КУРСКИЕ СЛОБОДЫ |
автор: И.НОВИКОВАЕСТЬ У НАС СТРЕЛЕЦКАЯ СЛОБОДАПосле получения городом Курском в 1782 году нового градостроительного плана и разделения города на 4 части -Городовую, что соответствует современному Центральному округу, Закурную (ограниченную реками Кур и Тускарь), Казацкую и Стрелецкую - существенно изменились границы именно Стрелецкой и Пушкарной, а Казацкая осталась на месте, незначительно сместившись в северном направлении. Слободы же Стрелецкая и Пушкарная занимались хлебопашеством, поэтому сохранить их на прежнем месте было невозможно, их вынесли за границы Курска. ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВЖители Стрелецкой слободы имели в 1784 году около 6000 десятин удобной земли на 613 душ, то есть около 10 десятин на душу. Однако и они все больше и больше отвлекались от хлебопашества. По словам автора "Экономических примечаний" к планам и картам, составленным в конце 90-х годов во время генерального межевания земель, у однодворцев Стрелецкой слободы " при дворах по низкости места и влажной земли состоят овощные огороды, весьма хорошие, с коих собираемые плоды употребляются за своим продовольствием на продажу. Землю обрабатывают все и имеют рукоделия, как-то: портные, сапожники и кузнецы. А другие при домах держут постоялые дворы. Отменно зажиточных нет, а живут средственно". ИЗ СТРЕЛЬЦОВ -В ОГОРОДНИКИ И ЛОДОЧНИКИОсновным занятием жителей Стрелецкой слободы стало огородничество, чему способствовали превосходные черноземы и весенние половодья, изрядно затапливавшие усадьбы слободчан, но хорошо их удобряющие наносным илом. Как только вода сходила со городов, жители слободы с раннего утра до позднего вечера принимались трудиться на них, а в мае-июне курские базары уже пестрели яркими красками выращенных овощей. С раннего утра можно было наблюдать длинные вереницы женских фигур с коромыслом на плече, переходящих по лавам (шатким деревянным мосткам) Тускари и несущих в тяжелых корзинах свежую зелень и овощи в лавки или овощные ряды базара на Навозной площади (теперь место аттракционов в городском парке). Позже, вернувшись из города с пустыми корзинами и наполнив их заново дарами своих огородов, женщины вновь шли мимо крытых соломой хат, медленно поднимаясь по крутому Иорданскому спуску в центр города. Спуск был очень крутым, ведь даже в наши дни высота берега реки Тускарь производит внушительное впечатление, поэтому дорога в гору была проложена в виде серпантина - так легче было пешеходу одолеть крутой подъем. По воспоминаниям старожилов, не только пешеходы, но и груженые подводы въезжали по Иорданскому спуску по этой извилистой дороге. Был еще один широко используемый жителями Стрелецкой слободы промысел - перевоз людей на лодках через реки, катание праздничной публики или сдача многочисленных лодок напрокат. Катание на лодках было любимым развлечением курян, в особенности любило катание на воде курское чиновничество, некоторые из них даже снимали по этому поводу на все лето себе "дачи" в Стрелецкой слободе. ИЗ ПЕРЕПИСИ СЛОБОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯПо однодневной переписи наличного населения, проведенной в 1865 г. в Курске и его подгородных слободах, в Стрелецкой проживали: 2441 мужчин и 2302 женщины, в основном русские, среди которых в слободе жили 34 цыгана. Большинство жителей составляли государственные крестьяне, да жило здесь еще небольшое число отставных солдат с домочадцами. Огородничеством занимались 2053 жителей слободы, а хлебопашеством - лишь 49 человек. Всего десять жителей занимались торговлей, 16-извозом. Работали в слободе 37 кожевников и 36 башмачников, 30 печников и 23 портных. Основная масса жителей слободы была полуграмотна. Перепись выявила в ней только 116 грамотных стрельцов. В 1865 году из слободских детей только один учился в мужской гимназии, девять детей занимались в уездном училище, а трое - в приходском. По семь ребятишек учились в духовной семинарии и училище. Перепись отметила, что в это время в Стрелецкой слободе квартировали солдаты Каширского пехотного полка - всего 180 человек. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи в 1897 году показала, что население слободы выросло незначительно. Его стало 5046 человек. Подготовила к печати Ирина НОВИКОВА, научный сотрудник Курского краеведческого музея Еженедельник "Курск" от 10.12.2003 г. ПОСЕЛЕНИЕ "ГОНЯВШИХ" ПОЧТУ.Назвало Ямская слобода можно встретить во многих городах России. Так назывались в старину пригородные слободы, заселенные ямщиками, возившими ("гонявшими", как тогда говорили)почту. В городе Курске Ямская слобода существовала уже в первой четверти XVII века, до 1627 года она называлась Ерской (от тюркского слова "ерик" -небольшой ручей, которых здесь было много), а после 1629 года стала называться Емской или Ямской. ЯМЩИКИ НА ПОЛОЖЕНИИ КАЗЕННЫХПодобно тому, как имели свое назначение слободы Стрелецкая, Казацкая и Пушкарная - они несли сторожевую охранную службу перед Московским государством, несла свою службу и Ямская слобода - службу почтовую и транспортную. Ямщики относились к особой группе государственных крестьян, которые не платили подушную подать, но отбывали тяжелую натуральную повинность: обслуживали государственные почтовые станции - ямы; отсюда и другой вариант названия слободы. Они обязаны были содержать почтовых лошадей, за что освобождались от других повинностей. Долгое время существовал следующий порядок отбывания "ямской гоньбы". Все дворы разбивались на группы - выти. В каждой выти было по 4 двора и по 28 душ мужского пола. Они обязывались содержать "для гоньбы " по 3 лошади. За эту службу они получали вознатаждение в виде распашной земли, сенокоса, леса и, кроме того, за каждую езду -прогоны деньгами. В 1784 году в Ямской было 1068 душ мужского пола, ямщикам принадлежало 1406 десятин земли, главным образом сенокоса; а в 90-х годах XVIII века - уже 124 ямщика с 1630 десятинами земли. "В оной слободе ...ямщики состоят на положении казенном и промышляют хлебопашеством, а большею частью извозами в разные российские города и за границы, в другие государства. А сверх того имеют торги хлебною ссыпкою и разными мелочными товарами, а другие упражняются в рукоделии, как-то: портные, сапожники, плотники и кузнецы. Из оных ямщиков отменно зажиточных немного, а другие живут средственно". Сведения о слободе Ямской есть также в "Дневной записке пешеходца Саратовского церковника в 1787 г.". Этот церковник - Герасим Алексеевич Скопин - пишет: "Пришел я в Курск, прежде в Ямскую слободу, которая называется 5-я часть города; выстроена по форме изрядно, есть и каменное строение. Перешед реку Тускарь, я пришел в самый город". Переход этот был в день приезда в Курск с юга императрицы Екатерины II. Легенда о даре императрицы сообщает, что когда императрица въехала в Ямскую слободу, то ямщики выпрягли коней и на себе везли ее по шляху верст десять. Якобы довезли они ее до самого конца леса Бугор. Согласно этой легенде, императрица щедро наградила ямщиков. Она прислала им жалованную грамоту на землю и лес по обе стороны шляха, расстоянием от слободы Ямской верст на десять, то есть до того места, докуда ее якобы довезли; кроме того, отдала им земли для сенокоса (что в современной Белгородской области), оттого-то эта земля и поныне называется Ямской. На самом же деле через Ямскую императрица не проезжала. Кортеж ее проследовал по улицам Херсонской (Дзержинского) и Московской (Ленина), откуда двинулся на Орел. Всего в Курске Екатерина II пробыла два дня; останавливалась она в доме генерал-губернатора; дом этот стоял на месте бывшего Пушкинского сада (современный Первомайский сад). МЕСТО ГЛУХОЕ И ОТДАЛЕННОЕВ одном из залов Курского краеведческого музея представлен план Курска, относящийся к 1782 году. Тогда после разрушительного пожара город был перепланирован. На этом плане есть и Ямская. В тот год она, подобно Стрелецкой, Казацкой, Пушкарной слободам, не была подвергнута межеванию. На карте слобода очень небольшая, с узкими кривыми улицами. В то время это был небольшой поселок, сконцентрированный вокруг церкви. Здесь же были базар и постоялые дворы. Кладбище сначала было возле прежней церкви, где затем стояла часовня. О том свидетельствовали во множестве обнаруженные в разные годы на усадьбах могилы. Затем кладбище было перенесено из центра слободы на окраину. В настоящее время на месте того кладбища разбит парк. С одной стороны Ямской простиралось необозримое поле (в направлении Мурыновки), а с другой - леса, топи и болота. Река Тускарь была значительно шире, рядом с нею было большое и глубокое озеро. С исчезновением лесов стали убывать и воды реки Тускарь. Она обмелела и сильно высохла. А когда-то озеро, неподалеку от Тускари, было довольно глубоким. В нем ямщики купали лошадей. В озере водилось много рыбы. Жители улицы Порядок сплошь были рыболовы, они платили по 150-200 рублей в год за право рыбной ловли. Остальным гражданам разрешалось ловить только удочкой и саком, а бреднем и неводом ловить запрещалось. С увеличением населения слобод расширялись границы. Это отражено на плане Ямской, относящемся к 30-м годам XIX столетия. С тех пор прибавились новые улицы и целые районы, например Мурыновка, а также вся местность от улиц Крестовки (современная Театральная) и Широкой бахчи (часть современной Октябрьской). С проведением железной дороги появились улицы Узкая бахча, Цыганская (ныне часть современной улицы ВЧК), Шоссейная (ныне улица Интернациональная). В те времена места эти были глухи и отдаленны, а кладбище стало местом грабежей... В КАЗАЦКОЙ ОТМЕННО ЗАЖИТОЧНЫХ НЕТО Казацкой слободе сведений не так уж много. "Однодворцы состоят на положенном казенном окладе, промышляют хлебопашеством. Но в слободе Казацкой жителей отменно зажиточных нет, ибо они, поелику близ города, к земледелию не прилежны. Землю свою некоторые из них отдают внаймы соседствующим разных селений жителям, асами упражняются, некоторые из них в рукоделии, как-то: гребенщики, портные, сапожные, кузнецы, плотники, пушкари (ремесленники, выделывающие меха, скорняки) и решетники. Другие никакого рукоделия не имеют, но нанимаются в городе в полицейские десятские и у купцов в работники, а иные находятся у питейных откупщиков в служителях". По переписи населения 1897 года наличных жителей зарегистрировано в слободе: 1297 мужчин и 1349 женщин, в том числе лиц некрестьянского сословия: 175мужчини 182 женщины. По образу жизни и занятиям населения слобода может быть разделена на две части: на ближнюю к городу и дальнюю. Так, среди обычных профессий выделялся особый класс - "грамотных", которые работали в типографиях. Вот как писал об этих представителях слободской интеллигенции Я. Золотарев в очерке о Казацкой слободе 1902г.: "Между грамотными есть личности, воображающие себя людьми с всесторонними познаниями. Они не затрудняются рассуждать о каком угодно предмете, хотя бы и вовсе не доступном их пониманию, и будут рассуждать таким профессорско-авторитетным тоном, с таким убеждением в истине своих слов, что бывает смешно и жалко смотреть на них". В источниках встречаются фамилии однодворцев Казацкой слободы, живших продажей своей рабочей силы. Но в этой же слободе были и зажиточные однодворцы. Сохранились описи имущества двух из них. Например, у А. Проскурина были изба, 2 клети, 4 лошади, 15 овец, 15 свиней, "хлеба в гумне разного 10 одоньев". (В одоньях хранился необмолоченный хлеб; в одном одонье содержалось примерно 12-15 копен). Подготовила к печати Ирина НОВИКОВА, научный сотрудник Курского краеведческого музея Еженедельник "Курск" от 14.01.2004 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Улицы Курска |
|