ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОРОДУ КУРСКУ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОРОДУ КУРСКУ
(Съ планомъ города.)

© авторы: А.А.Танков
Н.И.Златоверховников

* * *

Путеводитель составленъ дѣйствительнымъ членомъ Курскаго Губернскаго Статистическаго Комитета А.А. Танковымъ и секретаремъ этого Комитета Н.И. Златоверховниковымъ.


I. Топографія мѣстности.

1. Мѣстоположенiе города Курска. Курскъ лежитъ подъ 51°44' сѣверной широты и 51°54' восточной долготы и расположенъ на двухъ продолговатыхъ холмахъ, находящихся на правомъ берегу рѣки Тускари и раздѣленныхъ узкою, глубокою долиною ручья Кура. Надъ поверхностыо моря Курскъ возвышенъ на 813 футовъ. Эта высота представляется довольно значительной, если принять во вниманіе, что Москва, напримѣръ, лежитъ только на 550 ф. выше уровня моря, Орелъ на 526 ф. и Харьковъ на 316 ф., т. е. на 500 ф. ниже Курска. Геологическій разрѣзъ Курскихъ холмовъ представляется приблизительно въ слѣдующемъ видѣ:

I) наносная земля, известковый туфъ и глина,

II) моллясовый (третичный) песокъ съ жерновникомъ, бѣловатая глина, синюга,

III) мѣловая опока, краснюга, самородъ.

Курскъ находится въ центрѣ самой сильной и обширной на всемъ земномъ шарѣ магнитной аномаліи, простирающейся на югъ до г. Харькова, на востокъ до Воронежа, на сѣверъ до Москвы и на западъ до Могилева и Кременчуга. Аномалія эта была обстоятельно изслѣдована въ 1896 и 1897 годахъ. Въ Курскѣ, по изслѣдованію магнитныхъ элементовъ, оказалось: склоненіе +4°6', наклоненіе 66°50'; горизонтальное напряженіе 1,925 гауссовскихъ единицъ.

По скату холма къ р. Куру почва даетъ желѣзистую воду. Небольшая часть города, носящая названіе Очакова и Кожевной (въ районѣ 3-й полицейской части города) расположена на лѣвомъ берегу Тускари, на низменной, топкой и болотистой мѣстности. Проложенныя на скатахъ холмовъ городскія улицы имѣютъ, во многихъ мѣстахъ, очень крутые подъемы и спуски, такъ что проѣздъ въ городъ почти вездѣ производится въ гору. Особенно крута покатость холмовъ, обращенная къ Тускари. Здѣсь нѣкоторыя улицы представляютъ пересѣченныя поверхноети, а дворы обывательскихъ домовъ расположены на обвалахъ и рытвинахъ. Съ Тускари можно видѣть картину налѣпленныхъ, какъ птичьи гнѣзда, по кручамъ и бѣловатымъ уступамъ строеній. Нѣкоторыя изъ нихъ поставлены на высокихъ столбахъ и - что особенно любопытно - здѣсь есть дворы, поверхность которыхъ представляетъ досчатые полы, укрѣпленные надъ обрывами на подпоркахъ. Чтобы попасть съ улицы въ нѣкоторые дворы, приходится итти по длиннымъ деревяннымъ лѣстницамъ. Отлогости холмовъ носятъ названіе горъ, напр., Котова гора, Гнучева, Фелимонова и т. под.

Сильные дожди иногда размываютъ почву покатостей холмовъ и образуютъ рвы и промоины, которые портятъ городскія улицы и спуски, идущіе по скатамъ, и иногда угрожаютъ разрушеніемъ ближайшимъ домамъ. Такъ, напр., Звонскій ровъ за послѣднее время былъ размытъ настолько значительно, что образовалъ страшно зіявшее провалье, которое было засыпано посредствомъ особыхъ деревянныхъ укрѣпленій. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ могучій потокъ дождевой воды отъ лѣтняго ливня перервалъ было цѣлую улицу, ведущую отъ зданія реальнаго училища по спуску къ слободѣ Стрѣлецкой. Пришлось принять неотложныя мѣры къ тому, чтобы засыпать пересѣкшій улицу глубокій ровъ и укрѣпить ея обочину. Вообще въ исторіи благоустройства Курска спуски въ городѣ занимаютъ видное мѣсто. Сначала намѣстники Курско-Орловскаго намѣстничества, начиная съ А, А. Беклешова, а впослѣдствіи губернаторы не мало заботились о приведеніи въ порядокъ и о возможномъ уменьшеніи крутизны спусковъ. Въ этомъ отношеніи много работъ было произведено на дорогѣ, ведущей отъ Московскихъ воротъ въ слободу Ямскую; по улицѣ отъ городского сада, ведущей въ слоб. Стрѣлецкую, отъ зданія духовной консисторіи къ рѣкѣ Тускари и за Херсонскими воротами. Улучшенія эти произведевы, на средства города, арестантами бывшей Курской арестантской роты*). Надъ спусками по Ямской горѣ и около духовной консисторіи много поработали бывшіе въ большомъ числѣ въ Курской арестантской ротѣ польскіе повстанцы мятежа 1863 - 64 г.г. Улучшеніе спусковъ и косогоровъ производилось и въ позднѣйшее время, такъ, напр., въ восьмидесятыхъ годахъ выпрямленъ и улучшенъ спускъ внизъ отъ зданія 2-й полицейской части, а въ девяностыхъ - спускъ къ берегу рѣки Тускари, около завода Печке. Всетаки и теперь въ Курскѣ много крутыхъ и неудобныхъ сообщеній между частями города. Сообщеніе, напримѣръ, Лазаретной улицы съ берегомъ Кура производится по высокой и узкой деревянной лѣстницѣ.

2. Панорама города. Лучшій видъ Курска - съ линіи Кіевской ж. д., близъ вокзала. Отсюда Курскъ выглядитъ большимъ и красивымъ городомъ, съ большими зданіями, тонущими лѣтомъ въ зелени садовъ, и стройными колокольнями и куполами церквей. Панорама Курска отличается замѣчательными размѣрами: отъ бѣлѣющаго зданія вокзала до мельницы на Сеймѣ линія строеній охватываетъ почти половину горизоита, что, въ средѣ русскихъ городовъ, представляетъ рѣдкое явленіе. Въ центрѣ панорамы возвышается величественное зданіе Знаменскаго собора съ серебристаго цвѣта громаднымъ куполомъ, не особенно много уступаюіцимъ по величинѣ куполамъ соборовъ Христа Спасителя въ Москвѣ и Исаакіевскаго въ Петербургѣ. Хороши также виды Курска отъ перевоза на рѣкѣ Сеймѣ, по Харьковскому шоссе, съ Богословской площади и видъ части города отъ католической церкви. Отсюда лѣтомъ значительная часть города представляется большой рощей, въ которой разбросаны разныя строенія.

Красивъ также видъ на Курскъ съ Красной площади. Императрица Екатерина II, будучи въ Курскѣ, велѣла остановить свой экипажъ противъ Херсонской улицы, долго смотрѣла на эту мѣстность и любовалась открывшейся взорамъ картиной. Весьма оригиналенъ видъ Курска съ водопроводной башни, находящейся за Московскими воротами. Отсюда онъ представляется лежащимъ въ глубокой котловинѣ; отсюда-же невооруженнымъ глазомъ можно видѣть Коренную Пустынь.

3. Воды. Приближаясь къ Курску по Кіевской ж. д., пассажиры переѣзжаютъ мостъ на р. Сеймѣ, 60 саж. длины. Сеймъ въ древности слу-жилъ границей между государствомъ и степью, и на правомъ возвышенномъ берегу его находились древніе укрѣпленные города: Курскъ, Льговъ, Рыльскъ, Путивль и др. Въ старину на Сеймѣ было судоходство, начиная отъ Курска. Такъ, напримѣръ, въ 1788 году, впервые были съ Тускари въ Курскѣ спущены на Сеймъ барки курскихъ и льговскихъ купцовъ съ мукой, овсомъ, ветчиною, саломъ и другими товарами. Этотъ спускъ судовъ былъ совершенъ торжественно: на нихъ отслужили напутственный молебенъ; берега Тускари были усѣяны народомъ, въ городѣ звонили въ колокола, при отвалѣ барокъ грохотали пушки... Судоходство съ Кіевомъ и Одессою было поддерживаемо и позднѣе.

Въ 1789 году Курское купечество поднесло правителю губерніи А. Н. Зубову массивную табакерку изъ чистаго золота, на крышкѣ которой было выгравировано изображеніе рѣки съ плывущими по ней судами.

Въ началѣ тридцатыхъ годовъ по Сейму была устроена, такъ называемая, Александринская система искусственнаго водяного сообщенія, получившая названіе свое отъ имени Августѣйшей супруги Государя Императора Николая Павловича - Александры Oеодоровны. Искусственнымъ же сообщеніемъ судовый путь по Сейму былъ названъ потому, что у каждой мельницы на Сеймѣ (а ихъ тогда было немало) были устроены особые шлюзы и дериваціонные каналы (16) для прохода еудовъ. Рѣка Сеймъ была приведена въ судоходное состояніе на средства, пожертвованныя Курскимъ дворянствомъ. Первая, по теченію рѣки, пристань находилась въ 4 верстахъ отъ города по Харьковской дорогѣ. Движеніе судовъ но Александринской системѣ было крайне незначителъно и въ 1856 году она была закрыта. Впрочемъ въ 1846 году извѣстный владѣлецъ заводовъ въ Орловской губерніи С. И. Мальцевъ пробовалъ завести на Сеймѣ пароходство. Пущенный имъ съ Десны пароходъ Людиново дошелъ до Курской пристани, будучи торжественно, съ колокольнымъ звономъ, встрѣчаемъ въ попутныхъ городахъ, и благополучно возвратился. Приведемь здѣсь разсказъ очсвидца объ этомъ событіи.

8 мая 1846 года прибылъ на Курскую пристань пароходъ Людиново. Куряне спѣшили на пристань. Плаваніе парохода всюду вызывало изумленіе и восторгъ зрителей. Въ Путивлѣ берегъ Сейма на нѣсколько верстъ покрылся тысячами обывателей, привѣтствовавшихъ его радостными криками. У Молченскаго монастыря пароходъ былъ встрѣченъ архимандритомъ со всѣмъ сонмомъ монаховъ. Въ полномъ облаченіи, при пѣніи молитвъ, архимандритъ благословлялъ плывшихъ. Плаваніе парохода Людиново по Сейму было замѣчательно потому, что въ то время не только въ Россіи, цо и въ западной Европѣ, пароходы еще не ходили по шлюзнымъ системамъ.

Кромѣ желѣзнодорожнаго моста, на Сеймѣ, около Курска, находятся: деревянный мостъ въ нѣсколькихъ саженяхъ отъ желѣзнодорожнаго и на Харьковскомъ шоссе (плавучій мостъ), гдѣ, впрочемъ, во время разлива воды сообщеніе, въ теченіе мѣсяца, поддерживается паромомъ.

Сеймъ имѣлъ бы для жителей Курска важное значеніе въ огношеніи купанья: вода его отличается чистотой и свѣжестью; но иользованіе купаньемъ мало доступно, вслѣдствіе затрудненій въ сообщеніи и неимѣніи въ ближайшемъ пунктѣ (у Кіевскаго моста) купаленъ. Впрочемъ, для имѣющихъ возможность проѣхать къ Сейму на лошадяхъ, для купанія можно рекомендовать, такъ называемое, дворянское купалище, въ 2-хъ верстахъ отъ города.

Катанье на лодкахъ по Сейму бываетъ на Солянкѣ, гдѣ можно получить безплатно лодки. Въ Солянскомъ лѣсу есть столики и лавочки для гуляющихъ.

Въ настоящее время Сеймъ доставляетъ въ Курскъ воду, посредствомъ водопровода, устроеннаго въ 1874 году, по иниціативѣ городското головы П.А. Устимовича. Отъ сѣти водопровода устроено пять фонтановъ:

1) въ Лазаретномъ саду,

2) въ Городскомъ саду,

3) въ скверѣ около присутственныхъ мѣстъ,

4) въ саду мужской гимназіи и 5) около зданія казен. виннаго склада, 7 водоразборныхъ будокъ и до ста пожарныхъ крановъ.

Рѣка Тускарь въ мѣстныхъ старинныхъ памятникахъ называется Турскаръ или Антурскарь отъ имени вымершихъ теперь животныхъ туровъ, водившихся на ея берегахъ. До Николаевской церкви въ слободѣ Стрѣлецкой Тускарь идетъ однимъ потокомъ (давая только отъ себя въ нѣкоторыхъ мѣстахъ заливы); затѣмъ раздѣляется на рукава - собственно Тускарь, проходящую чрезъ низменную часть города и вливающуюся въ Сеймъ, протоки Кривецъ и Ровецъ. Послѣдній представляетъ грязный мелководный ручей. Во время половодья всѣ протоки сливаются вмѣстѣ и, вливаясь въ Сеймъ, образуютъ обширное озсро, заливающее слободу Стрѣлецкую.

На Тускари находится мельница, пожалованняя въ 1787 году Императрицею Екатериною II во владѣніе города, во время шествія ея черезъ Курскую губернію.

Въ прежнее время, начиная съ 17-го вѣка, р. Тускарь имѣла весьма важное значеніе для бывшаго въ Курскѣ обширнаго кожевеннаго производства. По всему теченію Тускари, отъ Ямского моста, были расположены, числомъ до полусотни, кожевенные мойки, въ которыхъ "кожевники" мыли и полоскали шкуры животныхъ и кожи. Впослѣдствіи число моекъ уменьшалось, пока рѣка совсѣмъ освободилась отъ нихъ. Въ 1860 году было предположено ревизовавшимъ въ то время Курскую губернію сенаторомъ O. А. Дурасовымъ устроить при сліяніи рѣки Тускари съ Сеймомъ зданія для Коренной ярмарки и усилить судоходство по Сейму. По его приказанію, губернскимъ землемѣромъ даже былъ снятъ планъ данной мѣстности.

Мостовъ на Тускори три:

1) Ямской - на шоссейной дорогѣ къ желѣзнодорожному вокзалу,

2) Церковный, противъ Николаевской Стрѣлецкой церкви и

3) Бурнашевскій, ведущій на Раздѣльную улицу.

Есть также пѣшеходные мостки, такъ называемыя, лавы. Кромѣ того, между слоб. Ямской и городомъ поддерживается пѣшеходное сообщеніе черезъ Тускарь на лодкѣ, по протянутому черезъ рѣку канату. Плата за переѣздъ по 1 коп. съ человѣка. На Тускари устроены въ 4-хъ мѣстахъ общественныя купальни и въ 2-хъ мѣстахъ, на Боевой дачѣ и у купаленъ Бѣлофостовой, можно брать лодки для катанья.

Недалеко отъ Церковнаго моета находится iордань, въ видѣ часовни, гдѣ происходитъ 6ѣго января, въ день Преполовенія Пасхи и 1-го августа освященіе воды.

Ручей Куръ протекаетъ въ центрѣ города и представляетъ грязный и мелкій ПОТОКЪ. Русло его довольно глубоко, но наполняется водой только во время весенняго половодья. Впрочемъ, извѣстны въ мѣстной исторіи случаи наводненій, произведенныхъ Куромъ. Послѣднее изъ нихъ было въ ночь на 13 іюня 1871 года. Разливъ воды былъ столь силенъ, что по Херсонской улицѣ, отъ угла Авраамовской улицы до дома Перепелкина, можно было плавать на лодкахъ; низменные берега Кура были затоплены, водою снесены заборы и сараи, погибло много животныхъ и нѣсколько человѣкъ, захваченныхъ водою. Покровскій мостъ на Куру былъ снесенъ водою и приплылъ на Георгіевскую площадь. Тогдашній мѣстный поэтъ Н. А. Любимовъ посвятилъ наводненію Кура стихотвореніе, начинающееся такъ:

"Вотъ штуку выкинулъ нашъ Куръ,
Какъ будто Волга, иль Амуръ,
Взбѣсился и засвирѣпѣлъ,
Какъ море, пѣной закипѣлъ,
Заливъ жилища бѣднявовъ"....

Черезъ Куръ на Херсонской улицѣ проложенъ Каменный мостъ. Онъ устроенъ сводомъ изъ болыпихъ каменныхъ глыбъ.

Колодези. Въ Курскѣ, до открытія водопровода, было много колодезей, нѣкоторые съ солоноватой водой. Изъ нихъ замѣчателенъ колодезь подъ монастырской горой, откуда горожане постоянно берутъ воду, въ особенности для приготовленія искусственныхъ минеральныхъ водъ и для соленія огурцовъ. Надъ этимъ источникомъ была издавна каменная ротонда. Въ семидесятыхъ годахъ она пришла въ ветхость и разрушилась. Въ 1889 году, по иниціативѣ Т. I. Вержбицкаго, были собраны пожертвованія въ суммѣ 619 руб. и ассигновано городомъ 300 руб., а въ 1890 г. была на эти средства устроена часовня въ строго русскомъ стилѣ. Надъ водоемомъ въ нишѣ на мраморныхъ доскахъ сдѣланы надписи:

1) "Жаждущіи идите на воду и елицы не имате сребра, шедше пійте безъ цѣны и сребра (Ис. 45,1)"; и 2-ая:

"Онъ течетъ неизсякаемъ,
Какъ тайна жизни невидимъ,
И чистъ, и міру чуждъ, и знаемъ
Лишь Богу, да Его Святымъ".

Въѣздъ въ городъ. Поѣзда ж. дорогъ, примыкающихъ къ Курску, подходятъ къ большому вокзалу, находящемуся въ слободѣ Ямской и имѣющему названіе Курскъ I. Этотъ вокзалъ былъ выстроенъ въ 1869 году. Замѣчательно, что первый поѣздъ на Москву 30 сентября 1868 года былъ пущенъ для ВЫСОЧАЙШАГО проѣзда ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II. ГОСУДАРЬ возвращался изъ Крыма, вечеромъ 30 сентября прослѣдовалъ по Херсонской и Московской улицамъ Курска и подъѣхалъ къ временному вокзалу. Въ половинѣ восьмого часа вечера Государь сѣлъ въ вагонъ и поѣздъ направился въ Москву; потомъ стали пускать и другіе поѣзда съ пассажирами. Въ 1900 году у Ямского вокзала устроенъ, на значительной высотѣ, черезъ сѣть рельсовыхъ путей, пѣшеходный мостъ, соединяющій Харьковскую платформу съ желѣзнодорожными мастерскими и служебными зданіями.

Въ 1869 году было открыто движеніе поѣздовъ на Кіевъ и Харьковъ, а въ 1892 - на Воронежъ. Болыпой Курскій вокзалъ находится въ отдаленіи отъ города, вслѣдствіе этого оказалось необходимымъ устроить подъѣздные пути къ городу. Такихъ путей четыре: три проѣздныхъ и одинъ пѣшеходный: 1) Городскал вѣтвь желѣзной дороги, идущая отъ станціи до Херсонской улицы въ нижней части города,

2) по дамбѣ и шоссейной дорогѣ къ Московскимъ воротамъ (гдѣ будетъ проложена линія электрическаго трамвая),

3) около линіи Кіевской дороги въ слободу Стрѣлецкую (преимущественно грузовое движеніе) и 4) отъ вокзала черезъ Ямской лугъ, черезъ перевозъ на р. Тускари, по Гнучевой горѣ на Московскую улицу. Послѣдній путь короче остальныхъ втрое (первые около 5 верстъ каждый, а этотъ 1ѣ в.). Неудобство его - неимѣніе моста на р. Тускари. Проѣздъ въ самый городъ по ж. д. вѣткѣ стоитъ: 15 к. въ 1-мъ классѣ, 9 к. во 2-мъ и 6 к. въ третьемъ. Поѣзда изъ Ямской отходятъ 6 разъ и столько же разъ приходятъ въ Ямскую ИЗЪ города. Вѣтка идетъ близъ города и даетъ полную возможность любоваться его видомъ. Параллельно съ нею, для усиленія ея провозоспособности, идетъ другая ж. д. вѣтвь до Кривецкаго моста. Главная вѣтка минуетъ три моста: черезъ протокъ Кривецъ, съ пролетомъ въ 38 саженъ отверстія, черезъ Ровецъ и р. Тускарь. Городская станція расположена у подошвы центральнаго холма, напротивъ зданія мужской гимназіи, на берегу рѣки Кура. Вѣтка открыта въ 1878 году. Пассажирскій вокзалъ очень малъ и тѣсенъ.


продолжение...


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту




Читайте новости
поддержка в ВК

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову