Реконструкция курской крепости XVII века.

(часть II)
автор: Р.Голубков

Недавно была опубликована статья – рассуждение о том, как мог бы располагаться Курский острог в 1650-х годах. После этой публикации от ученых, занимавшихся той же темой, поступили некоторые замечания по поводу реконструкции, предложенной в ней. Замечания касаются того, что на предложенной мною реконструкции, отсутствует выступ, «рукав» с Меловой башней.

В «Повести о граде Курске» этот участок упоминается так: «И в то время к народу пребывающему в молении некая жена притекши и народу поведаше, яко тоя нощи явилася ей Пресвятая Богородица и повеле ей поведати им гражданом, дабы рукав, иже к Меловой башне и безверховую башню града спалити, а аще не спалят, то град сей от противных взят имат быти, аще ли спалят спасется. … И вскоре по завещанию Пресвятыя Богородицы от оныя башни до другия заградя древесы и излишнюю стену с Меловою башнею запалиша. Узревше же сопротивнии напрасно град конницею и пешцы окруживше чающе граждан убоявся их побежали и видевше, яко нигде же по дорогам из града сему со все страны приступати, а наипаче же с того зазженого места и на оном месте зело множество противных победиша и смерти предаша». Этот эпизод относится к 1612 году. Также упоминаемый «рукав» присутствует и на абрисе 1722 года. Но в «плещеевском» описании курского острога, текст которого приведен в прошлой статье, топоним Меловая башня, а также упоминания о «рукаве» отсутствуют. Ниже мы выполнили реконструкцию курского острога с учетом предложенных замечаний. При реконструкции использованы размеры, указанные в описании 1654 года. Чтобы изобразить «рукав» и вписаться в современный ландшафт, в расчетах был использован сажень равный 2,13 м.

Именно такая форма острога была предложена во многих других публикациях, посвященных этой теме. В статье «Оборонительные укрепления средневекового Курска Средневековый город Юго-Восточной Руси. Предпосылки возникновения, эволюция, материальная культура». Курск, 2009. С.83-95. А.В. Зорин, анализируя свидетельства из письменных источников, а также археологические свидетельства, пришел к выводу, что курский острог имел примерно такую же форму, как на рисунке выше. В этой же публикации приводится список письменных источников, в которых упоминаются курские оборонительные сооружения:

1. Разрядная книга за 1475–1598 гг.

2. «Книга Большому Чертежу» также сохранила краткие сведения об укреплениях Курска. Их можно датировать 1627 г.

3. Отписка воеводы Д.И. Плещеева, датированная 1652г. содержит подробное описание и детальные промеры Курских укреплений на середину XVII в.

4. «Повесть о граде Курске и Курской иконе Знамения Божьей Матери» (известная также под названиями «Сказание о Курской иконе Знамения Богородицы» и «Курский летописец») была составлена, вероятно, в 1660-е гг.

5. «Абрис города Курска», датированный 1722г., представляет собой наглядное изображение облика городских укреплений на начало XVIII в.

Меловая же башня упоминается только в «Повести», в описываемых событиях 1612 года и на абрисе 1722 года. Но делается предположение, что и в 1650-х годах Меловая башня с «рукавом» существовала.

Все это побудило меня копнуть немного глубже и найти еще какие-нибудь письменные источники за период 1612-1722 гг., где бы упоминались курские оборонительные сооружения. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в фонде разрядного приказа, в Белгородских столбцах, в сметных росписях городов за 1642-43 гг. удалось найти сметные росписи Курска(1). Большая часть документа касается продовольствия и вооружения, служивых людей, но есть немного и об остроге:

«…Генваря в 5 день 150 году (1642) в Курску по городовой осыпи поставлен острог стоячей дубовой. А по острогу 4 проезжих да 4 глухих башен, рублены в дубовом лесу, шатровые, крыты тесом. Под ними 24 сажени. 19 отводных рукавов. По ними 61 сажень. Меж башень и рукавов острожные стены 661 сажень. Всего под вороты и под башнями и под рукавами и под стеною 746 сажень. В Курску ж на старом валу в 144 году (1636) сделана раскатная башня в дубовом лесу в 6…». Далее текст обрывается и идет описание продовольствий, вооружения. Затем, примерно через пять листов, текст о продовольствиях также обрывается и опять идет речь об остроге: «…стен трех сажень шатровая. Сверху шатра для вестового колокола сделана колокольня. В Курску ж тайник в нем струб дубовой трех сажень. Из него ведена труба в реку Тускорь и вода течет без престани. В тайнике ж ключи а воды в тайнике 7 пядей. От города до тайника 22 саженя. В остроге колодезь, до воды 7 сажень. Воды в нем 2 саженя. А колодезьные стены - сажень с пядью».

На этом описание острога заканчивается и далее идут сведения о количестве служивых людей. Возможно, середина текста была утрачена, либо подшита в другое место. Например, в сметные росписи другого города. Но, скорее всего, в тексте вовсе нет пропуска. Просто в середину описания острога ошибочно подшили другой документ. Получается: "сделана раскатная башня в дубовом лесу в 6 … стен трех сажень шатровая". То есть, речь в обоих отрывках идёт об одной шестистенной трёхсаженной шатровой башне.


фрагмент документа

Это описание не такое подробное, как «плещеевское». Но благодаря приведенному тексту можно сказать, что указанный в нем острог немногим отличался от описанного Плещеевым. Также в приведенной росписи есть интересные детали о раскатной башне, о тайнике, о вестовом колоколе, времени постройки/перестройки укреплений. По всей видимости, эти детали ранее были неизвестны.

При дальнейшей работе с рукописями, в строельной книге города Курска(2) от 1692 года нашлись сведения о починке оборонительных сооружений. Этот документ достоин отдельного внимания, но мы пока рассмотрим его, как дополнительное описание Курского острога.

«… Роскат что против воеводского двора, на котором устроена вестовая, осадная, железная пищаль. Вывес обрублен был бревеням осыпался и бревеня и столбы и кровля все огнило. А ныне построено, вновь взрублено шести венцов, крыт тесом в три тесницы. Сверх положен жолубь. Кровля на столбах. К тому раскату зделана лесница. По мере той раскат в длину трех, поперек двух сажень с полусажнем. Вымощен насыпан землею.

От роскату до фортки к воевотцому двору городовая стена переставлена. Обламы(3) и кровати(4) и решетки починены, и лесницы поделаны до Никитцкой башни на семнадцати саженях.

От Никитцких ворот до Пятницких ворот, от Пятницких ворот до наугольной башни, что против житенного двора на двести саженях решетки зделаны, да в том числе обламы, кравати на тридцати на четырех саженях. Катки(5) положены на трех саженях.

От той глухой башни до банных ворот, от банных ворот до приказной избы - в двух местах городовые стены переставлены, кравати и обламы и решетки и вновь зделаны и катки положены на двадцати на четырех саженях.

Против приказной избы труба для воды зделана и стена переставлена вновь на трех саженях.

От приказной избы до Виденеевых ворот кровати и обламы и решетки построены вновь и на обламы катки положены и лесницы на осмидесят на одном сажени.

От Виденеевых ворот до Меловой башни городовая стена переставлена, кравати и решетки поделаны и на обламы катки положены на пятьдесят на семи саженях.

Меловская башня около обрублена с приступного места от речки Кура. Четыре венца истой башни той отруб связан для крепости связми. По углам вкопаны столбы. И той отруб насыпан землею. На той башни сверх устроен и покрыт вновь в три тесницы прибиты гвоздями железными и деревянными.

От Меловской башни до воеводского двора кравати и решетки и лесницы поделаны и на обламы катки положены, на ста на осьми саженях.

От воеводского двора до вышеписанной квортки что против Раскату стена переставлена. Кравати и обламы и решетки зделаны вновь и положены шести саженях.

К осадным пищалям зделано четыре станка вновь. А четыре станка старых починены.

У Никитских и у Пятницких ворот да в отводных и у двух земляных башнях мосты починены, а решетки зделаны вновь. Всего в Курску в остроге городовых стен переставлено и краватей и обламов и решеток зделано и катков положено на 538 саженях с полусаженем.

На то городовое строение расходе лесу и тесницы и брусков и катков 1123»


Фрагмент документа. Перечень использованных материалов при ремонте острога

В этом документе также много нового материала. Интересно упоминание "приступного места от Кура" в связи с меловой башней, которое подтверждает догадку, что она стояла в наиболее уязвимом месте крепости, откуда ожидался вражеский приступ. "Земляные башни" у Никитских и Пятницких ворот читаются в оплывшем виде на "Абрисе" 1722 г.

Подводя очередной итог, можно сказать, что выполнить точную реконструкцию курского острога на данный момент не представляется возможным. На протяжении всего существования он не один раз частично разрушался, перестраивался, обновлялся. И, скорее всего, в разное время он выглядел по-разному. При попытках же реконструировать острог, используются немногочисленные, имеющиеся за весь период его существования, источники. Тем не менее, при очередной попытке углубиться в этот вопрос, удалось найти еще пару письменных источников, в которых упоминается о курском остроге. Я абсолютно уверен, что это не все существующие материалы. Необходимо продолжать работать в архивах.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. РГАДА ф.210 оп.12 д.162

2. РГАДА ф.210 оп.6д д.126

3. Облам - защитное приспособление в деревянном крепостном зодчестве. Он представляет собой как бы второй, небольшой высоты, сруб, поддерживаемый консольными выпусками последних венцов основного сруба башни.

4. Кровати - внутри, вдоль стен крепости помосты для стрелков верхнего боя.

5. Каток - длинное толстое бревно, сбрасываемое со стены укрепления в момент штурма.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК
Дата публикации:
30.06.2017



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову