19 июля(1 августа) СОБОР КУРСКИХ СВЯТЫХ

Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии

Празднуется 19 июля (1 августа по новому стилю)

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

В Собор входят:

  • Прп. Феодосий Печерский, игумен, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 2 сентября)
  • Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря)
  • Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
  • Прп. Макарий Оптинский, иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
  • Прп. Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (Донецкий), иеросхим. (+ 1867, память 11 августа)
  • Прп. Исаакий (Антимонов) Оптинский, схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
  • Прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)
  • Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский (+ 1919, память 20 октября, 28 декабря) [1]
  • Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября)
  • Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября)
  • Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский (+ 1937, память 21 октября)
  • Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
  • Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский (+ 1937, память 22 ноября)
  • Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)
  • Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский и с ним сщмчч. Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Брянцев) и Павел (Попов), Георгий (Григорий) (Богоявленский) пресвитеры и мч. Михаил (Вознесенский) (+ 1938, память 19 мая)
  • Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
  • Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)

автор: В.Крюков

Наши, курские, нас не оставят в беде…

Каких православных святых, которые родились или жили в Курске, вы знаете? Наверняка, имя Серафима Саровского известно многим. В меньшей степени – имя Феодосия Печерского. Про остальных большинство из нас слыхом не слыхивали.

А ведь существует даже официальный праздник РПЦ – Собор Курских святых – в честь угодников Божиих, кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии. Празднуется он 19 июля, учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Ювеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима. «ГИ» расскажут о некоторых святых, которые входят в Собор.


ДАМИАН, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Курской губернии, умер 3 ноября 1937 в Левашовской пустоши.

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Обоянский. Причислен к лику святых РПЦ в 2000 году.

Окончил Курское духовное училище, Курскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию (1905) со степенью кандидата богословия, Санкт-Петербургский археологический институт. Псаломщик Спасо-Преображенского собора города Путивля, надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища, священник церкви села Николаевка Путивльского уезда (ныне Бурынского района Сумской области Украины). В 1904-1905 годах – благочинный академического духовенства и одновременно исполняющий священнические обязанности в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба. 27 ноября 1904 года, спустя несколько лет после смерти жены, пострижен в монашество с именем Дамиан. С 1905-го – преподаватель Смоленской духовной семинарии, с 1907-го – смотритель Старооскольского духовного училища, с 1908-го – смотритель Обоянского духовного училища.

В июле 1911-го назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С апреля 1918-го – епископ Переславский, викарий Владимирской епархии. В сентябре 1920-го Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время Гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей». Специальным предписанием ВЦИК он был освобожден из тюрьмы. 2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением обновленческого ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте. В 1922-м арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковного имущества. В обвинительном заключении говорилось: «Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления». 23 февраля 1923 года выслан на два года в Туркестан. С 1927 года – архиепископ Полтавский и Переяславский, с 25 апреля 1928-го – архиепископ Курский.

22 ноября 1932 года уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года приговорен постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. 9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорен к расстрелу. 3 ноября 1937-го расстрелян в Левашовской пустоши.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых как священномученик. У архиепископа Дамиана были два сына – Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).


ИСААКИЙ, в миру Иван Иванович Антимонов, преподобный. Родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городских храмов.

Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.

И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни. Под духовным руководством Оптинского старца преподобного Макария прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, работал переплетчиком книг. В 1855 году он принял рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, – в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия.

А еще через два года, в 1862-м, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, обновляется и строится вновь.

Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России. Но здоровье настоятеля стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. 22 августа/4 сентября 1894 года он умер.


ИОАНН ЗАТВОРНИК, в миру Иван Крюков, преподобный, родился в 1795 году в Курске. После смерти жены в 1839 году поступил в Глинскую пустынь. Отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве.

Через 7 лет пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. В 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, перешла на жительство в Святогорский Успенский монастырь.

Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. В 1850 году по благословению настоятеля он затворился в одной из пещер. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Подвижник прожил в затворе 17 лет. По воспоминания современников, старец обладал даром рассудительности, прозорливости и чудотворений. Умер 24 августа 1867 года. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней. 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской православной церковью к лику святых.

Ежегодно в день памяти преподобного – 24 августа совершается крестный ход вокруг обители – с его мощами, на который собирается до 10 тысяч паломников.

Опубликовано: "Городские известия" № 52-53 от 30 апреля 2016 г.

«ГИ» продолжают разговор на сей раз о подвижниках православия, которые родились или жили в Курске. Россияне все больше интересуются своей историей, в первую очередь – местной. Это признанный факт. Но тогда почему имена духовных подвижников уходят в небытие? Этот пробел и попытаются восполнить «ГИ».


ПАХОМИЙ Саровский (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни, как и упомянутые ниже его соратники по пустыни, в Собор Курских святых не входит, но их вклад в обустройство обители трудно переоценить. Наш с вами земляк, из курских купцов, в миру Борис Назарович Леонов. Родился в 1724 году. Пострижен в Саровской пустыни в 1762-м, а в 1777-м избран строителем. С начала и до конца жизни в келье не имел не только чего-либо из пищи, но и питья, да и на общей трапезе ел очень мало. При нем саровское братство увеличилось. В его же настоятельство Саровская пустынь стала рассадником иноков для разных обителей: Валаамской, Курской Коренной, Югской пустыни и многих других. В тот же период от Сарова многие пустыни приняли устав со всем чином церковного чтения, пения, трапезы и других обрядов, и по этой причине Саровская пустынь с самого ее начала числилась первейшей среди общежительных пустынь России.

Слава о строгой жизни Пахомия привлекла к нему многих благочестивых людей, которые приходили просить его духовного наставления. Умер старец в 1794 году.


МАРК Саровский был одним из наиболее известных подвижников Саровской пустыни. Схимонаха Марка-молчальника иногда называют предшественником, духовным предтечей старца Серафима Саровского. Родился в 1737 году в курской купеческой семье Аксеновых. Родители нарекли его Михаилом. Мальчик рос замкнутым и молчаливым, не приспособленным к мирской жизни, и когда ему исполнилось 20 лет, ушел в Саровскую пустынь. Здесь в нем проявились черты юродства. Но в словах его замечали прозорливость, и потому настоятель Саровского монастыря выделил ему в обители особую келью.

В 1784 году Михаил был пострижен в монахи с именем Мефодий. Почти сразу он ушел пустынничать в лес, где на берегу реки Саровки у ручья ему поставили келью. Рядом он разбил огород, овощи с которого раздавал приходившим к нему посетителям. Себе ничего не брал, кроме свечей. «Излишнее никогда не полезно», – любил приговаривать старец. Приняв схиму, он получил новое имя – Марк. Говорил схимонах крайне редко, чаще писал ответы на поставленные вопросы углем на стене или тростью на песке. За то его и называли Марк-молчальник. Только несколько человек из монашеской братии регулярно удостаивались его беседы, в их числе был преподобный Серафим Саровский. Рассказывают, что в то время, когда преподобный жил на дальней пустыньке, Марк иногда его посещал. Серафим настолько почитал схимонаха Марка, что просил похоронить себя рядом с ним.

Скончался Марк-молчальник в 1817 году и был похоронен возле алтаря Успенского собора.


ЮВЕНАЛИЙ (Иувеналий, в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) (29.IV.1929 – 13.I.2013) – религиозный и общественный деятель. Родился на хуторе Большемечетном Семикаракорского района Ростовской области в крестьянской семье.

C апреля 1944-го работал на шахте, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. После службы в армии работал забойщиком скота.

В 1953-м окончил Саратовскую духовную семинарию и был рукоположен в диакона. 4 августа 1953-го рукоположен во пресвитера и назначен в город Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому.

В 1953-1962 годах служил в молитвенных домах городов Шахты и Новошахтинск Ростовской области.

С 1962 года – в храме Святого великомученика Георгия Победоносца на хуторе Киреевка.

С 1967-го – в Михаило-Архангельском молитвенном доме в городе Шахты.

С 26 июня 1968 года пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

В 1969 году возведен в сан игумена.

С января 1970-го – настоятель Успенского кафедрального собора в Пензе, член епархиального совета и благочинный 1-го округа Пензенской епархии.

С 11 ноября 1975 года – архимандрит, епископ Воронежский и Липецкий.

С 16 июля 1982-го – архиепископ Иркутский и Читинский и временно управляющий Хабаровской епархией.

С 26 декабря 1984-го – архиепископ Курский и Белгородский. С 22 февраля 1993-го именуется «Курский и Рыльский».

С 1999 года – Почетный гражданин города Курска.

Указом от 25 февраля 2000 года патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан митрополита.

За годы его священноначалия в Курско-Белгородской епархии образовано более 200 приходов Русской православной церкви, восстанавливаются церкви в Обояни, Рыльске и других городах и селах Курской и Белгородской областей. Стараниями Ювеналия закладываются, строятся и освящаются церкви в новых районах Курска, в Железногорске и Курчатове. Так, в Северо-западном микрорайоне Курска в октябре 1998 года владыка Ювеналий благословил строительство храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с примыкающей к храму воскресной школой (архитекторы В. Семенихин и О. Заутренников); с его благословления возведен храмовый комплекс с Преображенской церковью на проспекте Кулакова (архитекторы В. Михайлов и А. Захарова). Ювеналий старался повысить привлекательность православия, учитывая изменения вкусов современного общества, с его благословения появляются скульптурные православные памятники (преподобному Серафиму Саровскому в Коренной пустыни, Знаменской иконе Божией матери близ Знаменского кафедрального собора в Курске), хотя использование скульптур более характерно для католицизма. Стараниями Ювеналия в Курской области в настоящее время действуют четыре мужских (в Курске, Рыльске, Горнали Суджанского района и в местечке Свобода) и три женских (в Курске, в Золотухино и в селе Большегнеушево Рыльского района) монастыря. Ювеналий возглавил движение общественности за восстановление преподавания православия в школах, и с 1997-го впервые в России более чем в 300 школах области был введен факультативно предмет «Православная культура», а с 1999-го открыто отделение «Религиоведение» в светском КГУ.

С 31 апреля 2004 года Ювеналий – Почетный гражданин Курской области.

17 августа 2004-го постановлением Священного Синода почислен на покой по состоянию здоровья и достижением 75-летия с выражением благодарности за понесенные архипастырские труды по возрождению Курской епархии.

Тайно принял великую схиму с именем Иувеналий, о чем сообщил 30 августа 2004-го на официальном прощании с паствой бывшей епархии. Умер в Курске, похоронен на территории Знаменского монастыря.

Награды: Орден преподобного Сергия Радонежского 3-й степени (20.11.1979);

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени (19.11.1985);

Орден святого преподобного Серафима Саровского 1-й степени (24 .09.2009).

20 августа 2013 года именем схимитрополита Иувеналия была названа площадь в Северо-западном микрорайоне.


ПИТИРИМ Саровский (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни. Родился 20 июня 1727 года в Курске, в семье купца Ивана Дружинина, позднее знаменитой землепроходцами. В крещении получил имя Петр. В иеромонахи посвящен 19 сентября 1764-го, после чего поступил в Саровский монастырь. Отличался мудрою простотою нрава и усердием к послушаниям. Его стараниями в обители начата и окончена соборная Успенская церковь, так как он многих богатых людей убедил жертвовать на строительство церкви. Впоследствии назначен почетным ктитором Успенского храма. Умер старец в 1789 году.


ПАЛЛАДИЙ Белевцев (в миру Павел Иванович Беревцов) (родился в 1776-м, умер в 1842-м) – военный инженер, архимандрит (к 1816), выходец из знаменитого рода курских дворян Белевцевых. Окончил Петербургский артиллерийский корпус с отличием. Его преподавателем был видный государственный деятель, генерал-лейтенант граф Алексей Аракчеев. Вскоре принял монашество в Курском Коренном монастыре, где был некоторое время в сане иеродьякона и иеромонаха. Затем был назначен казначеем Курского Знаменского собора. В 1816-м удостоился архимандритского сана, к этому времени он был уже настоятелем Коренной пустыни. Палладию принадлежит большая роль в строительстве Курского Знаменского собора (1815 – 1826): его вполне можно считать соавтором проекта (автор неизвестен), на долю архимандрита выпали не только организационные и строительные работы, но и многие проектные корректировки и расчеты, которые Палладий выполнял благодаря опыту военного инженера. В последние годы своего пребывания в Курске занимался постройкой Архиерейского дома. В 1829-м получил высшее назначение быть наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.

Опубликовано: "Городские известия" № 55-56 от 7 мая 2016 г.



Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
18.07.2016 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову