинском, Драчевка тож, 1-го благочинного округа Обоянского уезда, Курской епархии. При осмотре оказалось, что к Ильинской церкви принадлежат следующие строения: 1. ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи и внутри обита тесом и окрашена масляною краскою покрыта железом и при ней таковая же колокольня. Длина церкви считая и колокольню - 38 арш., наибольшая ширина24 арш. и высота до верха карниза 20 арш. На церкви имеется одна большая главка, окон больших 14 шт. ; дверей (не считая в иконостасах) 3 наружних двухстворчатых и внутренних 3 из коих одна двухстворчатая. Иконостасов два : главный - длинною 14 арш. и высотой 6 арш. и южный, боковой - длинною 7 арш. и высотою 7 ? арш.. Колокольня в 3 яруса общей высотой до верха карниза 25 арш. Церковь построена в 1774 году, возобновлена постройкой из дубового леса в 1913 году. Ближайшая к церкви постройка - крестьянская клуня (помещение для молотьбы хлеба) находится с западной стороны на расстоянии 50 сажней. Примечание: Означенная Ильинская церковь построена взамен ветхой старой церкви зарегистрированной по 3-му благочинному округу Обоянского уезда, к которому приход сей церкви принадлежал, 19 июня 1910 года под № 1, т.к. старая церковь подлежала сносу, то согласно статьи 25 Инструкции, должно быть с 1914 года исключена из застрахованных. Страховая карточка по страховой оценки от 29 ноября 1913 года на здание Ильинской церкви. Церковь с двумя иконостасами, деревянная, прочная оценена вместе с иконостасами и колокольнею в 40 000 (сорок тысяч рублей). Годичный страховой взнос 104 рубля. 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА со сторожкою при ней, деревянная на каменном фундаменте, крытая железом, внутри и снаружи обмазана глиною длинною 25 арш., шириною 11 арш. и высотою от земли 5 арш. ; 14 окон с двойными рамами ; 1 дверь двухстворчатая и 7 одностворчатых ; 1 русская печь в кухне, 2 голандские в сторожке. При этом здании имеются трое досчатых сеней размером каждая 3х5х3 арш. по одной двери в каждой. Здание прочное, еще новое, находится около церкви. Страховая карточка по страховой оценки от 24 января 1913 года на здание. Церковно-приходская школа деревянная, прочная, оценочная стоимость 1500 рублей. Годичный страховой взнос 6 руб. 90 коп. 3 . Д0М ДЛЯ СВЯЩЕННИКА - деревянный, крытый железом на каменном фундаменте, размером 12х9х4 арш. ; внутри и снаружи оштукатурен ; окон 8 с двойными рамами, дверей: 3 двухстворчатых, 2 одностворчатых. При доме досчатый коридор и кладовая, из коих первой длиною 8 арш. и шириною 2 ? арш. с двумя большими окнами и 2 двустворчатыми дверями, а вторая, т.е. кладовая, длиною 4 арш. и шириною 2,5 арш. с одной дверью. Дом прочный, построен в 1898 году. 1. Кухня при доме тоже деревянная, крытая железом, размером 7х6х3 ? аршин ; окон 4 с двойными рамами, дверей 1, печей 2, печей 2. При кухне досчатые сени длиною 5 аршин и шириною 3 аршина, с одной дверью. Здание прочное. 2. Амбар деревянный, крытый железом с одной дверью 8х7х3 ? арш. 3. Плетневый сарай, крытый глино-соломою размером 15х7х3 арш. с одной двухстворчатою дверью. 4. Плетневый сарай, крытый соломою под глину размером 6х5 ? х3 арш. с одной дверью. 5. Плетневый сарай, крытый соломою под глину, с одной дверью размером 9х6х3 арш. 6. Плетневый сарай, крытый соломою под глину размером 4х6х3 арш.. с одной дверью. 7. Плетневый сарай, крытый соломою под глину размером 4х6х3 арш.. с одной дверью. Страховая карточка на здание по страховой оценки 24 января 1913 года. Дом для священника, деревянный, прочный, оценочная сумма 1000 рублей. Кухня при доме деревянная, прочная - 200 рублей. Амбар деревянный прочный - 200 рублей. 1-й плетневый сарай, деревянный непрочный - 70 рублей. 2-й плетневый сарай, деревянный непрочный - 20 рублей. 3-й плетневый сарай, деревянный непрочный - 30 рублей. 4-й плетневый сарай, деревянный непрочный - 10 рублей. 5-й плетневый сарай, деревянный непрочный - 10 рублей. Годичный страховой взнос 7 руб. 42 коп. Оценку составляли: Благочинный священник Михаил Четвериков, священник Иоанн Войков, священник села Паник., дьякон Вишневский, псаломщик Петр Титов, церковный староста крестьянин Федор Звягин. Представители крестьян Афанасий Звягин и Александр Изотов (РГИА Ф-799 опись 33, дело 734 стр. 63-70) 1917 года мая 22 числа, мы нижеподписавшиеся граждане Курской губернии Обоянского уезда, Медвенской волости села Ново-Ильинского, Драчевка тож, собравшись сего числа под председательством нашего председателя, нашего сельского комитета, Лукьяна Чистякова и в присутствии членов его: Федора Конунникова, Матвея Русанова, Давида Чикина и Якова Русанова. На собрании присутствовал так же и церковный комитет, председатель его Андрей Звягин и члены его: Иван Канунников, Павел Звягин, Михаил и Сергей Звягины и церковный староста Федор Апухтин, куда были приглашены все прихожане мужчины и женщины на котором единогласно постановили просить Епископа Курского об увольнении от нас священника о. Иоанна Войкова и заменить его другим священником. Названный священник Войков прослужил у нас 10 лет и мы от него не слышали 10-ти проповедей или поучения как пастыря церкви, он думал только, как какого-нибудь прихожанина в тюрьму загнать, тем и занимался, что судился с прихожанами. Несколько человек из прихожан были осуждены и сидели в тюрьме по прошениям священника Войкова. Так как он имел связь с полицией и Земским начальником Тимофеевым и благодаря этой ситуации нам прихожанам приходилось бояться священника как какого-нибудь провокатора. Сельский староста Михаил Русанов, так же причастен к агитации священника и всегда выполнял волю священника беспрекословно. Благодаря священнику, Земский начальник Тимофеев, который за взятку был уволен от должности Земского начальника при старом правительстве, этот самый Тимофеев, по настоянию священника был прислан у нас заседателем строительного комитета по постройки нового храма в нашем селе, а священник и сельский староста Русанов, и волостной судья были членами этого комитета, и таким образом проводилась у нас постройка храма, так, как было выгодно подрядчику Оленченкову, который нам принудительно был рекомендован священником Войковым и начальником Тимофеевым. Земский начальник Тимофеев на постройку храма являлся один раз в год, как бы для формы, а не для того чтобы дать конкретные указания подрядчику в постройки церкви. Нами замечалось, что Тимофеев был подкуплен подрядчиком. Священнику требовать правильности постройки церкви так же было нельзя, потому что все щепки и разные отрубки забирались священником, запас их до сих пор не истощался. Это просто - на просто, сказать, непростительный был комитет по постройки храма Божьего. Компания окружающая подрядчика, которому она стоила как видно и денег, и щепок, и разного рода подкупов. Это видно, из того, что во время постройки церкви, если кто-то из прихожан замечал неправильности в постройки церкви и осмеливался делать замечания подрядчику, то те люди по доносу священника отправлялись к Земскому начальнику Тимофееву, а последний или угрожал ссылкой в Сибирь, если это еще повториться, или кулачной расправой, или прям сажал в тюрьму как бунтовщика. Благодаря этой же агитации наше все общество было у полицейской власти записано забастовщиками и бунтовщиками как политически не благонадежные, все это агитация нашего пастыря церкви Войкова. Строительный комитет израсходовал на постройку церкви около 50 тысяч рублей наших денег собиравших нами десятки лет для этой цели, так что и концов невозможно найти, а отстроили церковь как не для нас. Крыша течет еще с самого окончания и в течении 4-х лет службы в ней, вся облиняла и необходимо требует уже грамотного расхода на ремонт. Как требуется по смете, окрашена она была не краской, а почти мылом, которое сразу же обмылось дождем. Крыша покрылась ржавчиной и издает течь. В апреле месяце нами было поручено нашему сельскому исполнительному комитету произвести учет по постройки церкви, чего до сего времени мы не могли делать. Комитет вынес на вид это очень печальное явление, потому что деньги тратились беспощадно. Некоторые расходы известные комитету на Приход записаны не правильно. Расходы, хотя и оправданы документами, но заметно, что они не соответствуют истине. За такое явление, священник Войков в лице прихожан ни как священник и наставник, а как расхититель наших мозольных копеек, которые мы собирали десятки лет по средствам оклада душ[21] в течении многих лет. Расходы, вызванные закладной на прием гостей производились самим священником, на что тратились тысячи рублей на угощение. Все покупал священник и забирал себе в дом. К посвящению был куплен большой никелевый самовар, большая лампа (люстра), которые священник присвоил себе в собственность. Мы любим церковь и всегда готовы последнюю лепту пожертвовать на украшение, но только не при таком пастыре. Из-за названного священника мы стали с недоверием смотреть на церковь, потому что служитель, как нам известно, человек не оправдывающий пастырского звания. Он отвлек нас от церкви и мы вынуждены с прискорбью оставлять свою церковь и обращаться с каким либо требованием в город. При этом мы лишились пения в церкви. При прочих священниках у нас в храме было великолепно организовано пение, это потому что священники заботились об этом, а этот св. Войков вместо того чтобы способствовать к организации пения в церкви, он публично прогонял тех любителей пения, которые ему не дарили подарки при посещении им наших домов, а остальные видя такую глупость священника бросили продолжать пение как любители. Поэтому убедительно просим Вас Преосвященнейший Владыка вывести от нас священника Войкова, которому мы в службе уже отказали и назначить нам другого священника. При священнике Войкове наши прихожане стали неаккуратно выполнять обязанности христианина, это потому что мы стеснялись открывать свои грехи названному священнику. Сколько мы не давали прошения при старом режиме, все они дальше Благочинного не шли. На основании добытой нами свободы мы повторяем нашу просьбу вывести от нас священника Войкова в скором времени как вредного для нас элемента, который безжалостно мучит нас. Он должен понести известное наказание как преступник старого времени. Дьякона нашей церкви Константина Вишневского, так же просим отчислить от нашей церкви и дьяконскую вакансию от нашей церкви совершенно упразднить, потому что названный дьякон прослужил у нас так же около 10 лет и мы не видим от него пользы. В церковной школе заниматься оказался неспособным, к организации пения в церкви он также не способен, к тому же не интересуется этим. Он служил у священника исключительно потому что, если кто приходил к священнику с какой либо требой, то он без дьякона не обходился, священник всегда приглашал его на разговоры с прихожанами, так как он хорошо знал, что дьякон, в случае надобности, не постесняется побожиться 20-30 раз его начальству в клевете и жульническим уверткам. Он не достоин быть служителем церкви. Из него был бы опытный скупщик. Просим Ваше Преосвященство, названного нами дьякона отчислить от нашей церкви с упразднением дьяконской вакансии без которого мы вполне обойдемся, а потому в данное тяжелое время мы не в состоянии содержать перечисленную причту. В том и подписуемся к своему постановлению, граждане грамотные: Сергей Звягин, Федор Канунников, Семен Чикин, Иван Апухтин, Матвей Канунников, Илья и Трофим Звягины, Митрофан Звягин, Яков Русанов, Константин Чикин, Григорий Русанов, Андрей Кравцев, Трофим Чистяков, Павел Юдин, Дмитрий Изотов, Петр Звягин, Петр Краснопивцев, Матвей Чистяков, Трофим Канунников, Мирон Изотов, Михаил Канунников, Михаил Звягин,. Неграмотных 131 прихожанин, за них и за себя расписался Петр Апухтин. В правильности составления настоящего постановления подписью и приложениями к части удовлетворяется. Председатель сельского исполнительного комитета А. Чистяков. Сего 1917 года, Мая 22 дня. Выписка из журнала № 4 заседания Епархиального Церковного Совета от 29 мая 1917 года. Ст.20 Слушали: Приговор граждан села Новоильинского, Обоянского уезда от 22 мая сего года об увольнении священника Иоанна Войкова. ПОСТАНОВИЛИ: Предложить окружному Церковному Совету совместно с представителями уездного или волостного Исполнительного Комитетов, произвести примирение и если таковое не удастся, проверить приговор закрытой баллотировкой[22]. О результатах незамедлительно уведомить Епархиальный Церковный Совет. 1917 года, июня 13 дня. За подписью столоначальника. 1917 года, Июня 11 дня Председатель Сельского Исполнительного Комитета, явился и заявил, что общество не желает ни примериться, ни проверять Приговор, что новым священником Михаилом Зубковым прихожане очень довольны. 5-го июня 1917 года он перемещен к Ильинской церкви села Ново-Ильинского Обоянского уезда. (ГАКО Ф-20 опись 3л дело 245) Зубков Михаил Михайлович 1883 г.р. Окончил курсы духовной семинарии в 1905 году. Рукоположен во священники к Дмитриевской церкви села Волкова Ново-Оскольского уезда 25 марта 1909 года, где состоял заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе. 5-го июня 1917 года перемещен к Ильинской церкви села Ново-Ильинского Обоянского уезда. От куда уволен за штат 19 Октября 1917 года по собственному прошению. (Ф-20 опись 3л дело 147 стр. 13) На его место переведен священник Иванов Илья Алексеевич. Его преосвященству Феофану Епископу Курскому и Обоянскому Курской Духовной Консистории. Доклад. Консистория имеет честь представить при сем на усмотрение Вашего Преосвященства, Рапорт Окружного Церковного Совета 4-го округа Обоянского уезда с перепиской по делу об удалении из Прихода села Ново-Ильинского, Драчевка тож, Обоянского уезда, священника Иоанна Войкова. 1917 года Августа 21 дня. (ГАКО Ф-20 опись 3л дело 245) Вопрос о дьяконе Константине Вишневском, тоже рассмотрелся. Съезд духовенства 4-го Благочинного округа Обоянского уезда в собрании своем 30-го июня сего 1917 года, имели суждение по поводу слуха о поступлении на священнейшее место в село Белое нашего округа дьякона Вишневского. Не желая работать с товарищем-священником, не имеющим образования, как неспособного к пастырской работе при настоящих условиях церковной жизни и не имеющего рекомендаций о своей честности и товарищеской порядочности, а тем более уже заявившим себя людям способным идти на всякие средства и условия для достижения своих целей. Сход добыл все нужные сведения относительно дьякона Вишневского: 1. Дьякон Вишневский образования никакого не получил, если не считать таковым то, что дал дьякону Вишневскому один класс духовного училища. 2. При поступлении своем д. Вишневский лукаво писал, что ему желателен только сан, а доходами будет довольствоваться псаломщическими. Теперь же, при своем намерении поступить священником в село Белое и для получения надлежащего Приговора мирян, он заявил им, что будет служить бесплатно. А между тем, его земляк заявил, что дьякон Вишневский занимается ростовщичеством[23]. При такой не хорошей, если не сказать больше, способности Вишневского, возможно, что он со временем такими нечестными способами будет добиваться лучшего Прихода. По сему съезд постановляет просить Епархиальное начальство избавить округ от такого соработника. Резолюцию Его преосвященства, Преосвященнейшего Феофана на 5-е сего Июля я был назначен к рукоположению во священника к церкви села Белого, Обоянского уезда, но в следствии поступившего протеста от священников 4-го округа Обоянского уезда, в состав этого округа входит и село Белое о недопущении меня к рукоположению по следующим причинам: якобы я когда-то занимался ростовщичеством и не получении мною надлежащего образования. Я же предугадывал, что это дело священника Андрея Чефранова, он же в благочинном том округе, которого цель переместить своего сына священника в просимый мною Приход . Священнику о. Андрею Чефранову уже раз удалось не допустить меня в первый предоставленный мне Приход села Черенова, отделившейся от села Белого, куда сам перешел. Для опровержения этого протеста я пригласил лично к Владыке председателя Обоянского Окружного Совета священников о. Иоанна Попова и о. Вениамина Смирницкого, с которыми я служил 9 лет тому назад и они категорически опровергли этот протест и заявили Владыки в пользу мою; в следствии чего Владыка вручил этот протест священнику о. Иоанну Попову и просил возвратить его с письменным отзывом за подписью членов Совета; в виду этого мне не пришлось рукоположиться 5-го июля, но владыка обещал рукоположить меня 20 июля сего года, если только получить отзыв от Обоянского Церковного Совета. Я же принимая во внимание тяжелое настоящее время и в недальний день, в который я назначен к рукоположению, а главное получение отзыва от Совета, почтительнейше прошу Епархиальный Церковный Совет обсудить мою просьбу и освободить меня от протеста представленного священниками. 1917 года Июня 29 дня. Мы нижеподписавшиеся граждане села Белого Обоянского уезда сего числа на сельском Сходе, где под председательством Ивана Яковлева Якунина временного сельского Комитета, взамен выбывшего из нашего Прихода священника о. Андрея Чефранова постановило на сходе пригласить к нам дьякона села Ново-Ильинского Константина Вишневского. Как нам известно, человек он добросовестный и достойный иерейского сана, просим его поступить священником в наш осиротевший Приход на долгое время духовной жизни, а также обязались содержать его. О чем составили настоящий Приговор и к сему подписуемся прихожане села Белого … . 1917 года Июля 17 дня, Дьякон Ильинской церкви села Ново-Ильинского Обоянского уезда Константин Вишневский определен согласно его прошения Преосвященнейшим Феофаном Епископом Рыльским на священное место к Васильевской церкви села Белого Обоянского уезда, от роду 53-х лет, сын псаломщика Николая Ивановича Вишневского и жены его Татьяны Петровой, образованием 2 кл. духовного училища, женатый первым браком на девице, дочери псаломщика Надежды Львовой Мальцевой, православного вероисповедания. Ищущего рукоположения во иерейский сан для славы Божией и спасения душ, с искренним намерением послужить святой Церкви … . Рукоположен во священника. Епархиальным Советом переведен на священнейшее место в село Белое Обоянского уезда. (ГАКО Ф-20 опись 3л дело 243) 20 января Советом Народных Комиссаров был принят ДЕКРЕТ "ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ". В документе: " Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать ни какой." Право на свое официальное существование получили разные культы: православные старообрядческие, православные нового течения, последователи "Живой церкви", последователи древле-апостольской церкви, старообрядческих, католических, лютеранских, магометанских, иудейских, евангелических, адвентистских, баптистских, караимских и других религиозных обществ. В царской России к ним применялись ограничительные и запретительные меры, но по настоящему настойчивые и беспощадные гонения развернулись во время правления Николая I направленные на полное уничтожение старообрядческой церкви. Прогрессивными Советскими законами обеспечивалось: "свободное исполнение религиозных обрядов, если они не нарушают общественного порядка и не ограничивают права граждан Советской республики. Никто не может уклоняться от своих гражданских обязанностей ссылаясь на свои религиозные воззрения. Акты гражданского состояния, запись браков и рождений ведется гражданской властью. Не допускается преподавание религиозных вероучений в государственных и общественных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Граждане могут обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества не пользуются никакими преимуществами от государства, подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах. Никакие церковные и религиозные общества не имеют право владеть собственностью, права юридического лица они не имеют. Все церковное имущество объявляется народным достоянием." Все бывшие церковно-приходские дома не зависимо от того на чьи средства они были построены, согласно Декрета от 20/01-18 г. (С.У. №18 ст 263) и инструкции Народного Комиссариата Юстиции от 24.08.1918 г. являются национализированными, составляют имущество государства находятся в ведении Губернских, Уездных и Волостных Комитетов. Здание и предметы религиозного культа отдаются религиозным обществам для исполнения богослужений в бесплатное и бессрочное пользование на следующих условиях: 1. Верующие обязаны беречь переданный им храм пользоваться им соответственно его назначению и предоставлять его в пользование единоверцам. 2. Верующие обязаны из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в них предметов, также по ремонту, страхованию, уплате налогов, коммунальных услуг и т.д. 3. Верующие обязаны иметь инвентарную опись всего переданного им имущества и вносить в него все поступающие новые предметы религиозного культа, не представляющие частной собственности отдельных граждан. 4. В случае неисполнения объявленных обязанностей храмы отбираются Советом Рабочих и Крестьянских депутатов и передаются в ведение соответствующих государственных органов. Лица пользовавшиеся данным храмом несут ответственность за целостность и сохранность переданного по договору храма и находящихся в нем богослужебных предметов. (из протокола к инструкции НКВД №411 от 13 сентября 1924 г.) 18 июня 1923 года (ГАКО Р-1287 опись 1 дело 177 стр. 46), согласно закону о порядке регистрации Ильинское православно-христианское общество села Драчевки было зарегистрированно в Уездном Обоянском Отделением Управления за № 12. В апреле 1924 года на встрече патриарха Тихона с председателем СНК А.И. Рыковым и председателем ВЦИК М.И. Калининым было принято решение об устранении противоречий в законодательстве в отношении легализации органов церковного управления и регистрации религиозных общин в соответствии со сложившейся практикой, на основании этого союзы и общества подлежали перерегистрации. 21 декабря 1924 года Собрание верующих Ильинской церкви под председательством Ивана Афанасьевича Звягина, при секретаре Петре Егоровиче Краснопивцеве постановили: Просить Исполнительный орган Ильинской религиозной общины ходатайствовать пред Медвенским волисполкомом о перерегистрации общества с предоставлением Устава, Договора, описи имущества, списка служителей культа, списка членов исполнительного органа, списка членов общества. УСТАВ Ильинского религиозного общества в селе Драчевка Обоянского уезда Курской губернии: 1. Задачи общества: - Религиозное общество Ильинское имеет цель объединения граждан православно-христианского исповедания села Драчевки. - С этой целью Ильинское религиозное общество устраивает собрания, управляет имуществом полученным по договорам от местных органов Советской власти. - Заключает сделки правового характера связанные с управлением культовым имуществом - Участвует в съездах религиозных обществ. - Назначает служителей для совершения религиозных обрядов. 2. Состав Общества: - Членом религиозного общества может быть каждый гражданин принадлежащий к данному культу. - Зачисление в члены общества производится общим собранием членов общества открытым голосованием, простым большинством голосов. - Выбытие из членов общества производится по личному заявлению выбывающего или по постановлению 2/3 наличного числа членов общества по спискам. - Списки Членов общества ежегодно представляются в отдел управления Курского Губисполкома. 3. Средства общества. - Отдельные члены общества или его уполномоченные могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов связанных с обладанием культовым имуществом. Обязательных членских взносов возложено быть не может. 4. Управление делами общества. - Все вопросы вытекающие из жизни общества разрешаются на собраниях открытым голосованием, большинством голосов, за исключением случаев предусмотренных в уставе общества. - Для выполнения своих постановлений, а также внешнего представительства общее собрание по мере встретившейся надобности выделяет из своей среды уполномоченных. 5. Порядок изменения устава общества. - Устав общества может быть изменен общим собранием по предложению его членов 2/3 голосов с последующим утверждением в отделе Управления. 6.Порядок закрытия общества. - Общество может быть закрыто: а) по постановлению соответствующего органа Губернского или уездного исполкома б) в следствии ареста части членов общества. - в случае закрытия общества все имущество находящееся в пользование членами общества возвращается местному совету по инвентарной описи специальным уполномоченным избранным ликвидационным собранием общества. ДОГОВОР (на бумаге рукописным текстом в свободном изложении, см. источник) Мы нижеподписавшиеся граждане села Драчевки, Медвенской волости Курского уезда и Курской губернии имеющее в нем свое местожительство заключили настоящий договор с Медвенским Волостным Исполнительным Комитетом Совета рабочих и крестьянских депутатов в лице председателя Крюкова Г.Н. в том, что сего числа января 7 дня 1925 года, приняли от названного Исполкома в бессрочное и бесплатное пользование находящееся в селе Драчевки богослужебное здание (церковь) с богослужебными предметами по особой описи при сем прилагаемой нами заверенной нашими подписями на нижеследующих условиях: 1. Мы нижеподписавшиеся граждане обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно по назначению. Принимая на себя всю ответственность за целостность и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдением нами по этому соглашению и иных обязанностей. 2. Храмом и находящимся в нем богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и предоставлять в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. 3. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано в несоответствующих целях. Ст.1,2 настоящего договора, в частности в принятых нами богослужебных помещениях, мы обязуемся не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления. Раздачу или продажу книг, брошюр, листков и посланий направленных против Советской власти или ее представителей. 4. В произнесение проповедей враждебной Советской власти или отдельным представителям ее и совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения вражды к Советской власти, в виду чего мы обязуемся подчиниться всем распоряжениям местного Исполкома относительно распорядка пользования колоколами. 5. Мы обязуемся на свои средства производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма, находящихся в нем предметов, как то: по ремонту, отоплению, обязательному страхованию строений, охранений его, оплате долгов и местных налогов и т.п.. 6 Мы обязуемся иметь у себя ответственную опись всего имущества в которую должны вносить все вновь поступающие предметы религиозного культа не представляющих собой частной собственности отдельных граждан. 7. Мы обязуемся беспрепятственно допускать в не богослужебное время уполномоченных Исполкомом лиц к периодической проверке и осмотру как самого здания, так и его имущества. 8. Мы обязуемся как взятое нами здание так и постройки прилегающие к нему содержать в полной чистоте и опрятности. За продажу или порчу переданных нам предметов, мы все несем ответственность солидарно, в пределах ущерба нанесенного имуществу. 9. Мы обязуемся, в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить его в том самом виде в каком оно было принято нами в пользование и на хранение. 10. В кладбищенских храмах и на кладбищах мы обязуемся сопровождать своих единоверцев. В случае желания заинтересованных лиц религиозными обрядами, в смысле торжественности, одинаковыми для всех и за одинаковую для всех без исключения граждан плату, размер которой должен быть нами ежегодно объявлен во всеобщие сведения. 11. За непринятие всех от нас зависящих мер к выполнению обязанностей вытекающих из этого договора, или его прямое нарушение, мы подвергаемся к уголовной ответственности по всей строгости законов РСФСР. 12. В случае желания нашего прекратить действия договора, мы обязаны донести о том, письменно до сведения Волостной комитет, причем в недельный срок со дня подачи Исполкому заявления мы продолжаем оставаться обязанными этим договором и несем всю ответственность по его исполнению, так же обязуемся сдать в этот период времени принятое нами имущество и поступившее тоже. 13. Каждый из нас подписавший договор может выбыть из числа участников договора подав о том письменное заявление в Исполком, что не избавляет выбывшего нести ответственность за весь ущерб нанесенный народному достоянию в период его участия в пользовании и управлении имуществом. 14. Мы обязуемся ежегодно к 1-му августа давать сведения о составе нашей общины путем доставления Исполкому именных списков. 15. Никто из нас и мы все вместе не имеем право кому то ни было из граждан принадлежащих к нашему вероисповеданию и не опороченных по суду отказывать подписать настоящий договор и принимать участие в управлении упомянутым в договоре имуществом на общих основаниях. 16. Мы обязуемся не допускать, без специального в каждом отдельном случае Исполкома, проживания кого бы то ни было из лиц как духовного, так и гражданского звания в арендуемых нами зданиях. 17. Мы обязуемся устранить из арендуемых нами помещений, как молитвенных, так и приспособленных к нему все предметы оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как то плакаты, доски, надписи на стенах и богослужебных предметах произведенные в целях увековечивания памяти низверженной народом династии и ее предшественников. 18. Публичные церемония, а равно и созыв общих собраний верующих на предмет обсуждения церковных вопросов мы обязуемся совершать не иначе как с разрешения Волостного комитета в районе которого находится община. Все церковные вопросы на собрании обязуемся разрешать только большинством голосов членов общества. Отнюдь не допускать хождение по дворам для сбора подписей на заранее заготовленном протоколе. 19. Мы обязуемся во время совершения богослужений не поминать нами как духовного, так и гражданского звания опороченных по суду или находящихся под следствием. 20. Мы обязуемся при совершении публичных богослужений и хождению по дворам своих членов принимать все меры к сохранению порядка и спокойствия граждан и не нарушать Советских законов. В неслужебное время и в особенности во время собраний при разрешении иных вопросов мы обязуемся соблюдать полный прядок или разрешать вопросы только по существу не нарушая повестки дня, на которые получено разрешение Исполкома и не вызывая даже косвенной агитации как против власти, так и отдельных ее представителей. 21. Экземпляр настоящего договора хранится в делах Исполкома, второй выдается группе граждан подписавшихся под договором и получивших богослужебное здание и находящиеся в ней предметы предназначенные для богослужебных целей. Подписи прихожан. Опись имущества Ильинского храма: Церковь деревянная в длину с колокольней 44 арш.[7], в ширину 30 арш., крытая железом, возобновлена постройкой в 1913 году. На колокольне весит четыре колокола : медный большой весом 105 пудов, медный малый весом 17 пудов один, другой малый четыре пуда и самый малый семнадцать футов. В храме Алтарь[24], в нем два деревянных престола[25] , на них две льняных срачицы[26], три парчевых напрестольных одежды, два деревянных жертвенника[27] с парчевыми одеждами. На главном престоле: два напрестольных металлических креста, за престолом медный семисвечник и большой металлический крест один, над крестом металлический вызолоченный ковчег[28] в деревянном за стеклом футляре один, на престольных больших металлических Евангелий два, Евангелий в манчестерновом[29] переплете два, на горнеем месте[30] икона Спасителя на полотне одна, на жертвеннике две иконы "Св. Иоасофа" и "Кирилла и Мефодия" деревянные на вызолоченном фоне, по сторонам горнеего места металлические иконы "Св. Пантелеймона" и "Александра Невского." Над царскими вратами металлическая икона Спасителя одна, один большой с металлическим прибором сосуд, один малый без дискоса и звездицы металлический сосуд, один металлический дискос[31], одна металлическая звездица[32], две металлические дароносицы[33], три металлических ковчега два с футлярами и один без футляра, два металлических сосуда, две больших металлических тарелки, четыре малых металлических тарелочки, два металлических ковшика, два старых металлических кадила[34], одно без употребления, одна водосвятная чаша, одно всеношное металлическое блюдо, три малых копия[35], три пары воздухов[36], два больших выносных креста, два больших деревянных стола и еще один небольшой столик, круглый деревянный табурет, одна большая скамья. В южном престоле: металлический ковчег один, на нем желтая парчевая одежда одна, два металлических креста, жертвенник деревянный с желтой срачицей и парчевой одеждой один, медный семисвечник один, большой выносной металлический крест один, крестильный ящик с прибором один, два старых поломанных металлических ковчега, на жертвеннике две иконы со стеклом. Иконостас трехсторонный одноярусный вызолоченный сплошной позолотой в нем двадцать две разных икон писанные красками на цинке. Во всем храме четыре металлические люстры, четыре деревянных аналоя[37], один аналой металлический, иконостас предпрестольный сплошной позолотой один, в нем двадцать две иконы на цинке, в каждом алтаре по трое дверей с иконами на цинке, всего разных икон в храме кроме иконостаса пятьдесят шесть, четырнадцать медных подсвечника, одна пара металлических венцов[38], три пары металлических харугвий[39], деревянная вызолоченная рака[40], на ней три вызолоченные плащеницы[41], две шелковых весьма ветхие завесы[42], пять суконных ковров, два деревянных вызолоченных киота[43], ктиторский ящик[44], свечной ветхий шкаф, медный кувшин, один медный таз, медная купель одна[45], один металлический фонарь, старый деревянный шкаф с разными книгами, шкаф с богослужебными книгами, Гардероб деревянный в нем следующие вещи: три парчевые не совсем поношенные священнические облочения[46], семь риз[47] поношенных парчевых, семь разных подризников[48], шесть разных дьяконских стихарей[49] парчевых, пять напрестольных покрывал, четыре одежды с престола старой церкви, две одежды с жертвенника старой церкви, несколько штук епитрахилей[50] , поручей, поясов, воздухов вышедших из употребления.[51] Согласно Прстановлению ВЦИК № 209 1924 г. в с. Драчевка Медвенской волости Курского уезда зарегистрировано Ильинское религиозное православное общество. В списке административного отдела Курского Губисполкома за 1926 год числится под порядковым номером 696. (ГАКО ф.Р-1287 опись 1 дело № 177 стр.38) СПИСОК служителей культа Ильинского религиозно-православного христианского общества в селе Драчевка Обоянского уезда Курской губернии. Данные на 1923 год. (ГАКО ф.Р-1287, оп. 1, д. 177, л. 40)
СПИСОК членов исполнительного органа Ильинского религиозно-православного христианского общества в селе Драчевка Обоянского уезда Курской губернии ГАКО. Данные на июнь 1923 года. (ГАКО ф.Р-1287, оп. 1, д. 177, л. 39)
СПИСОК верующих (совершеннолетних) прихожан православно-христианской общины Ильинской церкви села Драчевки Медвенской волости Курской губернии. Данные на июнь 1923 года. (ГАКО ф.Р-1287, оп. 1, д. 177, лл. 55-62)
Драчевская община христиан баптистов в июне 1923 года, на открытом собрании, в присутствии 50 человек членов общины единогласно избрала председателем религиозного общества Мальцева Акима Федоровича, секретарем Стародубцева Афанасия Кирилловича и уполномочили Суровцева Родиона Матвеева быть ее представителем и постановила ходатайствовать в органах государственной власти о регистрации общины, согласно инструкции Наркомюста РСФСР о порядке регистрации религиозных обществ, от 27 апреля 1923 года. СПИСОК членов общины Евангельских христиан баптистов села Драчевки, Обоянского уезда Курской губернии. Составлен 10 июня 1923 года. (ф.Р-1287 опись 1 дело 175 стр.18, 18об.) Мальцев Аким Федорович (уроженец с. Панино), Мальцев Михаил Акимович, Мальцева Анна Акимова, Изотов Федор Иванович, Русанов Павел Иванов, Русанов Яков Михайлов, Изотов Петр Тихонов, Канунников Петр Иосифов, Канунников Павел Родионов, Корнев Роман Максимов, Канунникова Татьяна Лукьянова, Чикина Анна Иванова, Русанова Нионила Данилова, Русанова Анна Афанасьева, Изотова Надежда Федорова, Изотова Анастасия Михайлова, Русанов Аверьян Михайлов, Звягин Павел Федоров, Звягина Анна Иванова, Звягин Гавриил Федорович, Звягина Василиса Ильинова, Чикин Александр Филиппов, Чикина Нионила Миронова, Звягина Матрена Гаврилова, Канунникова Ефрасинья Стефанова, Краснопивцева Наталья Игнатова, Стародубцев Афанасий Кириллов, Танков Моисей Викторов, Сотников Антон Петров, Сотников Стефан Терентьев, Иванов Антон Петров, Суровцев Родион Матвеев, Придворов Петр Матвеев, Боев Никита Похомов, Придворов Василий Дмитриев, Придворов Иван Васильев, Боев Дмитрий Сергеев, Сотникова Татьяна Яковлева, Иванова Лукерья Михайлова, Иванова Пилагея Антонова, Придворова Анна Николаева, Орехова Ефимия Никитова, Боева Нионила Феодосеева, Придворова Наталья Васильева, Придворова Евдакия Васильева, Придворова Акулина Стефанова, Петюшов Лукьян Егоров, Карпушин Никита, Придворов Семен, Танков Федосей Иванов, Горлов Андрей Осипов, Горлов Тихон Васильев, Руднев Яков Павлов, Руднев Василий Антонов, Руднева Пелагея Иванова, Руднев Гавриил Антонов. Община зарегистрирована. Во времена Советского государства, ни Ильинская церковь, ни православно-христианское общество села Драчевки никаким притеснениям и тем более гонениям со стороны Советской власти не подвергалась, если не считать "наглым нападением на всенародно чтимые предметы культа" следующую информацию: 1 июня 1922 года, во время разразившегося по всей Советской России страшного голода 1921-1922 гг., Уездной подкомиссией при Курской Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на предмет их реализации с целью оказания помощи голодающим, членами подкомиссии Михаилом Дмитриевичем Кармазиным и Филиппом Ивановичем Трубиным в присутствии представителей от группы верующих Мирона Ивановича Изотова, Сергея Азаровича Звягина, Федора Михайловича Апухтина, церковного старосты Степана Митрофановича Юдина и священника Ильи Алексеевича Иванова в Ильинской православной церкви был изъят один серебряный крест. (ф.Р-1287 опись 1 дело № 177 стр.67-68) В 30-х годах прошлого столетия на территории прилегающей к кладбищу Правлением к-за им. "16-го Партсъезда" при участии Районного финансового отдела была выстроена 4-летняя школа[53], клуб, здание для библиотеки и медицинского пункта, которые мирно соседствовали с церковным зданием, в котором уже не проводились службы, а само помещение было куплено у государства колхозом и было использовано под зернохранилище. С 70-х лет, упомянутые выше общественные учреждения прекратили свое функционирование. В расположенном рядом с ними помещении, ранее принадлежавшей церкви, колхоз складировал с/х удобрения, гербициды и другие вещества используемые при выращивании сельскохозяйственных культур общенародного потребления. [54] ПРИМЕЧАНИЯ:1.- Основная функция церквей до революции 1917 года: проповедь христианской религии среди прихожан, исполнение всех церковных праздников и обрядов, а так же регистрация браков, рождений, смертей. 2.- Благочиннический округ, часть территории епархии возглавляемой административно-должностным лицом Русской православной церкви (благочинным). Благочинные округа были организованы после крестьянской реформы 1861 года взамен духовных правлений. 3. - Духовная Консистория занималась хозяйственными, финансовыми вопросами, строительством церквей, а так же личным составом духовенства, делами о преступлениях и проступках служителей культа. Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 года духовная консистория была упразднена. 4.- Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской Епархии за 1908 год. 5. - В православии, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле. Является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Он же является документом, разрешающим совершение литургии. 6.- Нотные книги - богослужебные книги, предназначенные для пения. 7.- 1 десятина - 10 925.392 метра квадратных или 1,09 га или 109,25 соток. Аршин - 71.12 см. 8.- Приписная церковь - это храм, принадлежащий православной общине, которая не имеет юридической самостоятельности, а потому приписывается к основному храму. 9.- Часовня - это небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. 10.- Домовая церковь - в православии это освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица. 11.- Приход - низшая церковная организация объединявшая верующих одного храма (церкви). Приход образовывался на территории с населением не менее 700 душ мужского пола. Всего на территории Курской губернии в конце 19 века было 1027 приходов. 12.- Средства прихожан на поддержание существования Церкви. 13.- Обыск церковный - письменный акт, составляемый причтом церкви пред венчанием, в шнурозапечатанной книге, которая выдается консисторией. Введен с 1802 года. 14.- "Церковные ведомости" - еженедельный журнал Российской империи, официальный орган Святейшего правительствующего синода. Издавался с 1888 года. 15.- "Епархиальные ведомости" - местные официальные церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. 16.- В Обоянском уезде в основном размещались бывшие военнопленные наполеоновской армии - австрийцы пожелавшие принять российское подданство, в последствии их фамилии переиначили на русский лад, но веру своих отцов они сохранили. 17.- В Справочной тетради о церквах записано фамилия священника Ко(к)орев, возможно ошибка. И его настоящая фамилия Ко(н)орев. 18.- Справочная тетрадь о церквах Курской Епархии и составъ их причтов 1890 года. 19.- Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской Епархии за 1908 год. Издание Курской Духовной Консистории. Эликтрическая Типо-Литография П.З. Либерман 1909 г.. 20.- В клировой ведомости о церкви 1895 года существует информация об одном престоле
21.- Грамотно планировали свой личный доход. 22.- "баллотировка" закрытая (тайная) подача голосов посредством шаров или записок, опускаемых в тот или другой ящик. 23. - Предоставление денег в долг с условием их возврата с процентами. 24. - Алтарь "высокий" (лат.)- священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. 25.- В алтаре находятся Престол - святой Стол четвероугольной формы, находящийся в центре алтаря, освященный и облаченный в священные одежды. Престол является самым священным местом в храме, т.к. знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной Славы. На нем совершается Таинство Евхаристии. 26.- Срачица или Катасарка (греч.)особо освященная белая нижняя одежда престола. Срачица покрывает весь престол и знаменует собой плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при положении во гроб. 27.- Жертвенник в алтаре как и престол, является одним из главных предметов церковной утвари, необходимых для совершения Божественной Литургии. Он представляет собой стол той же высоты, что и престол, но меньшей площади. На жертвеннике непременно стоит распятие, перед которым горит лампада. Он символизирует собой Голгофу- гору, на которой принес Себя в жертву за грехи человечества Господь Иисус Христос. Когда на жертвеннике находятся Святые Дары, он становится подобием Небесного престола. На же?ртвеннике, происходит приготовление хлеба и вина для Таинства (проскоми?дия). 28.- Ковчег - древнееврейское слово означает "вместилище, ящик", "гроб, саркофаг" . Ковчег Завета представляет собой изготовленный из дерева и обложен золотом ларец для хранения Святых Даров. В Библии священный объект, в котором хранились каменные скрижали Завета с десятью заповедями. 29. - Манчестеровый переплет - хлопчатобумажный бархат, по имени города Manchester, центра хлопчатобумажной промышленности в Англии. 30.- Горнее место - место у восточной стены алтаря, напротив престола. 31.- Дискос - в Православной церкви один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего - младенца Иисуса Христа. Используется во время Литургии. 32.- Звездица - это предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду. Используется в проскомидии (первой части православной литургии). Звездицу ставят на дискос четырьмя концами над находящимися на нём частицами хлеба, приготовленных для евхаристии. 33.- Дароно?сица - это переносная дарохранительница для хранения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма. 34.- Кадила - сосуд для каждения, сжигания фимиама (ладана) во время богослужений. 35.- Копие - православии обоюдоострый нож с треугольным лезвием. Относят к священным сосудам. 36.- Воздух - тканый покров, предназначенный, в частности, для покрытия располагаемых на дискосе и в потире святых даров приготовленных к освящению на Божественной Литургии. 37.- Аналой, высокий столик с наклонной столешницей. На него кладут богослужебные книги или иконы. В храме, как правило, несколько аналоев. На центральном аналое обычно лежит икона праздника или святого, память которого совершается в этот день. 38.- Венцы употребляются при таинстве брака. Это таинство имеет второе название - Венчание. 39.- Хоругвь представляет собой церковный атрибут в виде знамени, на котором изображены Богородица, Иисус Христос, или лики других святых. Икона в металле или полотне на длинном шесте для участия в крестном ходе. 40.- Рака - это ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба. 41.- Матерчатое полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа. В конце вечерни Великой Пятницы плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полуношницы, на которой снова уносится в алтарь. 42.- Церковная завеса или катапетасма (греч.) - занавес в храме, располагающийся за Царскими вратами со стороны алтаря, закрываемый и открываемый в ходе богослужения в соответствии с чинопоследованием церковных служб. 43.- Киот или кивотос (греч.) - ларь, ящик, рама или ковчег со стеклом, обычно деревянный, для хранения икон. 44.- Ктитор (греч.) - староста церковный или лицо за счет которого выстроен храм. 45.- Купелью называется высокий большой, сосуд, в котором крестят младенцев. 46.- Священнические облачения - одежды священника утвержденные церковью, применяемые к разным случаям. 47.- Риза или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. 48.- Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении литургии. Это длинная до пят одежда, в талию с узкими рукавами, белого или желтого цвета, шелковая. 49.- Стихарь, одежда, богослужебное облачение священно-церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами. Различаются стихари дьякона, священника и архиерея. 50.- Епитрахилью называется принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, расположенное на шее в виде длинной ленты, огибающей шею и обоими концами спускающееся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. 51.- См. "Справочник православного человека" Пономарев В. Издательство Москва: Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 1: Православный храм. 2006.- 126 с. ISBN 5-89101-176-7
52. - В таблице обозначены четыре семьи, которые в своем хозяйстве имели ветряные мельницы, как правило на таких производственных объектах использовался наемный труд. Советские законы запрещали эксплуатацию человека человеком. Все фабрики, заводы, мануфактуры подлежали национализации и объявлялись народной собственностью. С начала 1930 года ЦИК и СНК приняли меры по ликвидации кулацких хозяйств и национализации сельхозпредприятий: крупорушек, мельниц, маслобоек, крупных отрубных хозяйств с конфискацией принадлежащих им хозяйственных построек, сельхозмашин, инвентаря, рабочего и продуктивного скота и передачей их в коллективные хозяйства: артели, колхозы .
53. - ГАКО ф. Р-4006 опись 2 дело 713 стр.26 54.- По сведениям полученных от жителей села Драчевки. Постскриптум. Едем в Драчевку … . Когда то здесь был и центр небольшого колхоза, сельский дом культуры, школа, медпункт, древняя деревянная церквушка, все это вехи прошлой жизни села. Но о недобросовестном священнике и его подручных вряд ли кто сейчас вспомнит. Кладбище, где лежат многие поколения драчевцев, не заброшено, не огорожено, ухоженные могилы, свежеокрашенные оградки, цветы, сирень, тишина, умиротворение … . Здесь покоятся очень уважаемые люди, потомки трудового народа Великой Советской эпохи, тех обманутых прихожан, кем до сих пор гордится Драчевка: Герой Советского Союза Звягин Андрей Григорьевич Председатель ( 1972-1982 гг.) колхоза "Великий октябрь" Ерпулев Алексей Николаевич. Во время его руководства строились животноводческие фермы, освоена механизированная дойка коров, завозилось оборудование, техника, достигнуты большие урожаи сахарной свеклы и зерновых культур. Строились асфальтированные дороги, дома для молодых семей и полностью было газифицировано село. Участник Великой Отечественной войны, тракторист, бригадир тракторной бригады, главный инженер колхоза "Великий Октябрь" и просто хороший человек Звягин Нестер Моисеевич … и еще многие, многие наши земляки заслуживающие искреннего уважения и памяти люди. Просьба к читателям при копировании и размещении данного материала делать ссылку на первоисточник Курск-Дореволюционный и автора. Искренне благодарен всем тем, кто принял хотя бы самое малое участие в подготовке материала. Автор Подушкин Александр. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 05.12.2023 г. КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ: МЕДВЕНКА ЦЕРКВИ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА Церковь в честь Святителя Митрофана епископа Воронежского Богородицко - Никитская церквь села Паники Покровская Церковь. Село 1-е Любицкое. Михаило-Архангельская Церковь. с. Гостомль. |
|