ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА

автор: Татьяна Петренко

В заметке «Успенская церковь с. Титово Щигровского уезда» я писала о том, что при церкви была церковно-приходская школа.


Урок в церковно-приходской школе. Фото из интернета

Она помещалась в деревянном ветхом помещении. Согласно клировым ведомостям, в 1916 году в ней училось 30 мальчиков и 36 девочек.

В этой школе первые навыки чистописания, грамоты и математики получил мой дед Логвин 1900 года рождения, брат моей бабушки.

Собирая записи о селе Титово, об Успенской церкви, в «Журналах заседаний Щигровского уездного земского собрания» я нашла интересные материалы о школах уезда, в том числе и о нашей Титовской.

Вот, например, ведомость о церковно-приходских школах по Щигровскому уезду за 1892/93 учебный год:

В Титовской школе обучалось 35 мальчиков. Законоучитель — священник Владимир Лукин, а учитель- Алексей Шилин, который получил свидетельство, закончив народное училище.

Председатель Щигровского отделения епархиального Училищного совета протоиерей Александр Орлов в докладе очередному уездному земскому собранию (1895 г) говорит о том, до 1892/93 учебного года «церковные школы развивались вяло и медленно вследствие отсутствия всяких средств». В 1893 году увеличились взносы от церквей, выделено пособие в сумме 500 рублей земским собранием, благодаря этому «церковные школы увеличились по количеству и улучшились по качеству».

В 33 школах законоучителями состояли священники, в 3 — дьяконы, в 1 — окончивший курс семинарии, но не имевший духовного сана.

Учителями были священники, дьяконы, 3 псаломщика и 13 лиц светского звания. Только 10 из них получали вознаграждение в размере 60-74 руб. в год. Остальные учителя, а также лица духовного звания не получали никакого вознаграждения.

Все пособия и пожертвования, поступившие в отделение и на школы уезда составили , с учетом остатка, 2018 руб.23 коп. Из них 776 руб. 61 коп. были израсходованы школами на отопление, жалование учителей. А на оставшиеся 1241 руб.62 коп. отделение приобрело учебники, письменные принадлежности, канцелярские товары. Отдельные затраты — на ремонт классных комнат, приобретение классной мебели. 25 рублей было выдано на разъезды наблюдателю и 60 рублей на награды учителям.

Успехи обучения не во всех школах были одинаковые.

В списке лучших отмечена церковно-приходская школа села Титово.

«Учение по отчетам наблюдателей шло без перерыва, велось по программам, и дети достигли таких успехов, что в одних школах в этом году выдержали экзамен на льготу по воинской повинности, а в других — могут выдержать с успехом экзамен в текущем учебном году».

В остальных школах успехи обучения были не очень хорошие, и это зависело от малой подготовки учителей.

«Но во всяком случае, и в этих школах дети были научены читать по-русски и церковно-славянски, знали общеупотребительные молитвы, писали с книг и решали задачи до сотни».


Богданов-Бельский. Устный счет.

В докладе за 1905 год сказано, что в ведении Щигровского уездного отделения Училищного совета на 1 января 1906 года состояло уже 52 школы ( 30 одноклассных церковно-приходских и 22 школы грамоты), в которых обучалось 2096 учеников: мальчиков — 1421 и 675 девочек.

Церковно-приходские школы учреждались при церковных приходах. Они были одно- и двуклассными. В них преподавались Закон Божий, чтение, письмо и арифметика. В двуклассных церковно-приходских школах изучалась также история.

Школы грамоты представляли собой школы элементарного обучения. Они подчинялись разным ведомствам или находились в ведении частных лиц. В конце XIX века они были переданы в ведение Синода. Обучение в школах грамоты продолжалось один-два года, преподавались чтение, письмо, основные правила арифметики и церковное пение.

Из доклада следует, что из 22 школ грамоты в 13 были выпускные экзамены. 45 мальчиков получили льготные свидетельства III разряда по отбыванию воинской повинности, а 27 девочек — свидетельства об успешном окончании курса.

Из 30 одноклассных церковно-приходских школ Щигровского уезда экзамены были в 22. В восьми школах, в том числе и Титовской, их не было вследствие перемены «учащих лиц» или их болезни.

В журнале заседаний за 1906 год я нашла заявление гласного (члена собрания с решающим голосом) Н.М.Шишкина, в котором он говорит о большом недостатке преподавателей в школах, о том, что родители часто оставляют детей дома и на довольно продолжительное время. Даже способный ученик после длительного отсутствия многое забывает,и на экзаменах складывается впечатление, что преподаватель с ним не занимается. Автор просит земское собрание принимать детей в школу на определенных для родителей условиях, чтобы они не могли забирать из школы или оставлять детей дома. «…пусть будет лучше в школе 10 мальчиков учащихся постоянно и с желанием родителей, чем 80 при таком порядке, который я выше описал, тогда с уверенностью скажу будет успех в занятиях, а не даром пропадут деньги, которые земство бесполезно на это тратит».


Богданов-Бельский. Дети везут дрова.

Тяжелая крестьянская работа оставляла мало времени не только для занятий с детьми, но и для простого надзора за ними. Многие дети в крестьянских семьях были помощниками по хозяйству. Они обязаны были с раннего возраста выполнять определенные виды работ. Именно по этой причине они часто прогуливали школу и помогали родителям по хозяйству.

Предоставлено автором для публикации на сайте "Курск дореволюционный"


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
08.07.2020 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову