Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 
автор: В.СТЕПАНОВ

ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР

В "Путеводителе по городу Курску", изданному в начале двадцатого века, сказано: "Лучший вид Курска с линии Киевской железной дороги близ вокзала. Отсюда Курск выглядит большим красивым городом с большими зданиями, тонущими летом в зелени садов, и стройными колокольнями и куполами церквей... В центре панорамы возвышается величественное здание Знаменского собора с серебристого цвета громадным куполом, не особенно много уступающим по величине куполам соборов Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского в Петербурге".

Авторы путеводителя, член Курского губернского статистического комитета А. А. Танков и секретарь того комитета Н. И.Златоверховников, конечно, в оценке размера купола Знаменского собора по провинциальному несколько переусердствовали, однако, самое знаменитое здание старого Курска Знаменский собор - главная архитектурная доминанта исторического центра города.

Величественное здание собора даже в наше время, в пору высоких построек, уже привычных нашему взору, было построено в 1816-1826 г. в стиле позднего классицизма. Куряне сооружали монументальное здание собора как памятник героическому русскому народу, поднявшемуся на защиту Родины, разгромившему французских захватчиков и освободившему народы Европы от нашествия наполеоновского ига. Казалось, что Курск - далекий тыловой город, но с самого начала Отечественной войны 1812 года куряне приняли самое активное участие в борьбе с неприятелем. В Курске и губернии шел набор рекрутов из всех сословий, через город переправлялись партии военнопленных: в Курск двинулся поток беженцев, особенно усилившийся после занятия французами Москвы, город стал центром сбора денежных средств, продовольствия, спецодежды, медикаментов. Недаром М. И. Кутузов особенно выделил курского городского голову В. А. Гладкова, который по словам полководца "усердием к общему благу и любовью к отечеству примерно отличался".

Любопытно, что за двести лет до этого события, в 1612 году поляки осадили курскую крепость. Войска гетмана Жолкевского держали ее в осаде более четырех недель. Нашлись среди жителей предатели - дьякон и попадья Спасской церкви, сообщившие полякам о слабых местах укреплений крепости. Неприятель сжег посад со стороны реки Кур, захватил часть крепостной стены, вынудив защитников крепости отступить в малый острог. Но в тяжелые дни вражеской осады куряне не дрогнули, не сдали острог, вынудили врага отступить и в честь своей победы над неприятелем дали торжественный обет построить в крепости Богородицкий монастырь, позднее после его перестройки названною Знаменским.

Сначала церкви в монастыре были выстроены деревянными, но в 1631 году они пожаром были уничтожены, а в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича, вместо сгоревших деревянных церквей на пожертвование от казны и частных лиц были выстроены новые каменные монастырские строения, оконченные в постройке в 1680 году.

Но шли годы. Здания постепенно ветшали. К концу 18-го века были снесены Воскресенский собор и Пятницкая церковь, а накануне строительства здания нового собора сломали в 1815 году и Знаменскую церковь.

И вот, на обильно политой кровью курян земле, в бывшей крепости горожане начинают строить здание триумфального собора-памятника. Ежегодно зимой заготовлялись строительные материалы, а с весны набирались мастеровые и рабочие, и на стройке закипала работа.

В течение десяти лет на глазах любопытных курян постепенно вырастало здание, окруженное со всех сторон портиками с колоннами коринфского ордера и фронтонами. По всему периметру стен здания строители разместили полуколонны того же ордера, подняли ввысь опоясанный полуколоннами нарядный барабан, который увенчали куполом полусферической формы. От земли до вершины купола - 48 метров. Для губернского города все в этом здании было масштабно!

Постройка собора обошлась курской епархии в огромную сумму - 600000 рублей. Ко времени постройки здания в российской провинции нашлось бы не много храмов, которые могли бы сравниться со зданием Знаменского собора.

За свою более полутора столетнюю историю великолепному зданию неоднократно наносился серьезный ущерб. Сначала незадачливый московский архитектор Н. П. Козловский в 1854 году заложил колонны северного и западного портиков кирпичными стенками, пристроил к северному портику длинную галерею; в тридцатых годах двадцатого столетия вокруг подкупольного барабана были разобраны четыре башенки с купольными покрытиями и парная шатровая колокольня, уравновешивающая с куполом всю композицию здания. В одной из колоколен в XIX веке были устроены часы с громадным циферблатом и их мелодичный перезвон был слышен даже в окрестностях города. В эти же годы были сделаны поползновения сломать и купол здания, но решительное вмешательство местной, а позже и центральной печати предотвратило варварский акт его разрушения.

Но самый большой урон зданию был нанесен во время немецко-фашистской оккупации города. Отступая, фашисты подожгли здание и оно выгорело изнутри, в пожаре сгорела кровля купола и через отверстие в каменном куполе высоко в ночное небо взметнулся столб огня.

В 1949 году началось восстановление здания и его реконструкция по проекту курских архитекторов С. И. Федорова, Л. А. Литошенко и инженера-конструктора С. Ф. Сурина, а 12 августа 1956 года первые зрители заполнили Красный и Зеленый залы лучшего кинотеатра города. В этом здании Курск вновь обрел учреждение культуры, так как еще в 1937 году в честь двадцатилетия Октябрьской революции в здании бывшего собора по проекту инженера Дорохина был устроен кинотеатр "Октябрь" на 700 мест.

Надо отдать должное авторам послевоенной реконструкции здания, которые расчистили заложенный кирпичом западный портик, интересно разработали интерьеры кинотеатра.

Известен и такой косвенный факт. Курский губернатор А. И. Нелидов просил будущего строителя Знаменского собора архимандрита Палладия перед отъездом в Петербург обратиться за планом и сметой на постройку здания к наиболее известному столичному архитектору, проектировавшему в России много культовых здании. Таким архитектором был в то время А. И. Мельников. И еще один факт. Архитектор Мельников участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в Петербурге. Возможно, что конкурсные идеи А. И. Мельникова могли лечь в основу проекта курского собора.

С Знаменским собором связана и трагическая страница курской истории. В обширном внутреннем пространстве собора, в потоке солнечного света, падающего через окна подкуполыюго барабана, высился позолоченный, отлитый на Александровском литейном заводе в Санкт-Пегербурге чугунный иконостас, иконы для которого были выполнены на холстах академиком Борги. У северных наружных дверей, в так называемой сени, находилась чудотворная икона Знамения Пресвятой Богоматери, которая ежегодно на девятую пятницу после Пасхи переносилась из собора в Коренную пустынь (ныне поселок Свобода), находившуюся в тридцати километрах от Курска.

Обычно 12 сентября того же года икона вновь возвращалась в Знаменский собор. Для переноса иконы курское духовенство организовывало крупнейшие в России крестные ходы, дающие высокие доходы. Такие ходы практиковались в Курске с 1618 года, прерванные на период с 1767 по 1790 г. по указанию Екатерины II из-за монашеских распрей.

Побывавший в 1846 году в Курске В. Г. Белинский наблюдал крестный ход и фанатически настроенную толпу паломников, среди которой было много калек, и был возмущен и удручен увиденным. Великий русский живописец И. Е. Репин написал в 1880-1883 годах свою знаменитую картину "Крестный ход в Курской губернии", где исторически запечатлел атмосферу движения крестного хода.

В июне 1891 года А. М. Горький во время своего второю странствия по России остановился в Курске. Здесь он увидел вынос иконы из Знаменского собора и его поразило невероятное количество нищих, больных, калек, съехавшихся в Курск из ближних и дальних городов и сел империи, участвующих в крестном ходе.

Интересное описание крестного хода дал академик Н. М. Дружинин в своих "Воспоминаниях о Курске":

"... За несколько дней до события в город начинали собираться паломники из ближайших и дальних деревень; тысячи, если не десятки тысяч крестьян преимущественно мужчины в темных армяках, с посохами в руках и с котомками за плечами располагались группами на улицах города; открывалась Коренная ярмарка, когда-то гремевшая на всю Россию, но постепенно сходившая на нет; город необычайно оживлялся и принимал вид шумного народного табора. Крестный ход совершался под звон колоколов и звуки военного оркестра, с участием местной аристократии, возглавляемой архиереем и губернатором, и сопровождении множества священников и бесчисленной толпы народа, наиболее сильное впечатление производили массы собравшихся крестьян, которые, высоко поднявши посохи и распевая священные псалмы, в экстазе провожали "матушку-богородицу". Ни один крестный ход, виденный мною в дореволюционной Москве, не мог сравниться с этим зрелищем; он напоминал времена далекого средневековья, когда такие же толпы наэлектризованных пахарей, по зову Петра - пустынника вдохновенно шли освобождать "гроб господень".

В ночь на 8 марта 1898 года в Курске произошло событие, весть о котором сразу же облетела всю Россию. Как выяснилось только через несколько лет, ученик реального училища, будущий известный изобретатель А. Г. Уфимцев, вместе с тремя своими товарищами взорвал в Знаменском соборе икону Знамения Пресвятой Богоматери, чтобы развеять миф о ее чудотворности. Молодой Уфимцев не знал, что это была лишь копия иконы. Немедленно после взрыва, выставив подлинник, духовенство заговорило о новом "чуде". И еще большие толпы молящихся потянулись к монастырю.

Протоирей Курской мужской гимназии А. Танков писал по этому поводу в "Прибавлениях к Курским Епархиальным ведомостям" (№12 от 14-21 марта 1898 года): "... Мы зрим, что разрушительное действие адского снаряда было необычайно велико и страшно: предметы непоколебимой твердости сокрушены им, разрушены - сень чудотворной иконы, ступени, свещник, лампады, камень и дерево, а сама Святая икона владычицы нашей осталась нерушимою среди малых обломков, хотя вся сила разрушительного орудия была направлена на нее". Царское правительство только в 1901 году узнало имя создателя "адской машины", арестовало А. Г. Уфимцева, заключило его в Петропавловскую крепость, а потом сослало в город Акмолинск на 5 лет.

Ныне могучий купол Знаменского собора высится над одной из замечательных площадей российской провинции - курской Красной площадью, заново отстроенной в послевоенное время. Возвращенный епархии в конце 1992 года собор постепенно приводится в свой прежний вид.

Особенно стремительно реконструкция бывшего кинотеатра "Октябрь" началась летом 1999 года, когда за несколько месяцев был проведен демонтаж фальшивого промежуточного купола, 12-ти колонн и двух лестниц, бесчисленных перекрытий и перегородок, чтобы освободить алтарную и подкупольную части собора. За три месяца было убрано около 600 куб. метров железобетонных и других конструкций.

Летом 2000 года были восстановлены четыре малых подкупольных барабана и установлены на них золотистые купола с крестами. В том же году закончены работы по восстановлению 16-ти полуколонн, варварски уничтоженных без всякой на то надобности, когда собор приспосабливали под кинотеатр "Октябрь". По старым образцам и историческим фотоснимкам восстановлена вся лепнина украшений храма.

В 2001 году накануне светлого Христова Воскресенья в главном соборе области - кафедральном Знаменском - под бдительным оком митрополита Курского и Рыльского Ювеналия в алтарной части собора был установлен великолепный витраж "Курская Коренная Божья Матерь" работы питерских художников В.В. Перхуна, П.М. Якимчука и А.Ю. Синицы. Впервые в истории Коренная Богоматерь изображена в полный рост. На высоком металлическом остове иконостаса закреплены первые живописные полотна, выполненные в Санкт-Петербурге группой художников под руководством действительного члена Академии художеств России Александра Быстрова.

С восточной стороны подкупольной части собора строители возвели приделы и сени, облицованные гранитом. Здесь же сооружены северные и южные балконы для хоров. Осенью 2001 года закончено возведение северной колокольни с высоким золотистым шпилем, произведены росписи стен и свода алтаря. Автор реконструкции здания собора - архитектор В. П. Семенихин.

© Владимир СТЕПАНОВ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере
Еще можно посмотреть:

Путеводитель по г.Курску Танкова, 1902 г.
Карта г.Курска 1902 г.
Фотографии старого Курска

История Знаменского собора.




Дата обновления:


Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову