ХРАМ В ДЯДИНОМ ПЕРЕУЛКЕ |
©автор: Ю.ОЗЕРОВДО революции юго-восточной окраиной нашего города являлась местность, именовавшаяся по рельефу и облюбовавшей ее народности Цыганским бугром. В старом Курске это был своеобразный молодой микрорайон, примыкавший к Очаковской слободе и пригородной Стрелецкой. Наиболее активно он стал разрастаться с конца XIX века за счет сдачи в аренду под поселение нарезанных Курской городской управой усадебных мест. Центром этой местности стала Цыганская площадь, к которой стекались прилегающие улицы: Кривецкая, Скобелевская, Полевая, Киевская, Сеймская, Тамбовская и Дядин переулок. Последний связывал эту площадь с главной магистралью затускарной части Курска - Раздельной улицей (ныне Малых). Интересно отметить, что на обоих углах вышеупомянутого переулка и улицы Раздельной с одной стороны находилось усадебное место с амбаром, а с другой стороны - деревянный двухэтажный дом с лавкой, принадлежавшие мещанину Николаю Николаевичу Дядину. Этим и объясняется бывшее название нынешней Полевой улицы. Но главной достопримечательностью данной местности стала небольшая одноэтажная церковь, освященная 11 декабря 1905 года во имя преподобного Серафима Саровского. Она была построена на 10 тысяч рублей, пожертвованные известным курским купцом Иваном Васильевичем Пузановым, пожелавшим устроить храм после возвращения с торжеств 1903 года в Саровской пустыни. Кстати, дом этого купца сохранился до сих пор и в нем сейчас находится картинная галерея на улице Советской, 3. Тогда же, в 1903-м, Пузанов, находясь в тяжкой предсмертной болезни, составил завещание, в котором, в частности, говорилось о намерении внести в Курскую городскую управу остальные 7 тысяч в счет 10 тысяч, пожертвованных им городу, но внесенных только в количестве 3 тысяч на окончательную постройку церкви во имя преподобного Серафима Саровского при строящейся городской начальной школе с необходимой утварью. Впоследствии из-за нечетко прописанного статуса храма в завещании купца он на десять лет после своего освящения стал фактически домовой бесприходной церковью примыкавшего к нему городского училища. Между тем, по мнению прихожан, Пузанов не назначал предполагаемой им Серафимовской церкви для какой-либо школы, а желал открыть ее для всех молящихся. Это готова была подтвердить и вдова купца Варвара Васильевна, урожденная Алехина. Для местных жителей, населявших район Цыганского бугра, храм оказался как нельзя кстати. Прежде всего, он был близко расположен от их домов и снимал проблему посещения своих прежних приходов в условиях непогоды или половодий. Кроме того, храм стали посещать и многие богомольцы, особо почитавшие Серафима Саровского. Вследствие очередного в 1909 году прошения к архиерею, под которым подписалось 282 прихожанина, Курская духовная консистория просила городскую управу об обращении Серафимовской церкви-школы в приходской храм с отдельным причтом. Началась долгая переписка. В итоге для городского училища было построено отдельное здание, где сейчас находится школа №12. А здание Серафимовской церкви-школы перешло в ведение епархиального начальства, которое в бывшем учебном помещении решило открыть церковно-приходскую школу. Наконец 4 августа 1915 года синодальным указом был открыт долгожданный приход при Серафимовской церкви с причтом из священника и псаломщика. С 3 октября должность первого занял Евгений Преображенский. А псаломщиком стал Александр Непочатых. Церковным старостой в это время был мещанин Зубов, который сменил своего предшественника - известного промышленника Соломыкова, немало потрудившегося на благо церкви. Так, в 1907 году при участии последнего храм получил десять величественных икон-картин, художественно иллюстрировавших важные события жизни Серафима Саровского. Они были установлены в передней части храма, справа и слева по стенам, в рост человека. Изначально Серафимовский храм был однопрестольным. После 1911 года, когда канонизировали святителя Иоасафа, епископа Белгородского, в южной стороне храма устроили придел его имени. В те времена церковь была без колокольни. Ее функции исполнял сооруженный в церковной ограде деревянный навес. После закрытия храма в тридцатые годы" его помещение использовалось как корпус школы № 12. Лишь в 1994 году здесь возобновились службы. Вскоре Серафимовская церковь была обнесена оградой, а в 2001 году получила и колокольню. ...Мало кто знает, что после постройки храма Дядин переулок получил второе название - Серафимовского, а в мае 1906 года Курская городская управа постановила Цыганскую площадь, на которую выходил храм, назвать Серафимовской. Увы, эти имена не закрепились на плане города. Может, пришло время снова наименовать нынешнюю Полевую улицу Серафимовской? © Юрий ОЗЕРОВ (Опубликовано: "ГИ" от 27 мая 2003 года) Ваш комментарий: |
Читайте новости Улицы Курска |
|