КРАЕВЕД – ЮБИЛЯР |
автор: Ю.ОЗЕРОВ3 июля исполняется 80 лет одному из старейших краеведов и собирателей артефактов курской старины Анатолию Ивановичу Наседкину. С этим незаурядным человеком я познакомился около 15 лет назад. Мое первое знакомство было заочным, посредством телевидения. В то время по «ТАКТу» выходила краеведческая программа «Истории обыкновенных улиц». Одним из героев ее как раз и стал Анатолий Иванович. В своем интервью он рассказал о желании создать музей «архитектурных деталей и конструкций старого Курска». Наглядно зрителям были продемонстрированы различные строительные предметы прошлого, собранные краеведом: печные изразцы, металлические связи и тяги, одним словом, все то, что по большому счету не имеет высокой художественной ценности, но, вне всякого сомнения, вызывает неподдельный историко-краеведческий интерес. Завершал телесюжет рассказ о курском юродивом Александре Садовском, собственную фотографию несуществующей уже могилы которого и показал также Наседкин. Ту передачу я записал на магнитофон и затем часто обращался к полученной информации. Мое желание познакомиться со столь необычным человеком вскоре реализовалось. Его неторопливый и рассудительный голос, наряду с запоминающейся фигурой, помогли мне распознать его случайно на улице. Он шел не один, с двумя школьницами, которым проводил экскурсию. Недалеко от Сергиевского собора я его настиг, представился, и в итоге стал третьим экскурсантом. После того как расстались с попутчицами, я дошел до родной Анатолию Ивановичу улицы Даньшинской (Овечкина), максимально расспросив его о старом Курске… Интерес к истории нашего края у него зародился давно, хотя по специальности он филолог, преподаватель немецкого языка. Возможно, на формирование этого интереса повлияла особая семейная среда. Дед Анатолия Ивановича – Иван Семенович Наседкин, был подрядчик, занимался строительством и отделкой домов, в частности, принимал участие в работе при устройстве Народного дома (ныне филармония). Не чужд был огородничества, не без успеха выращивая ранние огурцы. Собственно отец юбиляра окончил городское училище, служил в элите императорской армии – на присланных в Курск открытках имелся четкий запоминающийся адрес: «Лейб-гвардии Конный полк, Эскадрон Его Величества»… Немецкий язык А.И. Наседкин долгое время преподавал, работая поначалу в мединституте в 1955–60 гг., а потом и политехе вплоть до пенсии. Здесь, помимо немецкого, он читал лекции и вел практические занятия по риторике, а позднее и краеведению. Тут Наседкина впервые увидели и заметили студенты, с которыми спустя десятилетия судьба снова свела вновь: известный краевед Владимир Степанов, меценат Виктор Истомин, фотограф Геннадий Коршунов и другие. На поприще просвещения Анатолий Иванович заявил о себе как об очень принципиальном и независимом человеке с демократическими убеждениями. В связи с этим у него в жизни часто случались конфликтные ситуации с «партийными» товарищами и людьми «советского» мировоззрения. По этому поводу он часто шутит: «Нет такого места, откуда меня бы не выгнали». Будучи ассистентом кафедры иностранных языков, а впоследствии и старшим преподавателем, он принял участие в научных конференциях, проходивших в Москве, Воронеже, Иваново, Казани. Общаться с молодежью Анатолию Ивановичу всегда было приятно. Перед экзаменами он заранее предупреждал своих студентов, чтобы они не приносили ему какие-либо подарки или цветы. «Подарки буду делать я», – говорил он им. И действительно, каждый сдавший у него экзамен получал от него сборник стихотворений Есенина, купленный за счет преподавателя. Там же, в институте, Анатолий Иванович выпускал и фотогазету, на еженедельных 25–30 снимках которой отражались все важнейшие события жизни вуза. Оставшиеся кадры пленки он посвящал съемке старинных зданий Курска. Снимая уходящую натуру, Анатолий Иванович при этом был весьма строг в выборе условий съемки. Он строго фотографировал тот или иной объект в определенное время года, дня и при необходимом освещении. На его негативах 70-х годов сохранились много несуществующих ныне домов по улицам Ленина, Дзержинского и др., а также церкви Обояни, Льгова, Суджи… Подобное занятие в те времена было не столь простым делом, как это может показаться сейчас. Неизвестный человек, снимающий на фотопленку объекты городской инфраструктуры, сразу же попадал в поле зрения милиции или КГБ. Случалось, что вместе с мелкими правонарушителями его доставляли в УВД, где происходило выяснение его личности и целей с участием представителя госбезопасности. К счастью, для Анатолия Ивановича эти рандеву разрешались благополучно. Правда, результатом одной из таких встреч стало полное засвечивание фотопленки. Увлечение фотографией тесно переплеталось с изучением местной истории. Любовь к ней у Анатолия Ивановича возникла в немалой степени в результате общения с видными краеведами того времени: Леонидом Литошенко, Алексеем Кеповым и Львом Вадлевским. Пристрастившись однажды к черно-белой фотографии, он ей остался верен до конца. Смежным полем творчества стало иллюстрирование. Оно, прежде всего, заключалось в тщательном ретушировании подбираемых, будь то к публикациям или выставкам, изображений. В результате, представляемые картины получали особую четкость, контрастность и легко воспринимались зрителями. Это вполне оценили как посетители галереи «АЯ», где Анатолий Иванович устроил две экспозиции, посвященные истории Херсонской улицы и канонизации Серафима Саровского, так и читатели его публикаций в местно прессе. Кроме этого, в назначенных к слому зданиях, по собственной инициативе, Наседкин занимался сбором различных предметов старины. Идея создать музей этих вещей в политехе так и не реализовалась. Многое из того, что было собрано, в конце концов, пропало. Немногие экспонаты, которые остались, удалось сохранить лишь благодаря заведующему историческим отделом краеведческого музея Виктору Скляруку, который оценил их по достоинству и определил в фонды и экспозицию. Вообще, сотрудничество с курскими музеями у Анатолия Ивановича являет собой особое направление деятельности. Еще в конце 1970-х он любезно принес в краеведческий музей негативы с изображением старых курских открыток из собрания Вадлевского и Кепова, которые «проработали» около 30 лет. Впоследствии различные дары предметов быта музею позволили организовать не одну экспозицию уважаемого собирателя. Интерес к творчеству А.И. Наседкина проявили и в археологическом музее, где издали его брошюры, посвященные быту и нравам курян, жизни нашего города в оккупацию, Курской битве. Не прекращается также сотрудничество Анатолия Ивановича и с музеем «Юные защитники Родины» Историко-краеведческие интересы Анатолия Ивановича очень широки, как и его щедрая душа. А.И. Наседкин публиковался во многих курских изданиях, таких как: «Курская правда», «Наш взгляд», «Городские известия», «Молодая гвардия». На страницах этих газет он раскрыл темы истории курских слобод, городских храмов, земского образования, производства алкоголя и борьбы с пьянством в Курской губернии, местного нищенства, детских игр. Исследовательский интерес коснулся также и истории местности, относящейся к Сеймскому округу. Есть еще одно обстоятельство, делающее Анатолия Наседкина уникальным человеком – это удивительное сходство его черт лица с мастером кирпичных дел Лаврентием Наседкиным, работавшим у князей Барятинских. Впрочем, сам краевед не исключает возможности родства с ним. От всей души хочется пожелать неутомимому подвижнику на ниве краеведения доброго здоровья, творческих успехов и жизненных сил! Юрий ОЗЕРОВ P.S. Вот некоторые из публикаций Анатолия Ивановича:
(авторская редакция статьи специально для сайта www.old-kursk.ru) Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 05.07.2010 г. |
|