Волонтер Курского музея Анатолий Иванович Наседкин |
авторы: В. Склярук, Ю. ОзеровА.И. Наседкин - уроженец г. Курска. В 1955 г. окончил Курский педагогический институт, получив звание учителя немецкого языка. Более сорока лет преподавал в родном городе: с 1957 г. - в медицинском институте, с 1960 - в Учебно-консультационном пункте Всесоюзного заочного политехнического института, с 1964 по 1997 - в политехническом институте - техническом университете. Главное увлечение его жизни - краеведение - после ухода на пенсию стало второй специальностью: с конца 1998 по 2010 г. он был педагогом-организатором краеведческой работы во Дворце пионеров, затем методистом и педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников (Дома детского творчества) Сеймского округа. Похоронен Анатолий Иванович на Южном кладбище Курска.
На деятельный интерес А.И. Наседкина к истории нашего края повлияла, возможно, особая семейная среда. Несколько поколений Наседкиных выросло в Курске. Дед Анатолия Ивановича, Иван Семенович Наседкин, был подрядчиком, участвовал в строительстве и отделке домов, в частности, Народного дома (ныне - здание филармонии). Занимался огородничеством, не без успеха выращивал ранние огурцы. Отец, Иван Иванович, окончил городское училище, служил в элите императорской армии - на присланных им в Курск открытках имелся четкий запоминающийся обратный адрес: "Лейб-гвардии Конный полк, Эскадрон Его Величества".
Немалое значение имело и общение с видными знатоками местной старины Алексеем Кеповым, Львом Вадлевским и Леонидом Литошенко. От них, известных филокартистов, пришла любовь к видовой почтовой карточке. Собирал открытки, главным образом, по теме "города Европы". Коллекцию в 2000-е гг. передал в музей. Благодаря этой коллекции в недавно созданном музее Н.В. Плевицкой в с. Винниково Курского района построен комплекс "Гастроли по странам мира", на выставках "Год Италии в России" и "Год Франции в России" оформлены витрины с видами этих стран, в электронной книге "Отечественная война 1812 года и Курская губерния" и на одноименной выставке представлены темы "Франция", "Покоренная Европа", "Наполеоника" (в последней замечательна серия репродукций работ скульптора Д. Мастроянни). К филокартии примыкало занятие фотографией. На его снимках - улицы, достопримечательные здания. И не случайно размер фото близок старому формату открытки: до 1925 г. их выпускали размером 9 х 14 см. Фототека А.И. Наседкина 1960-х-80-х гг. дает довольно полную картину города, особенно его центра, тем, более ценную, что множество зданий с тех пор ушло в небытие. Фотосъемка города в те времена была не столь простым делом, как это может показаться сейчас. Неизвестный с объективом, нацеленным в сторону городской инфраструктуры, сразу же попадал в поле зрения "компетентных органов". Случалось, что вместе с мелкими правонарушителями его доставляли в отдел милиции, где выясняли личность и цели. К счастью, эти конфликты разрешались благополучно. Правда, результатом одной такой встречи стала засвеченная фотопленка. В то время многое считалось государственной тайной. Например, из экспозиции краеведческого музея заставили убрать план города 1904 г. из-за нанесенной на нем масштабной сетки. В будущем мы надеемся издать фотоальбом "Старый Курск Анатолия Наседкина". Пристрастившись однажды к черно-белой фотографии, он ей остался верен до конца, даже когда не смог заниматься прежним делом. Вместо этого Анатолий Иванович перешел на смежное поле творчества - иллюстрирование краеведческих тем. Оно, прежде всего, заключалось в тщательном ретушировании иллюстраций, подбираемых к публикациям или выставкам. В результате изображения получали особую четкость, контрастность и легко воспринимались зрителем. Это вполне оценили как посетители галереи "АЯ", где Анатолий Иванович подготовил экспозиции, посвященные истории Херсонской улицы и канонизации Серафима Саровского, так и читатели его материалов в прессе. Много времени А.И. Наседкин проводил в рабочих прогулках по старым улицам города, осматривая дома, предназначенные к сносу. Очень хотел устроить в политехническом институте музей архитектурных деталей и конструкций. Даже "выбил" место для него в лаборатории технологии строительных материалов, где и разместил образцы кирпича, изразцов, печной фурнитуры… Однако старания не нашли поддержки: собранное оказалось невостребованным и даже частично было утрачено. И тогда по нашему предложению оставшиеся экспонаты он передал в областной краеведческий музей. Щедрость Анатолия Ивановича не знала границ. Однажды, будучи у него в гостях, мы обратили внимание на дверцу печки - такой в коллекции музея не было. Он тут же ее выломал и отдал, сказав, что вместо нее поставит другую. Такое не забудешь!.. Приходя в исторический отдел музея на субботние собрания кружка краеведов, Анатолий Иванович первым делом, не присев с дороги, доставал из сумки какой-либо будущий экспонат и при красноречивом объяснении торжественно вручал его. Керосиновая лампа, конторские счеты, коловорот или коньки-"снегурки" - всё годилось в музей. Дары Наседкина - особенно значительны, хотя у музея были в прошлом и есть ныне меценаты. С годами приношения стали так обильны, что буквально вынудили нас оформить несколько персональных выставок. Одна из них называлась "Русская печь и голландская плита". Посетитель видел кафли-изразцы: прямые и фасонные, гладкие и рельефные, терракотовые, поливные и расписные; печное чугунное литье: топочные и поддувальные дверки, заслонки, вьюшки. Многое из перечисленного - настоящее прикладное искусство. Кроме названного, в фонды музея были переданы инструменты ремесленника, электрические приборы, фотоаппараты, стеклянная посуда, иллюстрированные немецкие издания рубежа ХIХ-ХХ вв., журналы времени Первой мировой войны.
Личность А.И. Наседкина выделялась не только из общей массы людей, но и из тех, кого принято считать интеллектуалами. Философский склад ума позволял ему стойко переносить жизненные тяготы и удары судьбы. А жилось ему нелегко. В доме на Даньшинской улице, 47 (Овечкина) не было ни водопровода, ни современного отопления, ни газа за общественными делами ему некогда было заниматься устройством быта. Сам заготавливал топливо для печи - пилил, колол дрова, возил на тачке воду из колонки. Регулярно поднимался по крутой лестнице в гору по пути в магазин или музей, поддерживал свое ветхое жилище, латая и укрепляя его стены и кровлю, не раз перекладывая печь. И это в шестьдесят, семьдесят и восемьдесят лет… От предложенной друзьями помощи он категорически отказывался. Неотъемлемыми чертами его сложной натуры были мужество и чувство юмора, которые спасали его в быту и не позволяли чувствовать себя человеком, ущемленным бедностью или физическими страданиями. Так было, когда он получил травму головы несколько лет тому назад. Пережив кризис, он скоро уже шутил, отчего становилось скорее не весело, а грустно из-за больших испытаний, выпавших на его долю. Интересуясь различными сферами бытия, Анатолий Иванович собрал солидную библиотеку по истории, краеведению, философии, искусству, немецкой культуре и техническим вопросам. Он был большим ценителем краеведческого творчества. Бывало так, что когда выходила какая-либо публикация в "Молодой гвардии" или "Городских известиях", он скупал все экземпляры издания в киоске. Так же поступал и со своими немногими статьями в прессе*, чтобы потом их раздать людям, которых приобщал к знанию местной истории. От своих родителей он заимствовал и развил актерские или, точнее, драматические способности и постоянно поражал коллег "выступлениями на тему". О своей риторике, которую прежде преподавал студентам политеха, он часто приводил мнение, однажды кем-то из коллег высказанное: "Ты выступал как на Нюрнбергском процессе!". В ораторском искусстве у него было чему поучиться. Он прекрасно владел голосом, то возвышая его, то держа многозначительные паузы, то обрушиваясь с максимальной высоты на слушателя всей мощью своей речи. При этом как собеседник был неутомимым полемистом, легко выворачивая "для юмора" смыслы наизнанку. Этот остроумный задор, проявлявшийся в легкой иронии и доходящий иногда до сарказма, приносил Наседкину большое удовольствие, а собеседников, не сильно искушенных в риторической драматургии, иногда повергал в недоумение. Несравненным рассказчиком он был и в области курской истории, своего детства времен войны, быта и нравов. Занимаясь темой оккупации, курскими слободами, историей Сеймского округа, Анатолий Иванович всегда опрашивал старожилов и записывал их "показания". Передавая чьи-то рассказы, он обязательно называл человека, от которого слышал, и это также добавляло убедительности. Анатолий Иванович всегда выражал готовность помочь необходимой литературой, информацией, какими-то вещами. Благотворительная составляющая его натуры никогда не выпячивалась, а сам он всегда был удивительно скромным и аскетичным человеком.
Провожая своего гостя из дома, он еще долго ему вслед что-то говорил, выйдя на улицу и не желая быстро расставаться... Юрий Озеров, Виктор Склярук. Альманах "Открытый музей". № 1. Курск, 2012. * Публикации А.И. Наседкина
Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 26.05.2023 г. см. еще: КРАЕВЕД – ЮБИЛЯР к 80 летию А.И. Наседкина Работы А.И. Наседкина на этом сайте |
|