Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ НА УЛИЦЕ МАРАТА

автор: Н.САФОНЕНКО

Лютеранский костел.
Рисунок Г.Каминского

МАЛЕВИЧ ВЕНЧАЛСЯ И КРЕСТИЛ ДЕТЕЙ В КОСТЕЛЕ

Костел - редчайшее в Курске здание, построенное в стиле поздней готики, - находится на улице Марата. Сооружен был удивительно быстро: в сентябре 1891 года курский губернатор фон Валь еще вел переписку с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, а в 1892 году храм уже освятили, в нем начались богослужения.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗА СЧЕТ ДВОРЯНКИ

Документы о первых попытках организовать постоянные католические богослужения в Курске относятся к середине XIX века. Жители, исповедующие римско-католическую веру, обратились к губернатору с просьбой исходатайствовать для них разрешение на создание соответствующего прихода. Департамент духовных дел ответил отказом, мотивировав это тем, что такое разрешение дается только при наличии в губернии не менее 100 дворов (400 человек) постоянного католического населения. В Курске в то время проживало не более 150 человек. Тем не менее католический приход был утвержден, и в 1885 году был назначен священник, которым стал Георгий Мотузз. Именно он добился постройки храма. Мотузз представил губернатору проект, смету и уведомил при этом, что строительство костела будет осуществляться за счет капитала, завещанного дворянкой Марией Рудзиевской, и на его собственные средства.

Несмотря на непривычные для местной строительной практики формы костела, построен он был быстро. Количество прихожан стало стремительно расти, и к концу девяностых годов XIX века их уже насчитывалось 1583 человека.

РЕСТАВРИРОВАЛ ИКОНЫ МАЛЕВИЧ

В начале XX века будущий всемирно знаменитый художник Казимир Малевич, основоположник супрематизма - одного из видов абстрактного искусства, -длительное время проживал в Курске.

В "польском костеле" проходило его венчание, здесь же он и крестил всех своих восьмерых детей. Отношение художника к костелу не было эпизодическим, он участвовал в реставрации икон. В Курске Малевич провел три своих выставки. В 20-е годы он был вынужден уехать из города.

Семь лет назад Курск посетила аспирантка из Франции. Она писала диссертацию на тему жизни и творчества Казимира Малевича. Один из важнейших эпизодов жизни художника связан с нашим городом, и француженка пожелала более подробно познакомиться с ним. Неоднократно она посещала костел и была восхищена его красотой и величием.

ВРЕМЯ ЗАБВЕНИЯ

В 30-е годы костел был закрыт, а многие прихожане подверглись репрессиям. Известен случай, когда 19 прихожан сами открыли костел и начали вести богослужение. Сразу же явились работники НКВД, стали разгонять людей, за волосы и одежду выволакивая их наружу. Семерых тут же расстреляли и сбросили в подвал. Остальных арестовали и вместе с семьями угнали в Сибирь.

Затем в здании разместили антирелигиозный филиал областного краеведческого музея. После Великой Отечественной войны здание костела долгое время использовали под торговый склад.

В 80-х годах были проведены серьезные работы по восстановлению храма.

К БОГУ - ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ

В отличие от православной католическая церковь не может похвастаться богатством убранства, в ней все достаточно аскетично. В храме привлекают взгляд лишь статуи Иисуса Христа и Девы Марии, а также икона Иисуса Милосердного, написанная польским художником и привезенная из Кракова.

Во время месс в костеле звучит божественная музыка органа, которую исполняет Игорь Краевянов - староста приходского совета римско-католической церкви.

- Я пришел к Богу через музыку. В 1985 году в здании костела находился Дом культуры, где я работал органистом. Спустя какое-то время в Курске официально зарегистрировалась католическая община, выдвинула претензии на это здание, и в 1997 году его возвратили ей. Исполнять органную музыку я стал уже на богослужениях. С каждым разом все больше осознавал смысл месс, которые глубоко затрагивали мою душу, и в конечном итоге я принял католичество. Еще, вероятно, сыграло роль и то, что в моем роду были поляки.

- Кто составляет основную массу прихожан?

- В первую очередь, конечно, этнические поляки. Есть немало белорусов, западных украинцев, литовцев. Последнее время в костел все чаще стали приходить иностранные студенты, которые учатся в медуниверситете. Наибольшее количество прихожан можно увидеть на воскресных мессах.

ПРИВИДЕНИЯ - ДУШИ РАССТРЕЛЯННЫХ КАТОЛИКОВ

- Насколько я знаю, в Курск недавно приехали польские викарии в помощь настоятелю?

- Да. Еще их миссия заключается в помощи обездоленным людям. В частности, они берут патронаж над многодетными семьями, кормят и одевают бродяг. Желающих прихожан учат польскому языку. А в середине декабря мы ожидаем приезда митрополита Тадеуша Кондрусевича на благотворительный концерт органной музыки, приуроченный к церемонии освящения нового органа.

- Это правда, что в костеле неоднократно видели привидение?

- Сам я не видел, но знаю одну историю. Много лет назад в этом здании сторожем подрабатывал студент из медицинского института. По ночам он отчетливо слышал, как открывались и закрывались двери, как кто-то ходил и стонал. А однажды он увидел и само привидение. Нашли студента утром полуголого на Красной площади, как он туда попал, он так и не смог объяснить. Мы предполагаем, что это души расстрелянных в 30-х годах католиков. Когда энкавэдэшники закрывали храм, прихожане не пожелали его покидать, тогда их расстреляли и сбросили в подвал, который затем залили бетоном. Эти люди не были погребены по христианскому обычаю, потому их души и не успокоены.

©Наталья САФОНЕНКО. Oпубликовано "Хорошие новости" (Курск) от 07.12.2004 г.

Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Читайте нас в
поддержка в твиттере


Дата обновления:


Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову