НАСЛЕДНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА |
автор: В.КРЮКОВ.Сколько раз я бывал рядом со Знаменским собором, и всякий раз удивлялся красоте и пропорциональности этого здания. Особенно восхищает главный купол диаметром 12 метров, верхняя точка которого вознеслась на полсотни метров от подножия. Есть в мире сооружения куда солиднее, но у всех одинаковые технологические особенности и исторические корни. По сути, именно большие купола когда-то произвели революцию в строительном искусстве... В период правления императора Адриана в Риме был воздвигнут храм (предположительно архитектором Аполлодором Дамасским), названный Пантеоном - "храм всех богов". Он сохранился до нашего времени и состоит из цилиндрической части, перекрытой купольным сводом, портика с двускатной крышей и фронтоном, который поддерживают колонны коринфского ордера. Возведен храм из камня, кирпича и бетона (!), а шестиметровые стены отделаны цветным мрамором. Вершиной строительного мастерства на много веков вперед стал купол диаметром 41 метр с круглым "окном" в центре. Почему именно купол, а не что-то другое из богатого геометрического ассортимента? Нашим предкам именно такой представлялась форма небесного свода, где обитали их боги. "Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал...". Думается, Владимр Высоцкий имел в виду не только металл, но и драгоценность человеческого усердия и дерзновения. Цицерон в книге "О природе богов" писал: "Что может быть красивее того тела, которое единственно вмещает в себе все другие, которое не может иметь ни шероховатостей, ни острых углов, ни кривизны, ни выступов, ни впадин?". Это сказано о шаре, купол - его часть. Древние римляне обладали обширными знаниями в области архитектуры и градостроительства. В I веке н.э. для них уже не были проблемой шестиэтажные дома, чему европейцы снова научились лишь в XIX веке. Высокие башни возводили в Европе и раньше, но это гораздо проще, чем здание большой площади. Купола диаметром 10-15 метров появились только в эпоху Возрождения, и лишь к концу XVIII века европейские архитекторы достигли уровня древних римлян. Раньше других решили возродить это искусство в Византии, но без методик точного расчета конструкции строили наугад. Купол собора Софии в Константинополе несколько раз обрушивался; в конце концов он стал меньше, чем по первоначальному проекту, и с огромным запасом прочности. По той же причине православные церкви часто делаются со множеством мелких "куполов" и "маковок", что значительно упрощает задачу Несложно представить, какой технологической загадкой был Пантеон в раннем средневековье, уже лет через триста после своего возведения. В одной легенде тех времен рассказывалось, что он был построен на огромной куче мусора, специально нагроможденной внутри здания. А чтобы потом мусор быстро разгребли, под ней будто бы разбросали куски золота... В XI веке произошло знаменательное для архитектуры событие: во Франции в одном из монастырей обнаружили древнеримский трактат Витрувия "Об архитектуре", благодаря которому средневековые зодчие научились строить гораздо прочнее и рачительнее - за счет экономии камня и более совершенной технологии. Но вернемся во времена Древнего Рима. Пантеон создавался последовательным наслоением горизонтальных пластов бетона с заполнением кирпичным щебнем и легкой пемзой. Верхняя зона, особенно ответственная часть, целиком создана из пемзобетона. У основания толщина стенки - шесть метров, а у круглого окна - всего полтора. Применялась искусно выполненная опалубка и множество подъемных механизмом, использующих хорошо известные в те времена законы механики. Строителей Знаменского собора (1816-1826 годы) вполне правомочно назвать преемниками римских мастеров начала нашей эры. Причем в отличие от последних куряне возводили купол целиком из кирпича. Бетон (и уж тем более пемзобетон) в те времена широкого применения не находил. Слой за слоем из хорошо обожженного кирпича, применяя особо прочные растворы, выкладывали "кольцами", давая хорошо схватиться каждому, прежде чем начинать следующее. Толщина - один метр у основания и около восьмидесяти сантиметров - в вершине. Строили только в теплое время года, причем завершить купол и закрыть его оболочкой (или оштукатурить) нужно было за один сезон - до осенних дождей. При этом - никаких внутренних лесов или опалубки, а подъемные механизмы - те же, что и в Древнем Риме. Еще одна особенность строительства храмов на Руси: перед началом каждого рабочего дня весь "трудовой коллектив" молился, прося у Бога содействия. На работе - никакого пьянства или сквернословия. Приступая к особо ответственным работам, даже постились, как перед написанием иконы. Может быть, поэтому и стоят храмы столетиями? Серьезные катаклизмы последней войны, включая сильный пожар, не повлияли на прочность Знаменского собора. Кстати, изначально купол был полусферой, и лишь в начале пятидесятых он принял облик параболоида. Сегодня, судя по всему, мы снова начинаем забывать тысячелетнее строительное искусство, во всяком случае по отношению к куполам и другим сложным формам. К этой мысли невольно приводят конструкции торговых и развлекательных центров, не говоря уже о жилых домах. Скажете - другие времена? Впрочем, купола в наше время возводят: по последнему слову строительной технологии, но с гарантией всего лишь лет на тридцать. Показателем расхода строительного материала и его прочности является отношение толщины сечения купола к диаметру. Если в Пантеоне оно составляет 1/24, в Знаменском - примерно 1/15, а в современном куполе того же диаметра - 1/700. Наверное, потому нынешние сооружения иной раз обрушиваются без всякого согласования с архитектором, а вот Пантеон исправно служит уже две тысячи лет и простоит еще долго. Да и Знаменский собор в Курске наверняка переживет большинство из нынешних архитектурных "шедевров". © Городские известия (Курск) от 03.09.2005 г. ©Виктор КРЮКОВ Ваш комментарий: |
Читайте новости Улицы Курска |
|