ЦЕРКОВЬ НА ЦЫГАНСКОМ БУГРЕ |
автор: Е. СТОЛЯРЭту фотографию я увидел у музейщика Виктора Склярука. Он показал мне ее со словами: «Ты, кажется, рядом живешь. Ну как, узнаешь?» Мне ли не знать этого места? Вспоминаю 1949 год. Первый класс в тогдашней мужской школе №8. Двухэтажное здание из красного кирпича. Парты со спинками, ящиками для портфелей, наклонная столешница с крышкой на петлях, которой можно было так громко хлопнуть! А рядом с главным зданием школы – одноэтажное здание бывшей церкви. Здание также принадлежало школе, и позже мне довелось в нем учиться во вторых - четвертых классах. Снимок сделан гораздо ранее упомянутого времени. Если посмотреть на левую сторону, то виден сад, а за садом нет ничего. Но перед войной там уже стояла школа. Ухоженная территория, штакетник вокруг церкви, тротуар, обозначенный столбиками, и, наконец, столб с керосинокалильным фонарем! Нет, положительно за зданием и территорией был догляд, опять же крест на куполе, явно, что это церковная территория. Под снимком полустертая рукописная надпись: «Серафимовская церковь въ г. Курск на Цыганском бугр », причем текст с ятями и ером. На новую орфографию перешли после 15 октября 1918 года, так, что фотография дореволюционная. Давно, задолго до подготовки к торжествам, посвященным 250-летию преподобного Серафима Саровского, по курскому телевидению мне пришлось услышать такую фразу: «Знаем, что в Курске был храм его имени. Мы с оператором долго колесили по окраинным улицам, и, наконец, нашли эту церковь, вот она». На экране появилось знакомое изображение церкви, что на «Цыганском бугре», той самой церкви, которая использовалась под классные комнаты. Так я узнал ее название – храм Преподобного Серафима Саровского. Моя профессия далека от истории, и поэтому поиск начинаю с Интернета. Ищу фотографии курских храмов. Поисковик выдает 10000 снимков! Листаю, ищу «бугорскую». Есть такой храм, но это свежие снимки, снимки сделанные несколько лет назад, зимой, летом, в разных ракурсах, снятые сзади, сбоку, спереди, но нет старой дореволюционной фотографии. Неужели раритет? Ладно, а что пишут о церкви? Яндекс отправляет к научно-историческому журналу «Курский край» №11(31) за 2002 год (Издание Курского областного научного краеведческого общества. Курск, 2002). Помню такой журнал. Он был выложен в 2009 году на сайте «Курск дореволюционный» Нахожу знакомую статью «Православные храмы на территории округа» (выпуск журнала посвящен железнодорожному округу): «Последним каменным храмом, возведенным в Курске до Октябрьской революции, стала Серафимовская церковь-школа. Мысль о ее постройке возникла среди жителей этой части города вскоре после причисления к лику святых уроженца Курска Серафима Саровского (19 июля 1903 г.), храм освящен епископом Питиримом 11 декабря 1905 г. Церковь разместилась в одноэтажном небольшом здании, фасады которого были выложены из красного лицевого кирпича. Одноглавый храм без колокольни с одним приделом расположился на перекрестке тихих улиц. Серафимовская церковь была сооружена на средства города и курского купца Ивана Васильевича Пузанова и приписана к Успенской церкви в Очаково. Находилась она в ведении города. Богослужения в новом храме обычно совершал священник кафедрального собора. Ее прихожане в 1909 г. обратились к епархиальному начальству с ходатайством об открытии самостоятельного прихода. В 1902 г. городская дума одобрила передачу церкви в епархиальное ведомство, а 4 апреля 1915 г. купец В.С. Коротков за городского голову подписал передачу Серафимовской церкви-школы местной епархии. Из прихода Успенской церкви пожелали выделиться 208 домохозяев с семьями в составе 1316 душ обоего пола. В Серафимовской церкви стали служить священник Евгений Преображенский и псаломщик Александр Непочатых. Священник одновременно стал законоучителем в «пузановской» школе, расположенной рядом.» Прервем чтение, что-то непонятное с последовательностью цифр. 1909, 1902, 1915. В краеведческом отделе «Асеевки» беру оригинал. Так и есть! В электронную версию вкралась ошибка, т.е. надо читать 1912, а не 1902. Отправляю «электронку» В.Ветчинову. На следующий день год исправлен. Читаем статью дальше: «Было решено церковно-приходское училище при Серафимовской церкви оставить на содержании городского управления до постройки нового училищного здания по ул. Раздельной. Двухэтажное здание, находящееся ныне у Серафимовского храма, должно было потом перейти к духовному ведомству, планировавшему в будущем устроить здесь церковно-приходскую школу имени инженера Конопатова. Церковь закрыли в 1930-е гг., а ее помещение использовали под спортивный зал и мастерские школы № 12. Богослужение возобновилось 15 января 1994 г. Ныне имеется придел святителя Иоасафа Белгородского. В начале июня 2000 г. началось возведение двухъярусной колокольни, на высоте 16.5 метров сияет золоченый крест. Серафимовская церковь является вновь выявленным памятником архитектуры местного значения (1994)». В статье дается ссылка на источник: Холодова Е. В. Серафимовская церковь / Курск - С 352). Так это же Краеведческий словарь-справочник «Курск» выпущенный в 1997 году! Есть у меня этот словарь. Открываю 352 страницу, и… статья Елены Холодовой иллюстрирована тем же самым снимком. Значит снимок не раритетный. Возможно, он имел какой-то тираж. И один из экземпляров попал в руки В. Склярука. Уточню, что под мастерские помещение церкви использовали только в 60 годы, а в мое время там были учебные классы и спортивный зал, который использовался и под школьные массовые мероприятия. Помню пионерские линейки в этом зале, веселые лица ребят, которым должны через несколько минут повязать пионерские галстуки. Классные комнаты располагались по южной и западной сторонам церкви. Отопление в них было печное. Топились печи со стороны коридора, топливом служили дрова и торф, и если на улице стояли крепкие морозы, то на уроках приходилось сидеть в пальто. Но это на уроках, а на переменах огромный коридор заполнялся бегающими, кричащими мальчиками, напоминающими табун застоявшихся лошадей. Порой учителя и нянечки пытались угомонить эту толпу, но только звонку на новый урок удавалось наводить тишину. Кстати о звонке. В большой школе (так мы называли двухэтажную школу), звонок был электрический, а у нас дежурная нянечка ходила с колокольчиком. Нет, не с таким бутафорским звоночком, какие показывают по телевизору по поводу последнего звонка в школах, а с настоящим колокольчиком из бронзы, с мелодичным звоном. От 1915 до 1917 годов короткий промежуток, поэтому планам постройки школы на Раздельной улице осуществиться не пришлось, затем революция, гражданская война… Понятно, что было не до школ. Задуманную в 1915 году школу уже при Советской власти (в 1936 году) все-таки построили, только не на ул. Раздельной, а рядом, там, где на фотографии изображен сад. Мое поколение помнит ее, как женскую школу №12. В 1954 году раздельное обучение мальчиков и девочек было заменено на совместное. Помню, как часть наших ребят ушло учиться в 12-ю школу, а взамен в нашу восьмую пришли девочки. Были и казусы. Надо сказать, что в те времена «удобств» в помещении школы не было. Их заменяло дощатое строение на школьном дворе. Мальчишкам на переменах по малой нужде гонять метров за пятьдесят было лень, и по большей части мы «подмывали устои школы» прямо за учительской (благо, окон на эту сторону не было), а деревянный забор двора прикрывал нарушителей гигиенических норм от взоров с Дядиного переулка. Мужская часть педагогического коллектива во главе с Павлом Никифоровичем Деминым как могла, боролась с сим явлением, но перевес был на стороне мальчишек. С появлением девочек постепенно вопрос отпал сам по себе, но все-таки на переменах девчонки к тыльной стороне учительской не заходили. Вернусь к фотографии. Наклеенная на паспарту, фотография изрядно местами порыжела, а помятости и пятна на снимке говорят о небрежном хранении. Но спасибо хотя бы за то, что не выбросили, а сохранили до наших дней. В старину размер отпечатка равнялся размеру стеклянного (чаще всего) негатива, фотоувеличителя тогда почти не применяли (использовалась т.н. контактная печать), при этом величину фотографии изменить было нельзя, но зато получалась изумительная четкость изображения. Отсканированный и чуть подправленный фотошопом, старый снимок позволяет при некотором увеличении рассмотреть подробности, которые не бросаются в глаза при рассматривании общего вида. Видно, что двор церкви освещался фонарями с керосиновыми лампами, но на ближайшем к забору столбе фонаря нет, кто знает, может, у кого руки чесались? Да и несколько досок штакетного забора тоже отломаны у верхней перекладины. Глядя на высокий столб с висящим керосинокалильным фонарем, замечаем, что защитный стеклянный колпак отсутствует. Что поделаешь, такие мы, и эта традиция у нас сильна до сих пор (вспомним хотя бы изрезанные сидения в городском транспорте). Судя по голым деревьям, снимок был сделан весной, а если присмотреться, то видно и состояние дороги – сплошной кисель после весенней распутицы. Четко прослеживаются следы от телег. Автомобили в ту пору там не ездили. На фотографии церковь изображена с куполом, но я застал ее без купола. На крыше был только небольшой выступ, но внутри, там, где располагался спортзал, купол был, и к кольцу, находящемуся в верхней его части, был привязан канат, по которому мы лазали до самого верха. Не имея опыта, пробовал подняться и я. Выдохся, взмок, а потом понял, что надо помогать себе ногами, и дело пошло веселее. Мы были горды, что в нашей школе канат такой длины. Низ каната был завязан в большой узел, можно было сесть на него верхом, а другие мальчишки раскачивали канат, как маятник. Здорово было качаться от стены до стены! Вот уже несколько лет, как наружный купол восстановлен. Облик нынешней церкви стал похож на дореволюционную предшественницу. Я, было, хотел сходить с фотоаппаратом, чтобы сравнить вид теперешний и прежний, но, порывшись в Интернете, делать это не стал, фотографий и так достаточно, даже ракурс тот же. В оригинале, по диагонали, снимок пересекают по куполу и кресту два силовых кабеля. Пришлось убрать их фотошопом. Думаю, автор простит. (Для увеличения щелкните по фотографии) Что поменялось? Купол стал чуть иной, и изменилась форма люкарн с иконами в проемах-киотах. Изменилась форма крыши на апсиде. Окно в центре апсиды заделано. Изменилась и прилегающая территория - вместо штакетного забора храм окружает металлическая изгородь, а вместо грязевого месива площадь покрыта асфальтом. Появилась колокольня, но вход в храм пришлось перенести и «врезать» в промежуток между двух окон с западной стороны. Для человека сто лет срок огромный, мальчик изображенный на старом снимке давно состарился, и, скорее всего, его уже нет в живых, а храму при надлежащем уходе, еще долго стоять. Разумеется, я не знаю, как выглядела прежняя церковь внутри, но современное убранство храма можно посмотреть на снимках Юрия Озерова на этом же сайте. Фотографии говорят сами за себя, и тут не убавить и не прибавить. Вид подкупольной части. Там, где сейчас крепится паникадило, крепился спортивный канат, и мы по нему забирались под самый купол. Иконостас храма. Тут находился школьный спортзал, и проходили пионерские линейки. Придел, святителя Иоасафа Белгородского. Раньше это был один из классов. Здесь я сдавал экзамены за 4-й класс. Сто лет здание церкви честно служит людям. Сменялись владельцы: церковь, школа и снова церковь – и ничего богопротивного. Небольшое дополнение. В тексте пару раз есть упоминание о керосинокалильном фонаре. Это был интересный вид источника освещения. Описание его работы находится за пределами тематики данных заметок, но в поисковике Интернета и в энциклопедии Брокгауза и Эфрона можно найти полное описание тогдашних приборов освещения. Евгений С. – инженер © 2012 Представлено в авторской редакции, специально для публикации на сайте http://old-kursk.ru Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 14.02.2012 г. Дата обновления: Дополнительные материалы: Фотографии 1937 года 5-го класса школы №8 |
|