МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. СЕЛО ГОСТОМЛЬ..

автор: Александр Подушкин

По данным списка населенных мест за 1862 год в селе Гостомль, при речке Реут, Курского уезда, было 167 дворов, где проживало 1245 душ мужского пола и 1263 души женского пола. Имелась православная церковь.[1]


Михаило-Архангельская церковь. Южная сторона.

Первое упоминание о церкви Михаила Архангела, в селе Гостомль, встречается в документах 4-й Ревизии (учет населения) за 1782-й год, в это время село числилось в Суджанской округе Курского наместничества. [2]


Михаило-Архангельская церковь. Северная сторона.


Михаило-Архангельская церковь. Вход в храм.


Михаило-Архангельская церковь. Иконостас

В рапорте священника Ильи Зеленина, Курского уезда, Спасского Волостного Правления, за 1868 год, марта 11 дня сообщалось, что Архангельская церковь села Гостомль построенная в 1688 году. [3]

В 1868 году, прихожане Архангельской церкви обратились к Его Преосвященству, Преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому, Кавалеру, с прошением о постройки каменной церкви:

"1868 года, Января 17 числа, мы, ниже подписавшиеся государственные крестьяне, Курской губернии, Курского уезда, села Гостомли, Михаило-Архангельской церкви прихожане, количеством 300 домохозяев, из сего числа, на сельском сходе постановили сей приговор, так как в нашем селе Архангельская церковь обветшала и требует значительной поправки, при том же она для нашего прихода тесна, то мы по единодушному соглашению изъявили свое желание построить новую каменную церковь.

Для постройки предполагаемой нами церкви источники следующие: сто двадцать десятин под распашку степной сенокосной земли; около лозы паровой земли десятин восемьдесят; за рекою Реутом паровой земли четыре десятины; за Лысою горою распашной и сенокосной земли девять десятин; концевой земли около речки Гостомли двадцать восемь десятин и за рекою Реутом около речки Любача, концевой, двенадцать десятин. Означенная земля может приносить доходу в год тысячу двести шестьдесят пять рублей серебром.

Старателями церкви мы избираем из общины нашей, государственных крестьян Давыда Наумова Евглевского, Сергея Алексеева Кузнецова, и Стефана Макарова Познякова, которые имеют право распоряжаться доходами получаемыми с этой земли для постройки церкви до окончании оной с показанием прихода и расхода делать по книгам. Кроме оных дел означеных старателей, для привоза к церкви разных материалов и для других церковных надобностей, мы обязуемся доставлять подвоз людей, а так же хлеб и провизию работникам и разных снастерств по контракту с ними. Наконец, если старателями найдено будет по оным делам сделать в пользу церкви доброохотный сбор с нас, то мы от сего не отказываемся, а изъявляем свое полное согласие.

К сему приговору подписуемся: Никита Иванов Найденов; Матвей Наумов и Григорий Киряев Вытовтовы; Михаил Михеев Евглевский; Сергей Максимов Ворсин; Федор Филиппов Найденов; Василий Иванов Гладков; Матвей Иванов Петров; Михаил Никитин, Георгий Яковлев, Гавриил Пантелеймонов Березуцкие; Яков Прокофьев, Иаким Емельянов, Иван Иванов, Федор Данилов, Димитрий Павлов Ворсины; Сергей Димитриев, Филипп Федоров, Иван Иванов, Федор Климантов, Василий Митрофанов, Василий Абрамов, Трофим Иоанов, Иван Максимов Мицкие; Никанор Егоров и Лука Филиппов Березуцкие; Яков Евсеев Гладков; Никита Иосифов Золотарев; Федот Дементьев, Василий Иванов Герасимовы; Петр Иванов, Иван Иосифов, Семен Трофимов Кузнецовы; Семен Димитриев Найденов, Киприан Прокофьев, Григорий Игнатов, Василий Димитриев, Филипп Алексеев Золотаревы; Петр Петров, Димитрий Кириллов, Михаил Иванов, Иван Поликарпов, Михаил Архипов, Никифор Петров, Григорий Максимов Алтуховы; Родион Яковлев, Федот Потапов, Семен Иванов Алтуховы, Григорий Поликарпов и Иван Поликарпов Гладковы; Адриан Дементьев Евглевский; Иван Козмин Золотарев; Максим Иванов, Егор Иванов и Ефим Иванов Пономаревы; Елисей Аврамов, Иван Игнатов Бледновы; Стефан Макаров, Гавриил Яковлев Позняковы; Филипп Андреев Петров и другие. Сей приговор свидетельствовал сельский староста Алексей Павлов Евглевский."

1868 года 23 февраля дня к докладу февраля 22 дня, истребовав план, рассмотреть это прошение Его Преосвященству, Преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому и Кавалеру.

Уполномоченных обществом Курского уезда, села Гостомли старателей Давыда Наумова Евглевского, Сергея Алексеева Кузнецова, Стефана Макарова Познякова

Покорнейшее прошение

В селе нашем церковь во имя Архистратега Михаила, обветшала и требует значительной поправки, при том же она для нашего прихода тесна, тесны с прочими домохозяевами значащимися в двух засвидетельствовавших волостным начальством приговорах, по единодушному согласию изъявили желание построить новую каменную церковь. Для каковой постройки домохозяева села Гостомли предположили в здачу в разных местах землю двести пятьдесят три десятины, которых земля может приносить доходу в год 1265 рублей серебром. а так же изъявили согласие участвовать в построении новой церкви Государственные крестьяне деревни Свидной в числе 30 домохозяев и отдать 32 десятины пахотной земли, которая может приносить доход 160 рублей серебром в год. Вашему Преосвященству имеем честь доложить, что для постройки нами новой каменной церкви имеем капитальной суммы 1000 рублей серебром, притом приготовлении нами кирпича, о чем с рядчиком заключен уже нами контракт.

Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благословите нас устроить каменную церковь на новом месте, получить план на оную церковь, о чем учинить Архипастырскую резолюцию.

Курскому уездному Благочинному, священнику Илье Зеленину.

Села Гостомли Архангельской церкви, священно-церковнослужители

Прихожане нашей Архангельской церкви изъявили полное свое желание, вместо ветхой нашей деревянной церкви устроить новую, каменного здания церковь и на новом месте. На что составили они на сходе своем два приговора (решения) за нашими подписями и с засвидетельствованием в Спасском Волостном Правлении, при договоренности в обществе и при прошении Его Преосвященству. Священник Михаил Четвериков, священник Василий Успенский, дьякон Иван Булгаков, дьячок Николай Алфимов, пономарь Илья Булгаков.

Рапорт Благочинного священника Зеленина, Курского уезда, Спасского Волостного Правления.

1868 года, марта 11 дня. Благочинный, Священник Илья Зеленин, при старшине Спасского Волостного Правления Курского уезда Федора Найденова и собрании прихожан, государственных крестьян села Гостомли, в исполнении Указа Курской Духовной Консистории от 7-го марта за № 1597 поступившее в следствии прошения прихожан села Гостомли о построении в Приходе их, каменной церкви и на новом месте, вместо ветхой деревянной, на основании 45 ст. Устава Духовной Консистории производил дознание и оказалось следующее: Первое, место на котором прихожане села Гостомли предполагают возвести новую каменную церковь, прилично и удобно, на выгонной площади, можно сказать в центральном расположении Прихода. Второе, грунт земли, глинистый. Третье, заботятся они - прихожане, о постройке новой каменной церкви по крайней своей необходимости. Настоящая их деревянная церковь существующая более полутораста лет, а именно, как видно из клировых ведомостей с 1688 года, чрезвычайно обветшала во многих местах износилась, от чего происходит сильная течь в нее, а особенно в куполе. Поправки (ремонта) же требует весьма значительной. По Приходу она маловместительна. Прихожан при сей церкви значится 1230 душ мужского пола и 1283 души женского пола. Причты при оной церкви издавна по штату положено: Священнику, Дьякону и двум прислужникам. В настоящее время по распоряжению Епархиального Начальства состоит другой священник. Земли при сей церкви - усадебной 3 десятины, пашенной 31 десятина, сенокосной 13 десятин. Четвертое, по согласию с Спасским Волостным Правлением претензий к сооружению не имеется, изменений по новой каменной церкви, на новом месте, со стороны оного не предвидится, в чем удостоверят своим отношением, которое при сем прилагается. И средства к постройки церкви таковы: состоит в наличности 1000 рублей серебром, кирпича более трех сот тысяч и еще будет вызженно. Как видно из заключенного ими с мастером сего дела Савлуковым форменного контракта, и в дальнейших средствах обязуются поступать согласно двум приговорам, подписанным на сходе 17 Января сего года и засвидетельствованных в Спасском Волостном Правлении.

О всем вышеописанном, я Благочинный Зеленин предположил составить журнал и представить рапорт в Курскую Духовную Консисторию на рассмотрение.

Курский уездный Благочинный Священник Илья Зеленин.

При производстве дознания находился депутат, Старшина Спасской Волостного Правления Федор Найденов, а так же жители села Гостомли и старатели. [3]

Курскому уездному Благочинному священнику Илье Зеленину

от Священно-церковно служителей села Гостомли Архангельской церкви.

Во исполнении объявленного им Указа Курской Духовной Консистории от 22-го мая сего года за № 225, имеем честь осведомить Вас, что построить в нашем селе вместо старой деревянной, новую каменную церковь на вновь избранном месте подрядился Суджанский купец Г. Воюев имеющий в строительном искусстве законное свидетельство. Воюев уже заключил условие со старателями новостроящейся церкви села Гостомли мая 13 дня 1868 года.

Села Гостомли Архангельской церкви священник Василий Успенский, священник Михаил Четвериков, дьякон Иоан Булгаков подписались.

Его Высокоблагословению, Курскому уездному благочинному священнику Илье Зеленину,

от подведомственного Вам села Гостомли Архангельской церкви священника Михаила Четверикова.

Деньги 784 рубля серебром, находящиеся в церковном хранилище, собранные для постройки нового храма мною выданы государственному крестьянину Давыду Наумову Евглевскому для уплаты строителю купцу Воюеву с запискою по книге расхода нашей церкви, расписку о получении денег Давыдом Евглевским и прошение и прошение с резолюцией Его Преосвященства, Вашему Высокоблагословению честь имеем представить 1871 года Января 8-го дня к сему сведению священник Михаил Четвериков.

Деньги семьсот восемьдесят четыре рубля серебром находящиеся в церковном хранилище собранные для постройки нового храма получены от местного священника Михаила Четверикова и церковного старосты Якова Познякова для уплаты строителю купцу Воюеву.

Старатель государственный крестьянин Давыд Наумов Евглевский, а вместо него неграмотного по его прошению канцелярский служащий Иван Иванов Тарасов расписался.

От 13 августа 1975 года, Его Преосвященству, Преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому и Кавалеру

от Курского уезда, села Гостомли Архангельской церкви, священника Михаила Четверикова

Покорнейшее прошение

Представляю на благоусмотрение Вашего Преосвященства планы составленные купцом Воюевым для иконостаса и ограды к вновь строящейся у нас каменной церкви.

Прошу покорнейше Ваше Преосвященство разрешить нам по сим планам постройку и колокольни и ограды.

1875 года Августа 12-го дня к сему прошению Курского уезда села Гостомли Архангельской церкви священник Михаил Четвериков подписался.

От 5-го сентября 1875 года, Курского Губернского инженера и Епархиального Архитектора

Свидетельство № 89

Каменная церковь в селе Гостомли Курского уезда постройкою окончена, правильно и прочно, почему в строительном отношении к освящению храма препятствий не имеется.

Инженер-Архитектор Еремков.

От 6-го октября 1845 года, Его Преосвященству, Преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому и Кавалеру.

от Курского уезда, села Гостомли Архангельской церкви, священника Михаила Четверикова и одного из попечителей по построению нового храма Глеба Горельского.

Покорнейшее прошение

Постройка нового храма во имя Архистратега Михаила в селе Гостомли кончена и храм во всем приготовлен к освящению. А потому, согласно прошению прихожан села Гостомли, покорнейше просим Ваше Преосвященство дозволить освятить новый храм в селе Гостомли сего 13 дня и дело освящения поручит Щигровскому уездному священнику Лаврентию Попову при содействии местного Благочинного священника Ильи Зеленина. Архитекторское свидетельство о вновь построенном Храме при сем прилагается.

Копия резолюции № 1039

От 23-го октября 1875 года, в Курскую Духовную Консисторию,

от Щигровского Уездного Благочинного священника Лаврентия Попова.

Покорнейший рапорт.

Во исполнении Указа Курской Духовной Консистории от 6-го октября сего 1975 года за № 7043, в селе Гостомля Курского уезда новоустроенный каменный, во имя Архистратега Михаила храма, мною по церковному чиноположению освящен 13 числа сего октября месяца, со священниками: настоящим приходским Михаилом Четвериковым; Спасской церкви, села Спасского Петром Сахаровым; Архангельской церкви села Высокого Николаем Дьяконовым; села Каменева Петром Недригайловым и заштатным Алексеем Недригайловым и Суджанского уезда села Белого Колодезя Николаевской церкви Федором Соколовым ; Дьяконами - приходским Иоаном Булгаковым и Спасской церкви Михаилом Вишневским … . [3]

В 1890-м году в селе Гостомль с 1-ю деревнею, в Приходе, числилось 1534 православных душ мужского пола и 1483 души женского пола. В церкви служили: священник Михаил Четвериков, дьякон Иван Булгаков, псаломщик Илья Булгаков. [4]

В 1908-м году в церкви служили: священник М.А. Клевенский, дьякон А.А. Соколов, псаломщик Г.С. Грицай. [5]

Михаило-Архангельская церковь в селе Гостомль в 1939-м году продана сельсовету под склад. Во время оккупации богослужения возобновились. По решению облисполкома от 22 сентября 1960 года закрыта, передана для переоборудования под клуб.( Ф-5027,оп. 4, д.48, лл 1, 28, 53-67 )

В настоящее время в церкви во имя Архистратига Михаила идут восстановительные и ремонтные работы. В храме регулярно совершаются богослужения по выходным и праздничным дням.

С 2017 года настоятелем храма является иерей Максим Кананыхин.


Источники информации:

[1]- Списки населенных мест. Курская губерния. По сведениям 1862 года. Составленные и издаваемые комитетом Министерства Внутренних Дел. Издательство Санкт-Петербург 1868 г..

[2]- Из истории храмов Курской епархии. Текст / Под ред. В.Л. Богданова М.М. Литвиновой - Курск. 2008.

[3]- Ф - 483 оп. 2 д. 344

[4]- Справочная тетрадь о церквах Курской Епархии и составъ их причтов 1890 года.

[5]- Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской Епархии за 1908 год. Издание Курской Духовной Консистории. Эликтрическая Типо-Литография П.З. Либерман 1909 г..


Дополнение от 3 марта 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАКРЫТИИ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.

Церковь "Михаила-Архангела" находящийся на территории села 1-я Гостомля, Медвенского района в 1930-1931 гг. гос. организацией "Заготзерно" была занята под засыпку зерна. В 1939 году, эта церковь была продана Медвенским Райфо Гостомлянскому сельпо, а Гостомлянское сельпо перепродало эту церковь колхозу им. "1-е Мая" Гостомлянского с/с.

Колхоз им. "1-е Мая" перечислил в Медвенском госбанке за купленную церковь Медвенскому Райфо 9000 рублей и отдал Гостомлянскому сельпо одну лошадь. После покупки был произведен ремонт и помещение церкви использовалось как кладовая под засыпку колхозного зерна.

В марте 1942 года, Михаило-Архангельская церковь была открыта оккупационными, немецко-фашистскими властями. В здании церкви проходили службы по воскресным и праздничным дням. В церкви служили: священник Василий Алексеевич Мухин, псаломщик М. Попов. Церковным старостой состоял Иван Афанасьевич Евглевский. В Приход входили: 1-я Гостомля, 2-я Гостомля и д. Самсоново.

В 1946 году на место настоятеля храма был назначен священник, житель села Спасского Николай Константинович Переверзев.

В том же, 1946 году, члены Церковного Совета от лица Общины верующих Михаило-Архангельской церкви села Гостомли, Медвенского района обратились к Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Курской области тов. Ефремову с заявлением о регистрации. В апреле 1946 года Церковная Община была зарегистрирована, здание церкви (учетная карточка №167) было передано общине верующих Медвенского Райисполкома по договору. Регистрационные документы выданы.

В период укрупнения колхозов, в 1950-м году, к-з им. "1-го Мая" влился в колхоз им. Крупской Гостомлянского с/с.

- Решением Общего колхозного собрания к-за им. Крупской от 10 июля 1950 года и решением Исполкома Медвенского Райсовета депутатов трудящихся от 26 апреля 1951 года было направлено ходатайство в Исполком Курского Облсовета о возвращении здания церкви колхозу им. Крупской.

Выписка из протокола: "… Исполком Райсовета депутатов трудящихся считает, что как видно из подтверждений граждан села Гостомля и бывших работников районного Финансового отдела, здание церкви находящееся на территории села Гостомля, с 1933 года принадлежало государству.

Медвенский Райфо продало вышеуказанную церковь под складское помещение Гостомлянскому сельпо за сумму 9000 рублей, как бездействующее.

В 1940 году бывший к-з им. "1-го Мая", ныне объединенный с колхозом им. Крупской, купил здание церкви у Гостомлянского сельпо за сумму 9500 рублей уплата денег в сумме 9000 рублей была произведена путем перечисления от к-за "им. 1-го Мая" на текущий счет Гостомлянского сельпо и в дополнении колхозом за недоплатившую сумму 500 рублей Гостомлянскому сельпо была передана одна лошадь.

Принимая во внимание постановление общего колхозного собрания членов колхоза им. Крупской, которые единогласно проголосовали о том, чтобы возвратили помещение церкви колхозу. Исполком Медвенского Райсовета депутатов трудящихся решил:

Ходатайствовать перед Исполкомом Курского Облсовета депутатов трудящихся о возврате здания церкви, находящейся на территории к-за им. Крупской вышеуказанному колхозу, так как церковь была куплена им, а в период немецкой оккупации района немецко-фашистскими захватчиками была занята общиной верующих и которая находится по настоящее время в их распоряжении."

Зам. председателя Исполкома Курского Облсовета депутатов трудящихся тов. Т. Песоцкий отклонил рассмотрение данного ходатайства на Исполкоме Облсовета, посчитал материал "совершенно недостаточным для постановки этого вопроса в Облисполкоме и в Совете по делам РПЦ при Совете Министров СССР, направил материалы по закрытию Михаило-Архангельской церкви села Гостомли для уточнения и выяснения следующих обстоятельств:

1. Когда, по решению каких советских органов была закрыта церковь в с. Гостомля до войны.

2. Когда и кому здание церкви было передано и для каких целей использовалось, производилась ли при этом его внешняя переделка.

3. Когда и при каких обстоятельствах в нем вновь были открыты церковные службы.

4. Как видно из предоставленного вами решения Райисполкома, церковь в с. Гостомля в 1933 году была продана сельпо, в сельпо перепродало его колхозу "им. 1 Мая". Необходимо подтвердить это ( справкой о перечислении денег, договором или другими документами на продажу и т.п.). Если встретятся затруднения с разыскиванием документов, подтвердить показаниями товарищей, принимавших участие в этом или хорошо знающих это дело.

5. Помимо этого необходимо сообщить данные о техническом состоянии здания церкви (не составляя акта). Для каких целей предполагается использовать здание, есть ли средства для переоборудования его. Если прилагаемый при этом фотоснимок церкви соответствует действительности, то надо его заверить и вернуть со всеми материалами в Облисполком. В противном случае надо сделать его заново и заверить.

6. Предоставить сведения о религиозной общине и ее активности: какие села входят в приход, часто ли совершаются церковные службы, какова примерно, посещаемость их в воскресные дни и в дни больших церковных праздников. Эти сведения необходимо собрать, не прибегая к помощи духовенства."

- В 1951 году, общественные организации села при поддержке райисполкома дважды возбуждали ходатайство об изъятии здания церкви у Общины. Эти ходатайства были отклонены Председателем Совета т. Карповым во время приезда его в Курск и Облисполкомом.

- В 50-х годах церковная Община села Гостомли функционировала. Церковь обслуживало верующее население ближайших селений. Настоятелем церкви с 1946 по 1958 год служил священник Переверзев Николай Константинович, затем он был переведен в соседний приход в села Белый Колодезь, того же района, с правом обслуживания прихода в селе Гостомля по совместительству.

- 25 февраля 1960 года, Правлением к-за им. Крупской, председателю Исполкома Курского Облсовета депутатов трудящихся тов. Черепухину С.И. было направлено ходатайство о возврате помещения церкви колхозу :

"На территории с. Гостомля Медвенского района стоит в полуразрушенном состоянии кирпичная церковь. Данное здание, в 1939 году было куплено бывшим колхозом "им. 1-го Мая" Гостомлянского с/c у Гостомлянского сельпо за 20 тысяч рублей и кроме этого сельпо была передана лошадь.

В период немецкой оккупации немецкие прислужники данное помещение у колхоза отобрали. Сейчас помещение разрушается окончательно, ремонта никакого не производится, службы в нем не бывает.

Правление колхоза им. Крупской Гостомлянского с/c Медвенского района просит вас через представителя православной церкви при Облисполкоме данное помещение передать колхозу им. Крупской.

После покупки колхоз это помещение использовал как склад. Церковные служба в ней не проводится, т.к. образовалась большая трещина сводов, а в 2-х км. в селе Белый Колодезь,Тарасовского с/c действует вполне исправная церковь, которую посещают все верующие Гостомлянского с/с.

Имеется 10 человек свидетелей, которые в 1939 году покупали эту церковь, в т.ч. председатель бывшего колхоза 1 Мая т. Саев, который живет в городе Курске. Их подтверждение будет дополнительно представлено.

Колхоз испытывает недостаток в складских помещениях, а это помещение, фактически отобранное фашистами и действительно принадлежащее колхозу им. Крупской, разрушается … ."

- 5 марта 1960 года (Исх. №42) Председателю Медвенского Райисполкома тов. Караченцеву А.Ф. и секретарю Медвенского Райкома КПСС тов. Черникову Г.Т. был направлен ответ следующего содержания:

"Правление колхоза им. Крупской обратилось в Облисполком с просьбой о передаче в их распоряжение здания действующей церкви в с. Гостомля, ссылаясь на то, что это здание было до войны куплено колхозом и что в данное время службы в нем не проводятся. Прошу Вас лично разъяснить председателю колхоза т. Каменеву, что здания церквей, как государственное имущество, не могут передаваться колхозам, тем более, что указанная церковь действующая и зарегистрирована установленным порядком. Что касается отсутствия служб в ней, то это объясняется тем, что священник Н.К. Переверзев Епископом назначен в другой приход, настоятелем церкви в с. Белый Колодезь, Тарасовского сельсовета.

Для Вашего сведения сообщается, что возможность снятия этой церкви с учета действующих изучается, решение об этом будет принято установленным порядком и в более подходящий для этого момент. Положительно решение этого вопроса будет во многом зависеть от того, будет ли община верующих добиваться открытия служб в церкви или нет. Сейчас же необходимо проследить за тем, чтобы община верующих не пыталась приглашать на разовые службы священников со стороны и выдавать из церкви то или иное культовое имущество (иконы, кресты, и т.п.)

Никаких других мер в отношении этой церкви предпринимать не следует .

Секретарь Исполкома Курского Облсовета депутатов трудящихся В. Морозов.

- 7 апреля 1960 года состоялось общее собрание колхозников к-за им. Крупской Гостомлянского с/с, на котором было решение о закрытии церкви

- 30 августа 1960 года, Исполком Медвенского районного Совета депутатов трудящихся рассмотрев решение общего собрания колхозников к-за им. Крупской "отметил, что в следствии роста сознательности граждан села Гостомли посещение церкви прекратилось. С февраля 1960 года церковь не работает и нет священника. Церковный Совет верующих не соблюдал элементарных правил содержания помещения, в результате чего церковь превратилась в рассадник инфекционных заболеваний."

"Граждане желающие удовлетворить свои религиозные потребности могут это сделать в Николаевской церкви села Белый колодезь."

Принял решение, одобрить решение общего собрания колхозников к-за им. Крупской и просить Исполком Облсовета депутатов трудящихся утвердить Решение и удовлетворить просьбу общего собрания колхозников о закрытии церкви в селе Гостомля с передачей здания под культурно-просветительное учреждение.

- 1 сентября 1960 г. (Исх. № 216) СПРАВКА к вопросу об изъятии церкви у общины РПЦ с. Гостомля Медвенского района.

"Церковь в с. Гостомля Медвенского района была закрыта в 1940 году по постановлению Курского Облисполкома. Но в марте 1942 года, т.е. в период оккупации, здание церкви было вновь занято группой верующих и в нем были восстановлены церковные службы.

Здание церкви было передано в пользование общине верующих Медвенским райисполкомом по договору в августе 1946 года.

С этого же времени в приход был назначен и зарегистрирован священник Переверзев Н.К., происходящий из с. Спасское, того же прихода, где у него собственный дом. Переверзев прослужил здесь до июня 1958 года, затем был переведен в соседний приход в с. Белый Колодезь того же района с правом обслуживания прихода в с. Гостомля по совместительству. С февраля того же года, это совместительство было прекращено и о. Переверзев был назначен настоятелем церкви в с. Белый Колодезь … ."

"… Колокольня и купол здания церкви разобраны, здание без кровли. Оно и до сих пор находится в неисправном состоянии /см. фотоснимок/. За время пользования зданием общиной израсходовано на ремонт 39 тысяч рублей, причем значительная часть этих расходов произведена на внутреннее благоустройство церкви, а не на поддержание здания в исправном состоянии, как это обязана община по договору.

Приложение № 1: Заключение о технического состояния церкви в селе Гостомля. "Проверкой технического состояния церкви установлено:

1. Находящаяся церковь длительно время без капитального ремонта в настоящее время не имеет ни какого архитектурного оформления.

2. Наружные стены заросли травою, посредине помещения имеется трещина в стене , что грозит обвалу стен и крыши.

3. Кровли на куполе нет, а поэтому под действием дождя крыша протекает и внутри разрушается штукатурка и имеются по всему своду перекрытия и по стенам черные пятна от сырости, в результате чего внутренний вид помещения не подобает для нахождения людей в церкви.

4. Полы в помещении необходимо капитально отремонтировать.

5. Наружные и внутренние двери сделаны примитивные из тонкой доски и имеют трещины.

6. У входной двери крыльцо и ступени подверглись разрушению.

Согласно вышеупомянутого, помещение церкви не пригодно для проведения службы. Техник.

Приложение № 2. Фотоснимок

"… В начале текущего года епископ Леонид выезжал в Медвенский район, осмотрел церковное здание в селе Белый Колодезь и нашел его в исправном состоянии, а церковное здание в селе Гостомля в запущенном состоянии. Ввиду этого он подтвердил перевод священника Переверзева в церковь в с. Белый Колодезь и дал согласие на закрытие прихода в с. Гостомля.

В связи с этим верующее население имеет возможность удовлетворять свои религиозные потребности в церкви в с. Белый Колодезь, которая находится в 6 километрах от с. Гостомля, а также в с. Мальцево Иванинского района на таком же расстоянии."

Районные организации провели определенную работу среди населения, входящего в приход этой церкви, в результате чего общее собрание колхоза им. Крупской решило просить о закрытии церкви в с. Гостомля и о возвращении им этого здания для переоборудования под клуб.

Принимая во внимание все сказанное, полагаю, что здание церкви следует от общины изъять, договор расторгнуть и просить Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР дать свое согласие на изъятие здания и переоборудование его для культурных нужд села. Уполномоченный по делам РПЦ /П.Л. Володин./

РЕШЕНИЕМ № 498 Исполкома Курского Областного Совета депутатов трудящихся от 22 сентября 1960 года договор Медвенского райисполкома с религиозной общиной русской православной церкви в селе Гостомля на пользование зданием церкви был расторгнут. Здание церкви передано Медвенскому райисполкому для использование под культурно-просветительское учреждение.

Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и Епископом Курским и Белгородским дано согласие на закрытие прихода.

Источник информации: "Дело № 104 "Регистрационные документы Михаило-Архангельской церкви с. Гостомля Медвенского района. Начато: 25 августа 1944 года. Окончено 31 января 1961 года." ГАКО Ф. Р-5027 оп. 4 дело 48)

ПРИЛОЖЕНИЕ:
РАПОРТ СВЯЩЕННИКА




Ваш комментарий:



Курский некрополь
Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
30.09.2021 г.

КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ:
МЕДВЕНКА
ЦЕРКВИ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА

Церковь в честь Святителя Митрофана епископа Воронежского

Богородицко - Никитская церквь села Паники

Покровская Церковь. Село 1-е Любицкое.

Михаило-Архангельская Церковь. с. Гостомль.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову