Тайны Гочевского городища

автор: С. А. Валивахин

Давным-давно, в апреле 1909 года, в г. Курске состоялась платная лекция на тему "История культуры населения Русской земли по могильным древностям". Лекцию читал профессор Дмитрий Яковлевич Самоквасов. Профессор провел раскопки многих курганов и городищ, в том числе и на территории Курской губернии, и считался авторитетным специалистом в этой области. В конце лекции он предложил присутствующим членам Курской Архивной комиссии провести раскопки в окрестностях с. Гочево Обоянского уезда, где сохранились нетронутыми городище и большой курганный могильник.

Раскопки начались 18 августа того же года. В них приняли участие члены Архивной комиссии К.П. Сосновский и О.П. Амелин, а руководил раскопками сам Д.Я. Самоквасов, специально для этого приехавший из Москвы. Для раскопок была нанята бригада землекопов численностью около 80 человек. Работы начались с раскопки курганного могильника и за первые четыре дня с 18 по 21 августа были вскрыты 111 курганов. 22 августа раскопки были перенесены на территорию самого Гочевского городища и прилегающую к нею площадь. 23 августа была раскопана песчаная возвышенность в районе деревни Шмырево примерно в трех километрах от с.Гочево.

Место, где располагался курганный могильник, за несколько лет до раскопок жители с. Гочево начали очищать от леса и распахивать. В результате многие курганы практически сравнялись с землей. Чтобы не допустить окончательного разрушения древних захоронений, Д.Я. Самоквасов настоял на продолжении раскопок, и за 24-25 августа были вскрыты и обследованы еще 176 курганов. Все работы велись на личные средства профессора. Им было истрачено около 830 рублей - сумма по тем временам большая, равная месячной зарплате примерно 70 человек.

Все находки были переданы на хранение в исторические музеи гг. Курска и Грайворона, их литографические изображения помещены в "Атлас Гочевских древностей", а "Дневник раскопок в окрестностях с. Гочево" был издан в 1915 году отдельной книгой уже после смерти Д.Я. Самоквасова (1911г.). В настоящее время эти книги хранятся в Государственной Публичной Исторической библиотеке России, а, возможно, есть и в других библиотеках. Такова предыстория Гочевских раскопок.

Перейдем теперь к подробностям. В описании находок мы изменим порядок - сначала поговорим о раскопках на территории самого городища, а потом - курганного могильника. Траншея размером 20х18 м до уровня материковой глины, вырытая на северо-восточном спуске городища, названного археологами "Царский дворец", обнаружила часть кладбища и различные бытовые предметы. Раскопанные шесть скелетов лежали на спине головой преимущественно на запад. У четырех не было найдено никаких предметов, у пятого найдено проволочное кольцо без спайки концов. На левой руке шестого был бронзовый браслет, на правой - бронзовое кольцо и у этой же руки - железный нож.

Бытовые предметы, найденные на этом месте, можно охарактеризовать как когда-то потерянные или выброшенные за ненадобностью. Среди находок были предметы, изготовленные из камня (жернова, оселок для заточки ножа, грузило), из кости (свисток, бусы, шило) и из глины (черепки посуды, грузила). Обычно по находкам предметов из камня, кости, глины и т.д. археологи относят поселения к эпохе неолита, когда человек еще не знал металлов. Но в данном случае перечисленные выше материалы просто подходили для изготовления предметов по их функциональному назначению, так как здесь же были найдены и железные предметы (ножи, инструмент, похожий на серп, рыболовный крючок, гвоздь, обломок долота), бронзовые кольца, стеклянные бусы и браслеты разного цвета, свинцовый кружок с нанесенным орнаментом. Другая траншея размером 3,5х7м в северо-восточной части городища вскрыла три землянки - жилища древних обитателей. В землянках были остатки печей с углем и черепками глиняной посуды, обугленные кости животных. Сооружение жилищ с печами является одной из особенностей быта славянских племен в средние века.

После обследования северо-восточной части раскопки были перенесены в юго-восточную часть городища, названную "Крутой курган". Археологи обнаружили здесь круглую яму диаметром более 2 м с остатками ступенек, которая по их предположению была спуском в подземный ход к реке, - от этой части городища до реки Псел расстояние было минимальным. Такие ходы делались на случай осады. Пробная траншея в этом месте размером 1,9х7м не дала каких-либо новых находок. Были найдены железные кольца, крючок удочки, оселки из камня и песчаника, клепки и дно обожженной бочки, кости животных и птиц, черепки глиняной посуды вперемешку с золой и углем. Аналогичные находки были сделаны и в траншеях, вырытых на юго-западном участке городища.

Кроме Гочевского городища археологи обследовали песчаную дюну, расположенную на правом берегу р. Псел западнее деревни Шмырево. Здесь была вырыта траншея 2х28 м и десять канав 1х10 м глубиной до 1,5 м. На этом месте раньше был лес, после вырубки которого местные крестьяне использовали землю под баштаны. Раскопки вскрыли два культурных слоя, разделенных почвой. В верхнем слое были обнаружены перемешанные песок, уголь, пепел и погребальные глиняные урны с пережженными человеческими костями - так хоронили покойников в дохристианскую эпоху на территории теперешних стран Западной Европы и западных областей Украины и Белоруссии. Распашкой эти урны были разрушены и их содержимое было растащено плугами. Среди находок в этом культурном слое были предметы из бронзы (подвеска на колечке с красной эмалью, кольца, ручка меча или кинжала, металлические обломки и слитки), из железа (обломки ножей, кольца, сошник), из стекла (бусы и браслеты), глины и серебра (перстень с насечным рисунком). Интересными находками были серебряные римские монеты второго в н.э. - три такие монеты были приобретены у местных крестьян. Как видим, ассортимент находок был примерно таким же, как и на территории Гочевского городища.

В нижнем культурном слое были найдены предметы из камня, характерные для эпохи неолита (восьмое-шестое тысячелетия до н.э.) - стрелы, скребки, ножи, долото, грузила, обломок молотка, пращевые камни. Такая же песчаная дюна с двумя культурными слоями была обследована на берегу р. Псел на расстоянии трех километров от деревни Шмырево по пути в с. Пены. Здесь тоже были обнаружены места захоронений в погребальных урнах и нижний культурный слой, относящийся к каменному веку.

Основные находки были сделаны при раскопках курганного могильника, примыкающего к Гочевскому городищу с юго-запада. Он располагался на территории более 40 гектар и ранее весь был покрыт лесом и кустарником. Ко времени начала раскопок часть кладбища была очищена от леса и распахана, а часть все еще была покрыта лесом, и могильные курганы на ней не были разрушены.

Есть большая разница между результатами раскопок поселений и кладбищ. Если люди оставляли свои жилища без вынужденной спешки, например, переселялись на другое место жительства, то весь свой скарб они забирали с собой. Точно так же происходило, если поселение было захвачено более сильным племенем, - все полезное и ценное забирали победители. В обоих случаях на месте оставались предметы, не представляющие ценности, или случайно утерянные в разное время своими хозяевами. Оставались и остатки строений, если они были сделаны из долговечных материалов. Все эти остатки человеческой деятельности и представляют интерес для археологов. Именно по ним определяют время поселений и судят о людях, их населяющих.

Счастливым случаем для археологов является тот, когда обстоятельства заставили людей бросить свои жилища со всеми предметами. Таким является, например, извержение вулкана Везувий в Италии. Тогда расплавленная магма засыпала поселения часто вместе с их обитателями, и сейчас археологи, раскапывая эти поселения, находят дома со всеми предметами быта, украшениями и даже предметами искусства, а часто и останками их владельцев. Не далее как летом этого года в Германии в городке Хальтерн демонстрировалась выставка предметов, раскопанных археологами в Италии на месте города, засыпанного вулканической магмой в 79г. н.э. Среди них были предметы быта, украшения, обугленные свитки папирусов, даже картины - и рядом с ними обугленные останки двух взрослых и ребенка в детской кроватке - все в том виде, в котором застала катастрофа.

В Гочево, судя по описанным выше находкам, все было не так. Городище было покинуто жителями или разорено неприятелем, а на его месте ничего не осталось. Те примитивные жилища, в которых жили его обитатели, были сделаны из недолговечных материалов и стали прахом, прежде, чем их раскопали археологи. Нужно, однако, сделать оговорку, что из-за большой трудоемкости раскопки были проведены на очень маленькой площади. Результатов могло быть больше, будь раскопки более масштабными. В настоящее время археология располагает методом магнитной разведки, который позволяет обнаруживать остатки строений с использованием глины без проведения раскопок по их локальным магнитным аномалиям. Автором метода является живущий на Украине И.Н.Кошелев. Может быть придет время, и археологи еще вернутся к Гочевскому городищу с магнитометрами.

Другое дело могилы. Когда люди хоронили своих соплеменников, то они думали, что это навсегда, навечно. Они думали, что умершему придется жить в загробном мире и клали вместе с ним его оружие, его украшения, одевали. Такого обычая придерживались многие религии.

На самом же деле во многих случаях это не было навечно. Проходило какое-то время, иногда совсем небольшое, а иногда столетия или тысячелетия, и содержимое захоронений начинало представлять интерес и для обычных грабителей, которых называют черными археологами, и для настоящих археологов, которые, раскапывая захоронения, хотят узнать кто и когда жил на этом месте, каким был способ хозяйствования, как была развита культура и т. д.

Между черными и настоящими археологами в наше время ведется неравная борьба. Первые работают с тракторами, бульдозерами, металлоискателями, а вторые - с лопатами и кисточками. Государственные законы, запрещающие самовольные раскопки, сейчас соблюдаются редко. У нас на территории Днепропетровской области из почти двух тысяч скифских курганов уже уничтожено примерно 90 %. Простояв 2 - 2,5 тысячи лет, они оказались беззащитными как перед действиями черных археологов, так и перед жадностью землепользователей. В районах Северного Причерноморья, в Крыму, где остались древние греческие захоронения, деятельность черных археологов процветает. Раскопки ведутся варварским способом, часто ночью. Найденные мраморные статуэтки, ценные вещи из золота, серебра и т.д. уплывают на черные рынки.

Но вернемся к курганному кладбищу Гочевского городища. Каждый курган до 10м в диаметре и до 3м высотой являлся могилой одного, редко сразу двух человек. Исключением являлся курган в центре кладбища диаметром до 20м и высотой до 7м. При раскопках в некоторых курганах были обнаружены пережженные человеческие кости со следами костра, но в большинстве - сохранившиеся скелеты. Они лежали на спине головой на запад прямо на материковой земле. Только в нескольких случаях были неглубокие могильные ямы и гробы. Захоронения в курганах с сожжением, по-видимому, были переходным этапом между более ранним периодом, когда покойников сжигали и хоронили в погребальных урнах, и более поздним периодом, когда по примеру скифов начали хоронить в курганах без сожжения. Нужно отметить, что для сооружения кургана указанных выше размеров нужно было переместить более 70 кубометров земли. Это была тяжелая работа!

В мужских захоронениях были найдены в основном предметы двух типов - оружие и украшения. Из оружия - это железные ножи, сабли, колющее оружие типа дротиков, боевые топоры. Как правило, оружие было расположено у одной из рук, а топоры - у ног. Сабли были уложены в ножны, украшенные фурнитурой из железа и бронзы, и имели пряжки для ношения. Ножи были найдены практически в каждом мужском захоронении, ведь нож мог быть использован не только как оружие, но и как бытовой предмет. Найдены были и железные наконечники копий и стрел. Набор украшений в мужских захоронениях был беден - это кольца из серебряной или бронзовой проволоки без спая концов, перстни на пальцах и браслеты на запястьях рук.

Курганы отличались по числу найденных предметов. В одних были и ножи, и сабли, и топоры, в других - только ножи, а в некоторых вообще ничего не было, - во все времена люди жили по разному. Во многих курганах кроме оружия и украшений были обнаружены глиняные горшки с остатками пищи и кости диких животных. По-видимому, эти продукты предназначались для питания в загробной жизни.

Судя по размерам скелетов, мужчины были от 170 до 180см роста - по нашим меркам это средний рост.

Женские погребения по способу захоронения не отличались от мужских. Скелеты лежали на материковой земле, реже в яме глубиной до 50см, головой преимущественно на запад. В отличие от мужских в женских захоронениях оружие отсутствует, кроме ножей, которые, как уже говорилось, можно отнести к предметам бытового назначения. Зато в большом количестве встречаются украшения. Большое количество украшений говорит о высоком уровне жизни в городище, - ведь всегда люди сначала думали о предметах первой необходимости - пище, одежде, жилье и т.д.,- и только потом об украшениях.

Одноименные украшения располагались в тех же местах, где их носили при жизни. В большинстве курганов присутствуют наголовники - обруч или венок, прижимающий волосы выше лба и затылка, и налобники - лента, огибающая голову ото лба к затылку. И те, и другие были сделаны из нескольких металлических проволок (серебро, бронза, редко - железо) с закрученными сзади концами.

В ушах встречаются серьги тоже из серебряной, бронзовой или медной проволоки без спая концов. Иногда на них были надеты бусы или подвески. В районе головы находили украшения в виде всевозможных подвесок и бубенчиков на кожаных шнурках или шелковых и шерстяных нитках. Нередко серьги представляли собой цепочки из нескольких колец или спираль в пять - шесть оборотов. На шее располагались украшения в виде нашейника из бронзовой ленты или бронзовой проволоки.

Большинство украшений располагалось на груди. Это в основном бусы и разной формы подвески, кольца, бубенчики. Больше всего встречается бус. Они были найдены практически во всех женских захоронениях в количестве от 5…10 до 200 штук в каждом. Бусы были изготовлены из стекла, глины, сердолика, аметиста, янтаря. Бусы из бесцветного стекла, как правило, были с покрытием из серебра или золота, а из цветного стекла (синего, зеленого, желтого) - без покрытия. Янтарные бусы встречались редко в основном как украшения в ожерельях из более дешевых бус. И уже совсем редко - только в двух курганах - были найдены бусы из горного хрусталя. По форме бусы были как гладкие, так и с разнообразной отделкой. Кроме бус были найдены подвески в виде проволочных колец из серебряной или бронзовой проволоки, бубенчиков, пластин из бронзы.

На пальцах и на запястьях рук были найдены кольца, перстни и браслеты из серебряной, бронзовой или медной проволоки без спая концов. Кроме украшений в женских захоронениях были найдены ножи, а иногда предметы быта, например, серпы.

Интересной особенностью женских захоронений являются совместные захоронения с детьми. Из 60 обследованных женских захоронений совместных было три. Это не были раздельные захоронения умерших в разное время матери и ребенка, а именно совместные, - ребенок лежал лопатками на кисти женщины. Как и у взрослых у детей тоже были украшения в виде колец, бубенчиков, подвесок.

Важным, хотя и единственным, фактом является обнаружение в одном из совместных захоронений подвески в виде креста с распятием. Причем эта подвеска принадлежала не взрослому, а ребенку. Эту находку можно расценивать как свидетельство проникновения христианства в районы формирования славянских племен. С другой стороны она является и ориентиром, по которому можно судить о времени проживания в городище. Как известно христианство было принято в Киевской Руси в 988. Возможно и его символика в виде креста с распятием относятся к этому времени.

Кроме описанных курганов с мужскими и женскими захоронениями был раскопан 31 курган с детскими захоронениями. По размерам они меньше первых - их диаметр не превышал 7м. Обнаруженные в них находки и по форме, и по материалам не отличаются от взрослых - те же кольца, подвески, бубенчики, бусы, а материал - серебро, бронза, железо, стекло. Самая дорогая из находок представляет собой серебряную бляху с рельефным изображением лошади, - изображения с таким орнаментом часто встречаются на предметах в скифских курганах, так называемый "звериный" стиль.

Следует отметить, что большинство из курганов уже были распаханы и захоронения повреждены. Археологи обнаруживали описанные находки, часто просеивая землю через решето. При обработке земли гочевские крестьяне не могли не обнаруживать эти предметы, но, по-видимому, не видели в них особой ценности. В то же время сами археологи не нашли ни одной из римских монет, о которых упоминается в дневнике раскопок, а у местных крестьян такие монеты были, и археологи приобрели их за деньги. Да и желание найти клад, легенды о котором ходили во все времена, у крестьян были. Лет за 6 до описываемых событий они в поисках клада раскопали уже упомянутый выше самый большой курган. Никакого клада искатели не нашли, а то, что могло представить ценность для археологов, было уничтожено.

Описанием этого факта мы закончим описание находок на Гочевском городище. Как видим никаких кладов и ценных находок при раскопках найдено не было. Да и не это ставил целью профессор Самоквасов. К описываемому времени он раскопал много курганов, в том числе и на территории Курской губернии, и находил в них примерно одинаковые вещи. В том же 1909 году уже вышла его книга "Могилы русской земли" с их описанием. Его, как ученого, должны были больше интересовать другие, более важные вопросы, - кто и когда населял эти края? Ответить на эти вопросы даже сейчас, по прошествии почти столетия, археологи не могут. Все усложняется тем, что племена, впоследствии ставшие основой славянской расы, в своем развитии намного отстали от народов древних цивилизаций - Ближнего и Среднего Востока, Китая, Египта, Средиземноморья. Письменность принесли им христианские миссионеры Кирилл и Мефодий примерно в одно время с принятием христианства. Без письменности не могло быть и писаной истории, которая передала бы потомкам сведения о жизни предков. Первые исторические летописи на Руси появились только в двенадцатом-тринадцатом веках. О том, что было до того, можно узнать только из скупых упоминаний историков других народов. Но те писали историю своих стран и народов, а о жизни за границами своих стран и империй они не всегда имели достаточных сведений, если их это и интересовало. Что же касается устных легенд и преданий, то они могли искажаться от поколения к поколению или вообще умирали вместе с людьми.

О жизни и населении Гочевского городища остается строить только догадки. Первый культурный слой с изделиями из камня сами участники археологической экспедиции отнесли к эпохе неолита - не ближе шестого тысячелетия до новой эры. Таким образом, на территории городища люди жили по крайней мере уже восемь тысяч лет назад. Наличие прослойки между культурными слоями свидетельствует о том, что долгое время городище было заброшено.

Захоронения в урнах и обнаруженные металлические предметы и украшения во втором культурном слое относятся уже к более позднему периоду. Такой обряд захоронения существовал у народов, населяющих теперешние Германию, Польшу, Словакию и западные области Украины и Белоруссии (так называемая Лужицкая культура). Его по-видимому придерживались и соседние племена, жившие восточнее на левобережье Днепра на его притоках Псел и Орель. Этим и объясняются многочисленные поля с погребальными урнами не только в районе Гочевского городища, но и в других местах. Тот же Самоквасов находил их и при раскопках вблизи Суджи.

Усиление скифских племен в южных областях теперешних России и Украины привело к распространению их обычаев и обрядов на северные территории. Скифы населяли эти территории с восьмого века до н.э. по третий век н. э. Они занимались и оседлым земледелием (скифы-орачи), и кочевым скотоводством, знали ремесла, могли обрабатывать металлы. Уже в четвертом веке до н.э. у них было государство Скифия. После поражения от готов они растворились среди других племен и народов. Скифы оставили после себя множество надмогильных курганов по бескрайним южным степям с богатыми украшениями и оружием. Можно предположить, что под их влиянием изменился обряд захоронения и у славянских племен, проживающих севернее, в том числе и на территории теперешней Курской области, - после кремирования вместо помещения в погребальную урну над умершим стали насыпать курган. Именно так можно объяснить наличие в Гочевском могильнике курганов с пережженными человеческими костями. Это предположение, правда, не согласуется с наличием курганных захоронений во многих других местах Древней Руси, куда не могло распространиться влияние скифов.

Примерно в третьем веке н. э. скифы потерпели поражение от северогерманских племен готов, прорвавшихся в Северное Причерноморье через границы Византии. Готы приняли христианство в четвертом веке н.э. - не намного позже, чем оно стало официальной религией Римской империи, но намного раньше, чем славянские народы России и Украины. Уже тогда они имели полный перевод библии, в то время как на Руси он появился только в пятнадцатом веке. Готы основали на территории теперешней Украины свое королевство, которое просуществовало до их поражения от двигающихся с востока племен гуннов.

Соблазнительно было бы объяснить обнаружение крестика с распятием в детском захоронении Гочевского городища не распространения христианства с Византии, а с северо-запада, от готов. Это, однако, опровергается убедительными доводами кандидата исторических наук диакона Александра Мусина из Санкт- Петербургской духовной академии. Суть их в следующем. Найденная в Гочевском городище подвеска в виде креста с распятием не является единственной. На территории Древней Руси в разных ее местах были обнаружены 44 таких подвески. Они относятся к нательным крестам. Отличительной особенностью большинства из них, в том числе и найденной в Гочево, является крестовидная перевязь на груди Христа. По сведениям Мусина, самые ранние экземпляры подвесок с таким рисунком Христа появились на территории теперешней Чехии в конце девятого века, то есть через несколько столетий после ухода готов, а время их бытования датируется 970-1100 годами. Этот период совпадает со временем христианизации восточных славян. Для нас это важно потому, что позволяет ориентировочно определить время активного существования Гочевского поселения - одиннадцатый - двенадцатый век.

Тот факт, что подвески в виде креста с распятием не встречались в других курганах городища, можно объяснить более строгим соблюдением христианского обряда погребения по мере создания регулярной церковной организации. Уже в двенадцатом веке существовал церковный запрет помещать христианские святыни в могилу вместе с умершим, а обязательность надевания нательных крестов при крещении появилась только в 1621 году.

С принятием христианства обряд захоронения с кремацией уступил место обряду без кремации и наспи кургана с захоронением в гробах и могильных ямах. Курганные захоронения в Гочевском могильнике без сожжения относятся, по-видимому, к переходному периоду. Шесть захоронений, которые были обнаружены на территории самого городища, уже соответствовали христианскому обряду - умершие были похоронены в могильных ямах без кремации.

Раскопки нижних культурных слоев показали, что первые поселения людей в окрестностях теперешнего с. Гочево появились в эпоху неолита в восьмом - шестом тысячелетиях до н.э. Второй культурный слой относится уже к более поздним временам, быстрее всего к четвертому-шестому векам н.э. Об этом говорят наличие бескурганных захоронений с обрядом сожжения в погребальных урнах, сооружение жилищ с печами, изготовление керамической лепной посуды. Скорее всего, в это время и было основано само Гочевское городище. Судя по находкам, оно просуществовало примерно до одиннадцатого-двенадцатого веков н.э. Некоторые историки предполагают, что оно перестало существовать после разорения татаро-монголами в тринадцатом веке. Однако это предположение пока не подтверждено убедительными археологическими находками. Возможно, они будут найдены при более масштабных раскопках.

Осталось поговорить о том, кто населял Гочевское городище и его ближайшие окрестности. К сожалению археологи и историки не нашли ответа даже на вопрос, где и когда зародилась славянская раса. Приведем только одну версию ответа, согласно которой праславянскими были племена антов, живших в лесостепной зоне Восточной Европы, куда их вытеснили более сильные племена сарматов и скифов. Племена антов в четвертом-пятом веках н. э. вели длительные войны сначала с готами и гуннами, а потом с кочевыми южными племенами аварцев. После отхода готских племен за Дунай и отступления аварцев на юг анты стали полновластными хозяевами в зоне своего проживания. Согласно этой гипотезе союз Нантских племен и стал основой славянской расы. В шестом веке некоторые из них впервые упоминаются как народ россов, а населенные ими земли Русью или Русской землей. От этого периода до создания русского государства пройдет еще много веков и совместной борьбы этих племен против общих врагов, и междуусобной борьбы друг с другом. Но это уже тема для историков. Закончим же нашу статью предположением, что именно анты-славяне и их потомки и жили в Гочевском городище вплоть до конца его существования.

30 сентября этого года я был Пенах и от односельчан узнал, что в настоящее время ведутся новые раскопки Гочевского городища и что о них была передача по местному телевидению. Обстоятельства не позволили мне съездить в Гочево и узнать обо всем подробнее. Может быть эту статью прочитают участники раскопок. Буду признателен им за любую информацию об их результатах.

С.А. Валивахин, г. Днепропетровск, valiva@mail.ru .

Предоставлено автором для публикации на сайте "Курск дореволюционный"

Первая публикация: "Беловские зори" № 125 от 29 ноября 2005 г.


Ваш комментарий:


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Читайте нас в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
23.07.2019 г.

См.еще:
О. КОНОРЕВА:
ГОЧЕВСКИЕ
ТАЙНЫ

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову