ДОБРОЕ СЛОВО о большевиках и о патриархе Тихоне. |
автор: Александр ПодушкинГолод 1921-1922 гг. Сведения по изъятию церковных ценностей на примере Суджанского уезда Курской губернии. Населенные пункты Суджанского уезда по состоянию на июль 1922 года. Октябрьская революция 1917 года открыла новую страницу в истории нашей страны. Большевики провели независимую политику, сделали уверенные шаги к прекращению войны, национализировали имущество эксплуататоров, дали землю крестьянам, обеспечили социальные гарантии рабочим, ввели всеобщую грамотность и предоставили Русской Православной церкви самостоятельность.[1] После февральской буржуазной революции 1917 года страна уже была в хаосе, а события октября и вышедшие новые законы[2] лишь усилили его распространение и привели к многочисленным беспорядкам. Крестьяне жаждали аграрной реформы, рабочие человеческих условий и достойной оплаты труда, солдатам надоела бессмысленная война "За братушек - За французов". Остро стояли в обществе вопросы десятилетиями не решаемые власть имущими: о собственности, о средствах производства, об образовании, здравоохранении и еще многие социальные проблемы накопились за время феодально-рабовладельческого произвола в России. В такой ситуации действия угнетенного и озлобленного населения, подстрекаемого анархистами, эсерами и прочими партиями и сообществами, вызвали крайнюю озабоченность у православного духовенства. 19 января 1918 года Патриарх Тихон [3] в своем воззвании "предал анафеме" всех, кто грабит и убивает и потребовал прекратить беспорядки и насилие, призвал народ к защите православных духовных ценностей. Призыв главы РПЦ был поддержан на Поместном Соборе[4] и здесь же были приняты меры по противодействию власти Советов. В ответ на это большевики 20 января 1918 года приняли декрет Совнаркома "Об отделении Церкви от государства и школы от церкви",[5] который лишал церковь права юридического лица, церковной и монастырской собственности на землю, все имущество существующих в России церквей и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Все церковные и религиозные общества лишались какого-либо преимущества от государства, подчинялись общим положениям о частных обществах и союзах. За декретом СНК следовали множественные ведомственные циркуляры, постановления, распоряжения, регулирующие взаимоотношения нового Советского правительства с Русской Православной Церковью. Поместный собор продолжал свою работу до середины сентября 1918 года, большевики не вмешивались в его работу и никогда не объявляли священнослужителей врагами народа.
Выступая на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 года, председатель СНК В.И. Ленин поставил задачу уничтожить все ограничения прав женщин и определил позицию большевиков в отношении церкви, он отметил: "Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота, с этим злом должны мы бороться." В своей речи В.И. Ленин публично определил врагов Советской власти - это бедность и неграмотность. Ленинская политика была направленна на улучшение жизни простого человека, обеспечении его прав и построение бесклассового общества. Во время гражданского конфликта 1917-1918 гг. и гражданской войны 1918-1922 гг. Патриарх Тихон отказывался разделять свою православную паству на основании принадлежности к какому-либо политическому лагерю и одобрять убийства своих соотечественников. По мнению Патриарха, "грех помрачил народный разум" и привёл к тому, что русские православные люди начали убивать друг друга. Он стремился сохранить страну, церковь и жизни христиан. "… Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукой, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою … Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца … Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния, и да процветет снова плодами духа ... ." (из послания Патриарха Тихона о покаянии 8 августа 1918 г.) Патриарх Тихон нигде и никогда не призывал к свержению большевиков и не называл их одних виновниками гражданской войны, наставлял все противоборствующие стороны к прекращению междоусобицы и отказался дать генералам Деникину и Колчаку свое благословение на борьбу с Советской властью. "Я не могу дать благословения на гражданскую войну. И "красные" и "белые" все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа". Он же не одобрял иностранное вмешательство во внутренние дела страны, говорил, что иноземное вмешательство никак не сможет помочь России. Многие из духовенства оказывали поддержку контрреволюционным силам и организованному Англией, Францией и Японией белому движению. Патриарх Тихон, представляя официальную позицию церкви, выступил с отдельным посланием, в котором просил духовенство отказаться от выражения публичной поддержки белой армии, напомнил священнослужителям, что они "должны стоять выше и вне всяких политических интересов". Он указывал на то, что "Установление определённой формы правления зависит от воли народа, а не от церкви, она не может быть связана с конкретной формой правления. Ведь любая из этих форм имеет исторический характер и не может быть вечной, а народ России сможет самостоятельно решить вопрос о наиболее подходящей для него власти." Разрушительные последствия Империалистической войны, гражданская война, суровая зима и последующая за ней засуха и неурожай на многих территориях бывшей Российской империи привели к массовому голоду 1921-1922 гг. 22 августа 1921 года Патриарх Тихон обратился с призывом жертвовать на помощь голодающим: "Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели и селения обратились в кладбище непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из того царства ужаса и смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам, унесенным бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны еще более тяжким: оставленная без помощи, недавно еще цветущая и хлебородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля не посеянная и без хлеба не живет человек. К тебе, православная Русь, первое слово мое! ... Пастыри стада Христова! … Да звучат вдохновенно и неумолчно окрыленные верою в благодатную помощь свыше призывы ваши к святому делу спасения погибающих." "… К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой: Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода! Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь! На щедрую, нераздельную помощь... ." Известия об обрушившемся на страну бедствии вызвали широкое движение помощи голодающим со стороны РПЦ. Сбор пожертвований начался во всех храмах России. Собранные верующими денежные средства и продукты, в сотрудничестве с Советским правительством, распределялись по регионам, где было наиболее бедственное положение.
Советское власть, не смотря на гражданское противостояние в республике, прилагало все усилия для борьбы с голодом. В июле 1921 года ВЦИК под председательством М. И. Калинина постановил утвердить "Центральный комитет помощи голодающим". По всей территории России создавались местные комитеты помощи голодающим "помголы", крестьянские комитеты взаимопомощи, но ресурсов самостоятельно победить голод было очень мало. 26 сентября 1921 года Советская Россия обратилась к мировой общественности с просьбой о содействии в борьбе с голодом. Не смотря на недоверие друг к другу страны запада и Советская Россия, смогли договориться об организации и условиях оказания помощи голодающему населению России.
Активно включились в борьбу с голодом созданный Международный Комитет помощи России под руководством Ф. Нансена, неправительственная американская администрация помощи American Relief Administration (АРА), Итальянская миссия Красного Креста, Швейцарский Комитет помощи детям и еще более тридцати благотворительных организаций. Среди российской эмиграции нашлись люди, которые, не смотря на противоречия с существующей властью оказывали помощь, но у многих из бывших соотечественников было предвзятое мнение, что большевики собранные средства используют не для спасения голодающих, а на нужды Красной Армии и окончательной ее победе в гражданской войне.
Современники Патриарха Тихона отзывались о нем как об очень добром и бережным в отношении к людям человеке. С марта 1922 года Патриарх Тихон находился под домашним арестом. Красноармейцы, охранявшие его, говорили о нем: "Неплохой дед, только вот все молится по ночам, спать не дает." Из советских газет он узнает о создании обновленческой "Живой церкви", сложившей его полномочия как патриарха. В своем ходатайстве об изменении принятой в отношении него меры пресечения от 16 июня 1923 года, Тихон просил Верховный Суд изменить ему меру пресечения, освободить его из под стражи. Уже бывший патриарх заявил Верховному Суду, что " Я Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции." Все, что можно было, назвать его "контрреволюционной деятельностью" в отношении Советской власти, осуждение условий мира, [6] заключенного Советским правительством с Германией и его несогласии с изъятием предметов культа необходимых для исполнения богослужений в православных церквях, в ответ на Постановление СНК "Об изъятии церковных ценностей" от 16 февраля 1923 года. Его мирное обращение 28 февраля 1923 года с призывом к православным не допустить изъятие священных сосудов привело ко множеству совершенных насильственным преступлениям. "… Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 19 февраля сего года особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения. Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах в сторону духовных руководителей Церкви, 16 февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства… Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от неё, священнослужители - извержением из сана." Произошли и крупные сопротивления, в том числе вооруженные. Эти столкновения между представителями власти и верующими были организованы отдельными представителями духовенства, взявшими за идеологическую основу к своей деятельности послание патриарха. По официальной статистике в отношении духовенства было возбуждено 250 уголовных дел.[7] В день смерти В.И. Ленина 24 января 1924 года, патриарх Тихон писал: "По канонам православной церкви возбраняется служить панихиды и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви. Так было со Львом Толстым,[8] но Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью и поэтому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем конечно расходились, но я имею сведения о нем, как о человеке добрейшей и поистине христианской души." Святитель Тихон не был ни богословом, ни проповедником. Смиренный монах и молитвенник, он был одарен высокой духовной мудростью, человеком мягким и доброжелательным, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин) Умер 7 апреля 1925 года естественной смертью. На Архиерейским Соборе РПЦ в 1989 году был канонизован как Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России.[9] Голод, разразившийся в первые годы жизни Советской республики, уровнял всех людей разных национальностей, белых и красных, интеллигентов, рабочих, крестьян, верующих и не верующих, миллионы советских граждан поставил на грань выживания и сделал невыносимой существование каждого человека. Засухе весны и лета 1921 года подверглась вся европейская часть России, более тридцати губерний и областей - все оказались во власти безжалостного солнца, в огне которого сгорели не только урожаи зерновых, но и надежда на выживание миллионов людей! Страшную зиму 1921-22 гг., в которой погибли все озимые посевы сменила еще более страшная весна 1922 года. Отсутствие медицинской помощи, медикаментов, употребление в пищу на почве голода всяких суррогатов и падали, больных животных и даже людей привело к распространению таких заболеваний как сыпной и брюшной тиф, дизентерия, цинга, истощение и т.д.. Март и апрель 1922 года стали самыми гибельными месяцами, в которые умерло самое большое количество людей. Для борьбы с голодом и спасения населения Советской России государственной властью были мобилизованы все члены РКП(б), все учреждения, предприятия, кооперативные, профсоюзные, молодёжные организации и Красная Армия . Советским активистам, не оскорбляя чувств верующих, приходилось проводить агитационную компанию, разъяснять о целях и задачах проводимых ими мероприятий. Декреты и распоряжения Советского правительства 10 июня 1921-15 октября 1922 гг. 16 февраля 1922 года вышло Постановление ВЦИК РСФСР "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих". Были приняты меры по изъятию церковных ценностей и продажу их или обмен за границу на хлеб для голодающих. (ГАКО ф.Р-323 оп. 1 д. 674 начало март 1922, 26 мая 1922 г. на 249 л.) Постановление: В виду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обоснования его целей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества постановляет: 1. Предложить местным советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковного имущества переданные в пользование групп верующих всех религий по описи и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не затрагивает существенно интересы самого культа и передать в органы Наркомфина со специальными назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим. 2. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организовать учет и передачу органам Наркомфина по особому счету для Центральной Комиссии помощи голодающим вышеуказанные ценности, образовать в каждой Губернии комиссию в составе ответственных представителей Губисполкома под председательством одного из членов ВЦИК. 3. Пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценностей производить с обязательным привлечением представителей групп верующих, в пользование коих вышеуказанное имущество было передано. 4. Изъятые имущества поступают в особый фонд и на особый учет и обращаются исключительно на нужды помощи голодающим в порядке, указанном особой инструкцией, выработанной Центральной комиссией помощи голодающим по соглашениям с Наркомфином по учету, изъятию и сосредоточению ценностей. 5. О всех ценностях, поступающих из церковных имуществ и их расходовании Центральная Комиссия помощи голодающим публикует периодически в печати, причем в местной печати публикация должна содержать подробный перечень ценностей изъятых от местных храмов, синагог, молебен и т.д. с указанием названий этих храмов . Председатель ВЦИК М. И. Калинин Секретарь ВЦИК Енукиде 23 февраля 1922 года. Радиограмма в Курский Губисполком 8 марта 1922 года Всем из Москвы! № 606 Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. 1. Комиссия по изъятию церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, указанная в п. 2 постановления ВЦИК от 16 февраля, истребует в недельный срок от всех местных советов заверенные копии описей и договоров с группами верующих, коим переданы в пользование храмы и другие церковные здания. 2. На основании описей и иных имеющихся в распоряжении комиссии данных, устанавливается очередной порядок производства работ по изъятию ценностей в зависимости от имеющихся в том или ином храме ценностей, причем в первую очередь подлежат изъятию ценности из наиболее богатых храмов, монастырей, синагог, часовен и т.д. Примечание. Комиссия приступает к работе в наиболее богатых храмах, не ожидая поступления всех описей по губернии. 3. Установив порядок ближайших работ, комиссия назначает день и час производства работ в данном здании, вызывает через местные Исполнительные Комитеты к означенному часу от 3-5 лиц из числа граждан, в пользовании коих находится данное здание, со всеми имеющимися у них документами и описями (причем обязательно должна быть представлена старая, до 1917 года, церковная опись или инвентарная книга). 4. К производству работ в уездах комиссия привлекает местные Исполнительные Комитеты в лице подкомиссии, состоящей из полномочного представителя Исполнительного Комитета, представителя Уездного Финансового Отдела и представителя Уездной Комиссии Помощи голодающим. Губернская Комиссия и Уездная подкомиссия в означенном составе не создают особого аппарата, а пользуются аппаратом соответствующего Исполнительного Комитета и аппаратом комиссии по сосредоточению ценностей всюду, где таковые имеются, действуя с ними в полном контакте. 5. При составлении описи изымаемых ценных предметов, все изымаемые предметы, состоящие из золота, серебра и драгоценных камней, точно описываются и упаковываются применительно к инструкции местным комиссиям по учёту, изъятию и сосредоточению ценностей от 23 января 1922 года и в присутствии членов комиссии отмечаются в имеющейся при храме описи и заносятся в особый протокол, подписываемый как членами комиссии, так и представителями группы верующих, в пользовании коих предметы эти находятся. Примечание. При отсутствии в наличности какого-либо предмета, находившегося в пользовании группы верующих, о сём составляется особый протокол и передаётся следственным органам для производства расследования и привлечения виновных к ответственности. 6. Представители групп верующих имеют право вносить в протокол все свои замечания и возражения по поводу передачи в пользу голодающих предметов, без коих отправление богослужения является невозможным, и замены их другими менее ценными. В случае, если среди изымаемых ценностей находятся вещи, числящиеся на учете Губернских Отделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины, или будут обнаружены вещи бесспорно музейного значения, хотя и не числящиеся на учете Губернских Отделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины, они изымаются из храма под наблюдением представителя местного отдела музеев и передаются на хранение в отдел музеев, впредь до особого распоряжения комиссии по изъятию церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, оставаясь на постоянном учёте последней. 7. Все церковное имущество, изъятое на основании настоящей инструкции, пересылается в Губернские Финансовые отделы или Уездные Финансовые отделы для направления их в порядке инструкции местным комиссиям по учёту, изъятию и сосредоточению ценностей от 23 января в центральный орган охраны на особый счёт Центральной Комиссии помощи голодающим для реализации на продовольствие, семена и т.д. для голодающих. Примечание: Никакой реализации ценностей на местах не производится. 8. Центральная комиссия помгол незамедлительно обращает реализованные суммы на закупку продовольствия и семян для голодающих. 9. Губотделы и Уфинотделы, а так же Губкомпомголы и Уездкомпомголы обязаны один раз в месяц представлять в центральную комиссию и наркомфин сведения об изъятых предметах: золотых, серебряных и в весовых единицах драгоценных камней в штуках с обозначением названия их и ежемесячно представлять подробные отчеты для публикации в газетах. 10. Губкомиссия по изъятию церковных драгоценностей один раз в месяц публикует подробный перечень ценностей изъятых из местных храмов, молельных синагог и т.д. с указанием названия последних. Митрополит Владимирский и Шуйский Сергий один из тех, кто поддержал инициативу Советского правительства ради спасения людей, разъяснив пастве необходимость и неотложность такого дела, руководствуясь христианскими принципами. Его Воззвание распространилось по всей России, в нем говорилось : "… . Что же нам делать? Прежде всего, помнить, что до сих пор священные предметы были не тронуты и что если теперь решаются на такую крайнюю меру, стало быть и нужда настала самая крайняя. И мы все знаем эту крайнюю нужду, знаем все ужасы, какие теперь происходят в голодающих местностях. Но вспомним и другое, сколько раз раздается около нас призыв к пожертвованиям на голодающих, однако золотые и серебряные вещи и другие драгоценности продолжают оставаться в нашем домашнем употреблении или носятся нами на себе ради пустого тщеславия, а то и просто припрятаны у нас в сундуках и др. потайных местах, а между тем, если бы все это своевременно собрать и обменять на хлеб для голодающих, может быть и не явилась бы нужда брать церковные вещи. Да и теперь еще гражданские власти допускают замену церковных вещей какими-нибудь другими нецерковными драгоценностями. Стало быть, там, где прихожане постараются собрать нужное количество таких драгоценностей, там церковные вещи могут оставаться в храме. Вот на что - на такие пожертвования и на сбор их и должна быть направлена вся наша ревность и все наше усердие и труд. Поэтому и Святейший патриарх Тихон, указав нам в своем послании церковные правила (Апост. 73 и Двукратн. 10), ограждающие неприкосновенность священных сосудов для житейского употребления, - ни единым словом не призвал нас к какому-либо определенному выступлению: ни к протестам, ни еще менее к защите наших святынь насилием. Его послание только предостерегает нас не относиться с легким сердцем к изъятию церковных вещей, когда есть чем их заменить, т. е. когда наши собственные драгоценности остаются при нас. Ревность о храме Божием должна побуждать нас лишь к наибольшей готовности жертвовать своим для храма. Поэтому-то древние святители православной нашей церкви, несравненно больше нас горевшие ревностью о храмах Божиих, не боялись, однако, отдавать церковные драгоценности и даже самые священные сосуды, когда настояла нужда накормить голодающих или выкупить пленных. То были дела милосердия, заповеданные самим Богом. Итак, с покорностью благой воле Божией спокойно подчинимся тяжкой необходимости расстаться с любезным нам благолепием наших храмов, чтобы хоть этим покрыть вопиющую нужду, беспримерную по своим размерам и ужасу. Если у нас есть что пожертвовать взамен церковных вещей, не упустим этой возможности. Если же нечего жертвовать, то и без золота и серебра храмы наши останутся храмами и св. иконы - св. иконами. Преподобный Сергий служил обедню на деревянных сосудах и с лучиной вместо свеч. [10] Однако молитва его не стала вследствие этого дальше от Бога, который и сам родился на земле не в золотых чертогах, а в убогом вертепе и яслях. Он и на последнем испытании спросит нас не о том, украшали ли мы золотом и серебром храмы и иконы, а о том, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого… ." Воззвание от Суджанской Уездной Комиссии: "Товарищ крестьянин! Слушай - это стон твоих братьев! Слушай же, честный труженик Советской Республики! Слушай тяжелый стон идет с Волги, предсмертный хрип миллионов твоих братьев. Вместе с ними ты страдал и боролся эти годы за станком или за плугом или с винтовкой в окопе, с поволжанами рядом отстоял ты великую страду. С каким трудом, с какими кровавыми жертвами добыл ты эту землю, эту волю! Какой братской спайкой связан ты со всем трудовым народом Советской страны! Великая бессмертная солидарность объединяет в одну семью всех честных тружеников Советской России! Там на Поволжье идет тяжелая борьба, там из последних сил твои братья борются с лютым врагом. И этот враг - твой враг. С голодом борются они. Помните! На Поволжье решается не только судьба десятков миллионов наших братьев, там решается ближайшая судьба всей России. И мы Российские труженики должны мобилизоваться все как один человек на новый фронт борьбы с голодом на Поволжье. Мы должны во что бы то не стало победить голод, чтобы нас не победили вслед за голодом наши враги - помещики и капиталисты. Только усердной помощью без минутного промедления мы сумеем облегчить участь 26 миллионов наших людей. Приказ № 41 Суджанского Уездного Исполнительного Комитета (23 марта 1922 г.) Для спасения гибнущих от голода миллионов поволжан ВЦИК прибегнул к экстренной мере. На основании указанных распоряжения и телеграммы Губисполкома от 8 марта сего года за № 113, постановлением Президиума Уисполкома создана Суджанская Уездная подкомиссия Курской Губкомиссии по изъятию всех ценностей из местных храмов и молебен Суджанского уезда. В состав ее входит: Председатель подкомиссии - член УИК тов. Дятлов Н.М. и ее члены Левченко М.В. и Шелихов. Для содействия в работе названной подкомиссии и на основании указанных распоряжений Суджанский Уисполком приказывает: 1. Немедленно приступить к изъятию ценностей из церквей. При изъятии и хранении точно руководствоваться изданной на сей предмет инструкцией СНК и другими распоряжениями центра и Губернии, закончив свои работы не позднее 1 мая сего года. 2. Всем волисполкомам, сельсоветам и милиции оказывать всемерное содействие подкомиссии - поддержанием порядка, предоставлением подвод и необходимых предметов для укладки и транспортировки ценностей и другим законным требованиям подкомиссии. 3. Представителям верующих предоставлять беспрепятственно обзор церковных ценностей по церковным описям и способствовать полному изъятию всех ценностей, присутствуя при работах и участвуя при составлении актов. 4. Священнослужителям подчиняться всем требованиям подкомиссии предоставлением и указанием всех предметов, состоящих по описям во всех частях храмов, ни в коем случае не препятствуя изыманию таковых. 5. Всем комячейкам, партийным работникам и профорганизациям вести широкую агитацию и пропаганду среди масс населения за изъятие церковных ценностей в порядке партийной и профессиональной дисциплины и личной инициативы и оказывать всемерное содействие, где потребуется подкомиссии по изъятию ценностей. 6. За сопротивление, агитацию и пропаганду против изъятия подкомиссией церковных ценностей из храмов и молебен к какому бы религиозному культу они бы не относились, виновные будут немедленно подвергнуты аресту и преданию суду по законам Советской республики. Председатель Уездной исполнительной комиссии Чупруненко, Секретарь Укома Тутов. Председатель Упрофбюро Пахомов. Начальник уездной милиции С. Гладков. Секретарь УИК Куликов. ОБРАЩЕНИЕ СУДЖАНСКОГО УЕЗДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов к ГРАЖДАНАМ ВЕРУЮЩИМ 24 марта 1922 года. Граждане Верующие! Слышите! Пять миллионов маленьких невинных детей со слабыми голосками стонут: Мама, мама, есть хочу. Они не ели уже давно хлеба, они питаются корой деревьев, которой уже не стало, поэтому они стонут : Есть хочу! Худенькие, как смерть бледные, со страшными больными глазами, запавшими глубоко с большой головой, на тоненьких высохших от голода ножках с опущенными как плети руками, лежат они и стонут. Стонут дни, недели и месяцы! Обезумевшие от голода матери бросаются прочь от своих родных детей, чтобы не слышать его жалобного стона, сходят с ума, топятся в колодцах, вешаются. Другие, в голодном иступлении, полупомешанные, озверелые от ужаса, хватают собственных детей, рубят их на куски, варят в котле и пожирают, как дикие звери! Мужчины и женщины бродят как звери, набрасываются на падаль, кошек, собак и со звериной жадностью рвут на куски, глотают вонючую с червями гнилую падаль животных. Стонут дети, в безумье и ужасе мечутся взрослые, падают старики. Мертвые кругом, с опухшими животами, с открытыми страшными глазами, валяются в домах, на улице, в поле. Голод и смерть гуляют среди людей. Ужас и отчаяние царит там! Слышите матери! Стонут маленькие дети! Страшный стон, вопли отчаяния и ужаса несутся к нам от двадцати пяти миллионов голодающих братьев Поволжья. Что, если бы Христос увидел эти ужасы голода, эти души раздирающие стоны высохших детей и обезумевших матерей и отцов, как вы думаете, граждане верующие, не сказал бы он вам, как некогда говорил: - "Все, что есть в домах ваших, в храмах ваших возьмите и принесите к ногам несчастных братьев ваших". Да не только, что в домах и храмах, душу свою, жизнь свою он велел бы вам положить за братьев Ваших - ведь так он учил. Разве не царь Давид, чтимый вами, когда был голоден зашел в храм, взял священные хлеба с жертвенника и съел их, ибо он был голоден и Бог не поставил это ему в вину. Разве вы не слышали, что говорит чтимый вами апостол: "Вера без добрых дел мертва есть". Разве вы не помните, как говорил Христос, которому Вы поклоняетесь: - " Мы были голодные и вы не накормили нас!" Настало время, когда и духовным отцам вашим нужно претворить слово в дело. Что лучше? Спасти жизнь миллионов детей и взрослых или сохранить ценность их храмов? Что угодно чтимому вами Богу? Жизнь человека или металл звенящий? Ответьте по завету проповедуемого Вами Христа - " милости хочу, а не жертвы!" Любовь он ставил превыше всего, а не фимиама кадильного, ни ценность их храмов. А если это так, если спасение жизни миллионов погибающих людей несравненно угоднее всяких форм, хотя бы они были из драгоценного металла, в котором облечены образа икон и церковные предметы, нужно с радостью в сердце, с чистой совестью, с благоговейным усердием спешить скорейшей помощью погибающим братьям, собрав все ценности храма. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет слышит и знает великое горе братьев наших, страдающих от великого, тяжкого голода, поэтому веря в Ваше, граждане, сознание, Вашу совесть, Ваше чистосердечное желание помочь нашим братьям Поволжанам всем самым дорогим и священным для себя во имя великой заповеди любви братской, издав распоряжение изъять из храмов православных, католических, мегометанских, еврейских и прочих религий, все драгоценности, что находятся там на иконах и церковных предметах для спасения миллионов страдающих в великих муках голода людей-братьев. Кто же осмелится перед Богом и людьми сказать, что это не нужно делать!? Какой изверг, Каин-братоубийца посмеет противиться этому великому акту любви? Нет, мы глубоко верим, что наши братья рабочие и крестьяне с чистым сердцем и со спокойной совестью отдадут все для них дорогое и ценное, что есть в их храмах во имя любви к человеку!" Суджанский Уфинотдел. Список драгоценностей изъятых из храмов по городу Суджи и уезду: (ГАКО ф.Р-323 оп 1 д. 378 лл. 170-188) [11] 1. г. Суджа. Соборная церковь (Успенский собор) : ризы [12]с икон большого размера - 15; ризы с икон малого размера - 13 ; потир с полным прибором [13] (дискос, лжица, звездица)- 2 ; лампада [14] - 1 ; оправа серебряная с креста - 1. Итого : 7 пудов 10 фунтов. [15] 2. г. Суджа. Покровская церковь : риза серебряная с иконы св. Пантелеймона - 1 ; риза с иконы св. Николая Чудотворца с камнем рубин - 1 и бриллиантов - 8 ; риза с храмовой иконы Покрова Божьей Матери на ней 23 бриллианта, 1 аквамарин, 2 аметиста ; риза с запрестольной иконы - 1 ; ризы с икон малого размера - 11 ; серебряные оправы с крестов - 2 ; лампад - 3 ; крестов - 2 ; еще оказалось без описи бриллиантовых камней - 16. Итого : 1 пуд 25 ¾ фунтов. Граждане верующие ходатайствовали перед исполкомом об оставлении риз особо чтимых икон запрестольной и храмовой, но им было отказано, согласно прилагаемого отношения. 3. г. Суджа. Троицкая церковь (Троице-Вознесенская) : ризы с икон разных размеров - 28; потир с полным прибором (дискос, лжица, звездица) - 2, серебряных окладов с крестов - 2; лампад - 5 ; камни бриллиантовые в платиновой оправе в описи не значились - 8. Итого: 2 пуда 20 фунтов. В наличии не оказалось иконы трех святителей в серебряной ризе, иконы Иоанна Предтечи, вознесения Господня, Спасителя, Казанской Божьей матери и Феодосии Черниговской, числящихся в описях 1917 и 1920 года. 4. Слобода Замостье. Преображенская церковь : ризы с икон больших размеров - 6; ризы малых размеров - 6 ; крестов серебряных - 2. Итого : 2 пуда 16 ½ фунта. Со стороны верующих была заявлена просьба об оставлении иконы Георгия Победоносца и двух иконостасов: Спасителя и Божьей матери. Дополнительно гражданами верующими было сдано 18 фунтов 33 зол. разного серебра взамен 2-х серебряных риз с икон. 5. Слобода Заолешенка. Ильинская церковь : ризы с икон среднего размеров - 2 ; крест серебряный - 1. Итого : 5 ¾ фунта. Описи до 1917 года не оказалось, ценности изъяты по имеющейся в наличии описи 1920 года. 6. Слобода Гончарная. Христорождественская церковь : 4 ½ фунта серебряных изделий взамен 6 серебряных риз с икон. 7. Слобода Махновка. Предтеченская церковь : ризы с икон больших размеров - 2. Итого : 5 ¾ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. 8. Слобода Черкасская Конопелька. Георгиевская церковь : потир с полным прибором (звездица, лжица, дискос) - 1 ; кадило - 1 ; крест - 1 ; лампады серебряные - 2. Итого : 4 ½ фунта. По усиленной просьбе всего церковного совета и граждан верующих всего поселка оставлена икона Георгия Победоносца и Черниговской Божьей Матери. 9. д. Русская Конопелька. Часовня. Имущество принадлежащее гражданам верующим, жителям деревни изъято не было. 10. с. Галевка, Ивановка-Рубащина тож (Гоголевка). Рождество-Богородичная церковь : ризы с икон средних размеров - 4 ; ризы с икон малых размеров - 8 ; потир с полным прибором (дискос, лжица, звездица) - 1. Итого : 20 ¼ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. 11. с. Бондаревка. Митрофановская церковь : ризы с икон большого размера - 2 ; ризы с икон среднего размера - 2 ; ризы с икон малого размера - 16. Итого : 27 ½ фунта. 12. с. Гуйва. Рождество-Богородичная церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Комиссия ничего не нашла возможным изъять. В храме имеется единственная икона Божьей матери в серебряной ризе, которая по заявлению представителей церковного совета находится со времени основания храма ввиду древности облик таковой от ветхости теряет вид, а так же согласно ст. 17 комиссия сочла возможным оставить икону в храме. 13. с. Казачья Локня. Дмитриевская церковь : ризы с икон малого размера - 4 ; крестов серебряных - 2 ; потир с полным прибором (дискос, лжица, звездица) - 1 Итого : 6 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. При изъятии храмовой иконы святого Дмитрия Солунского большая толпа прихожан не дала возможности приступить к изъятию таковой, вследствии чего, икона и риза на ней оставлена. Председателем сельсовета были приняты меры и все его уговоры прихожан остались без последствий. 14. с. Куриловка. Сретенская церковь: риз с икон разных размеров - 4. Итого : 1 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. Препятствий со стороны настоятеля храма и его прихожан не было. Комиссия обратилась к верующим гражданам выдать 2 серебряные чаши (потира) из 4-х, но ими было предложено взять из алтаря самим, на что комиссия отказалась. Всего по Судже и Замостянской волости изъято: 15 пудов 5 ½ фунта. серебряных изделий. 15. с. Ржава. Николаевская церковь : ризы с икон большого размера - 2 ; ризы с икон малого размера - 7. Итого : 19 фунтов. Описи до 1917 года не оказалось, ценности взяты по имеющимся в наличии. 16. с. Волоконское. Храм святого Духа : ризы с икон малого размера - 2 ; подсвечник - 1. Итого : 6 фунтов. 17. с. Сторожевое. Николаевская церковь : ризы с икон малого размера - 2. Итого : 3 ½ фунтов. 18. с. Большое-Солдатское. Христорождественская церковь : риза с иконы серебряная малого размера - 1. Итого : 2 фунта. 19. с. Заломное. Рождество-Богородичная церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Изъятых ценностей не было. Всего по Больше-Солдатской волости изъято: 30 ½ фунта серебряных изделий. 20. с. Мальцево. Храм св. Дмитрия Солунского : ризы с икон малого размера - 6. Итого : 6 ¾ фунта. 21. с. Борщень. Покровской церкви : риз с икон малого размера - 2. Итого : 3 фунта. Описи до 1917 года не оказалось, ценности взяты по имеющимся в наличии. 22. с. Тарасово. Воскресенская церковь. Изъятых ценностей не было. 23. с. Александровка. Николаевская церковь. Опись до 1917 года не исправная, заметно вырванных 11 листов. В книге "Летопись" описи до 1917 года не имеется. Изъятых ценностей не было. 24. с. Ширково. Архангельская церковь : Изъятых ценностей не было. Всего по Косторнянской волости изъято 9 ¾ фунта серебряных изделий. 25. с. Скородное. Покровская церковь : риза с иконы малого размера - 1 ; крест серебряный - 1. Итого : 2 ¼ фунта. Описи до 1917 года не оказалось, ценности взяты по имеющимся в наличии. 26. с. Немча. Пятницкая церковь (в честь великомученицы Параскевы Пятницы) : риза с иконы серебряная малого размера - 1. Итого : 1 ½ фунта. 27. д. Житень. Казанская приписная к Пятницкой. Описи до 1917 года не оказалось. Изъятых ценностей не было. 28. с. Любостань. Архангельская церковь : риз с икон серебряных малого размера - 2. Итого : 2 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось, ценности взяты по имеющимся в наличии. 29. с. Сулы. Сергиевская церковь : ризы с икон серебряных малого размера - 6 ; среднего размера - 1. Итого : 8 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось, ценности взяты по имеющимся в наличии. Всего по Скороднянской волости изъято 14 ¾ фунта серебряных изделий. 30. с. Вишнево. Покровская церковь : риза с иконы малого размера - 1 ; чаша - 1 ; кадило серебряное - 1 ; ковшик - 1. Итого : 4 фунта. 31. с. Малое Солдатское. Георгиевская церковь : потир с полным прибором (дискос, лжица, звездица) - 1 ; кадило - 1 ; тарелочки малые серебряные - 2. Итого : 1 ¼ фунта. Описи до 1917 года не оказалось 32. Слобода Белая. Троицкая церковь : риз с икон среднего размера - 3 ; крестов серебряных - 2 ; кадило - 1 ; крышка с евангелия серебряная - 1. Взамен оставленной чаши (потира) верующими предоставлено соответствующее количество мелкого серебра 3 фунта. Итого : 5 ½ фунта. 33. Слобода Белая. Николаевская церковь: риз с икон среднего размера - 4 ; потир с прибором (дискос, звездица) ; ковшик - 1 ; крест напрестольный - 1 ; мелкого серебра - 2 фунта 52 зол. Потир и один крест заменен 2 фунтами, 2 зол. серебряных изделий. Итого: 6 ½ фунтов. Описи до 1917 года не оказалось, поэтому фактической проверки произвести не оказалось возможным. Гражданами верующими была заявлена просьба об оставлении одной чаши (потира), двух серебряных крестов, что комиссией было отклонено из-за отсутствия описи. 34. с. Илек. Покровская церковь : риз с икон среднего размера - 3 ; потир неизвестного металла с прибором (дискос, звездица). Итого : 7 фунтов. Взамен оставшейся иконы гражданами верующими сдано 10 серебряных рублей. 35. с. Камышное. Христорождественская церковь : риз с икон малого размера - 2 ; риз с икон среднего размера - 2 ; крест напрестольный - 1 ; подставка от креста серебряная - 1 ; потир с прибором (дискос, звездица) - 1. Итого : 8 ½ фунта. 36. с. Песчаное. Пятницкая церковь : риз с икон малого размера - 2 ; риз с икон среднего размера - 3 ; ковшик - 1 ; крестов напрестольных - 3 ; кадило серебряное - 1 ; потир с прибором (дискос, звездица) - 1. Итого : 9 ¾ фунта. Не оказалось 2-х серебряных риз с икон записанных в описи 1920 года. Всего по Беловской волости изъято 1 пуд 6 ¾ фунта серебряных изделий. 37. с. Мартыновка. Храм Пятницкой Божьей матери : риза с иконы большого размера весом 5 ¾ фунтов - 1. Описи до 1917 года не оказалось. 38. с. Русское Поречное. Церковь в честь св. Димитрия Солунского : Потир с прибором (дискос, звездица) - 1. Описи до 1917 года не оказалось. Проверки произвести не удалось. 39. Слобода Черкасское-Поречное. Крестовоздвиженская церковь : Описи до 1917 года не оказалось, причины отсутствия не были представлены. В клировой ведомости 1916 года опись имелась. Опись церковного имущества 1920 года тоже не было. Из-за отсутствия описей провести проверку не представляется возможным. Ценностей из храма ничего не изъято. 40. с. Пушкарное. Васильевская церковь : ризы с икон среднего размера - 2 ; потир без прибора - 1 ; кадило - 1 ; ковшик малый серебряный - 1. Итого : 12 фунтов. Всего по Мартыновской волости изъято 18 фунтов серебряных изделий 41. с. Растворово. Николаевская церковь : ризы с икон малого размера - 2 ; крест серебряный - 1. Итого : 2 ½ фунтов. Церковной описи до 1917 года не оказалось по неизвестным причинам. В Клировой ведомости означенная опись указана. 42. с. Знаменское. Церковь в честь Знамения Божьей Матери : риза с иконы большого размера - 1 ; ризы с иконы среднего размера - 3 ; ризы с икон малого размер - 3 ; мешочек с серебром - 1. Описи до 1917 года не оказалось. По просьбе верующих риза с иконы Тифтинской Божьей матери заменена на изделия из серебра весом 3 фунта. 43. с. Черный Олех. Димитриевская церковь : ризы с иконы среднего размера - 3 ; ризы с икон малого размер - 2 ; потир с прибором (лжица, звездица) - 1 ; кресты серебряные - 2. Итого : 5 ½ фунтов. Описи до 1917 года не оказалось. 44. с. Козыревка. Архангельская церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Из-за отсутствия ценностей из храма ничего не изъято. 45. с. Щеголек. Архангельская церковь : ризы с икон малого размера - 2 ; риза с иконы среднего размера - 1. Итого : 2 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. 46. с. Петровы Буды. Храм во имя Божьей Матери Ахтырской : риза с иконы среднего размера - 1 ; потир с прибором (звездица, дискос) - 1 ; крест напрестольный - 1. Итого : 1 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. 47. с. Кривицкие Буды. Троицкая церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Из-за отсутствия ценностей из храма ничего не изъято. Всего по Знаменской волости изъято 23 фунта серебряных изделий 48. с. Малая Локня. Богословская церковь : ризы с икон малого размер - 4 ; крест серебряный - 1 ; потир с прибором (звездица, дискос) - 1. Итого : 8 ¼ фунта. 49. с. Сверликово. Успенская церковь : ризы с икон малого размер - 3 ; крестов - 2 ; потир с полным прибором (дискос, лжица, звездица) - 1. Итого : 1 ¼ фунта. 50. д. Лебедевка. Покровская церковь приписная к Успенской. Из-за отсутствия ценностей из храма ничего не изъято. 51. с. Ново-Ивановка. Митрофановская церковь : риза с иконы малого размера - 1 ; крест серебряный - 1. Итого : 1 ¾ фунта 52. с. Дарьино. Андреевская церковь : чаша с прибором (дискос, звездица) - 1. Итого : ¾ фунта. 53. с. Разгребли. Семеновская церковь. Сведений по изъятию церковных ценностей нет. 54. с. Озерки. Архангельская церковь : потир с полным прибором (дискос, звездица, лжица) - 1. Итого : 1 ½ фунта. Описи до 1917 года и 1920 года не оказалось. 55. с. Графовка. Митрофановская церковь : чаша с полным прибором (дискос, звездица, лжица) - 1 ; ризы с икон малого размера - 3 ; крест - 1. Итого : 4 ½ фунта. Описи до 1917 года и 1920 года не оказалось. Ценности изъяты из имеющихся в наличии. 56. с. Кондратовка. Преображенская церковь : риза с иконы большого размера - 1 ; ризы с иконы малого размера - 3 ; потир с дискосом - 1 ; крест напрестольный - 1 ; кадило - 1 ; тарелочка серебряная - 1. Итого : 31 фунт. Описи до 1917 года не оказалось, ценности взяты из имеющихся в наличии. 57. с. Забужевка. Петропавловская церковь : ризы с икон большого размера - 2 ; ризы с икон малого размера - 3 ; потир с прибором (дискос, звездица) - 1. Итого : 13 фунтов. Опись 1920 года с наличием не сходилась. 58. с. Гоптаровка. Рождество-Богородичная церковь : потир с полным прибором (3 дискоса, 2 лжицы, 3 звездицы) - 3 ; ризы с икон малого размера - 6 ; крестов напрестольных - 2 ; дароносица серебряная - 1. Итого : 18 ½ фунта. По имеющимся в описи 1920 года не оказалось трех серебряных лампад и пяти риз с икон. Всего по Гоптаровской волости изъято 1пуд 28 ½ фунтов серебряных изделий. 59. с. Введенская Белица. Введенская церковь : ризы с икон малого размера - 5 ; крест напрестольный - 1. Итого : 4 ½ фунта. Описей до 1917 года и 1920 года не оказалось. 60. с. Крупец. Христо-Рождественская церковь : блюдечки малые - 2. Итого : ¼ фунта. 61. Слобода Крупец. Молитвенный дом старообрядческий. Описи до 1917 года не оказалось. Из-за отсутствия ценностей из храма ничего не изъято. 62. с. Плехово. Николаевская церковь : ризы с икон малого размера - 4 ; потир с полным прибором (дискос, лжица, звездица) - 1, крест напрестольный - 1. Итого : 3 ½ фунта. 63. с. Богоявленская Белица. Богоявленская церковь : риза с иконы малого размера - 1 ; крест напрестольный - 1. Итого : 3 ½ фунта. Описей до 1917 года не оказалось. По описи 1920 года, числящейся фактически, не оказалось иконы Божьей матери в серебряной ризе, Спасителя и икона Серафима оказалась не серебряная. Кадило, 2 чаши, 2 креста по показанию прихожан были украдены. 64. с. Уланок. Христорождественская церковь : ризы с икон малого размера - 4 ; риза с иконы большого размера - 1 ; крест - 1 ; потир с прибором (дискос, звездица) - 1 ; блюд серебряных - 2 . Итого : 10 ½ фунтов. 65. с. Борки. Знаменская церковь : ризы с икон малого размера - 2 ; крест напрестольный - 1 ; кадило - 1 ; ковшик - 1 ; Монеты и серебра разного лома 3 фунта взамен риз. Итого : 5 фунтов. 66. с. Воробжа. Троицкая церковь : риза с иконы малого размера - 1 ; крест серебряный - 1 ; потир с полным прибором (дискоскос, лжица, звездица) - 1. Итого : 6 фунтов. Всего по Уланковской волости изъято 33 ¼ фунта серебряных изделий. 67. город Мирополье. Преображенская церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Гражданами верующими не были объяснены причины отсутствие таковой. Прихожане обратились с просьбой оставить ризу с иконы Всех скорбящих. Комиссия сочла возможным оставить им таковую с предоставлением взамен равного количества бытового серебра. Представители прихожан согласились на равноценный обмен, от них поступило серебряных монет 4 фунта взамен иконы Божьей Матери Скорбящей и иконы св. Иоасофа. 68. Слобода Запселье. Троицкая церковь : ризы с икон большого размера - 2 ; ризы с икон среднего размера - 1 ; лампад - 2 ; кадило серебряное - 1. Описи до 1917 года не оказалось. По объяснению верующих утрачена во время гражданской войны. Вследствии отсутствия описи до 1917 года провести проверку не представилось возможным, изъятие проводилось по наличию. Прихожане обратились с просьбой оставить им 2 иконы: святой Троицы и Смоленской Богоматери. Комиссия нашла возможность такой замены серебром домашнего обихода по весу равным обоих икон 9 фунтов. 69. Слобода Студенок. Николаевской церкви : ризы с икон малого размера - 3 ; лампада серебряная - 1 ; 2 фунта мелкого серебра. Итого : 15 ½ фунта. Описи до 1917 года не оказалось. При ремонте храма, библиотечный шкаф и сама библиотека были разорены и расхищены. Точную причину этого случая установить не представляется возможным т.к. церковный староста Алексеенко в чьем введении находилась опись умер в 1918 году. Опись за 1920 год имеется. В следствии просьбы верующих комиссия признала возможным оставить храмовую икону св. Николая с условием замены 2 фунтами серебра разных изделий. Замена состоялась 7 апреля 1922 года. 70. Слобода Студенок. Вознесенская церковь : ризы с икон большого размера - 3 ; ризы с икон малого размера - 2 ; потир (с полным прибором) - 1 ; лампады - 2 ; трехлампада - 1. Итого : 1 пуд 18 ½ фунта из них 17 фунтов серебра взамен риз с икон. Описи до 1917 года не оказалось. В следствии отсутствия описи фактической проверки произвести не удалось. По просьбе прихожан оставлены высокочтимые ими иконы Божьей матери, Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Комиссия признала возможным оставить таковые с тем условием, что взамен будет предоставлено соответствующее количество бытового серебра. 7 апреля 1922 года взамен оставшихся икон прихожанами было сдано 21 фунт серебра разных изделий. 71. Всехсвятская кладбищенская церковь, приписная к Вознесенской. Сведений по изъятию церковных ценностей нет. 72. Слобода Пенянка. Михаило-Архангельская церковь : 1 ¼ фунта разного серебра взамен риз с икон. Описи до 1917 года не оказалось, причина - бегство с имуществом церкви священника с белыми. По просьбе прихожан комиссией оставлена храмовая икона Архангела Михаила взамен которой было сдано серебра разных изделий 1 ¼ фунтов чистого серебра. 73. с. Горналь. Белогорский монастырь : ризы с икон большого размера - 4 ; ризы с икон среднего размера - 9 ; ризы с икон малого размера - 2 ; крестов - 3 ; потир с прибором (лжица, дискос) - 2 ; кадила - 3 ; трехлампадник серебряный с цепью - 1 ; лампад - 2 ; цепь серебряная с лампады - 1 ; кадила - 2 ; кадил ломаных серебряных - 7. Итого : 1 пуд 16 ½ фунтов 74. с. Великая Рыбица(Большая). Успенская церковь : ризы с икон большого размера - 4 ; ризы с икон малого размера - 2. Итого : 1 пуд ¾ фунта. Всего по Миропольской волости изъято 4 пуда 36 фунтов серебряных изделий. 75. с. Малая Рыбица. Архангельская : Описи до 1917 года не оказалось. Из храма комиссией ничего подлежащего изъятию не обнаружено. 76. с. Петрушевка. Преображенская церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Скоропостижно умер священник и церковный староста и где она неизвестно. В виду бедности храма комиссией ничего не взято. 77. с. Криничное. Успенская церковь : Описи до 1917 года не оказалось. Проверка проходила согласно описи 1920 года. Из храма ничего не изъято. 78. с. Осоевка. Рождество-Богородичная : риза с икон большого размера - 1 ; ризы с икон малого размера - 2 ; потир с прибором (дискос, звездица) - 1. Описи до 1917 года не оказалось. Взамен 3-х серебряных риз с икон было сдано 5 фунтов 57 зол. разного серебра. 79. с. Груновка. Михаило-Архангельская церковь. Описи до 1917 года не оказалось. Из храма комиссией ничего подлежащего изъятию не обнаружено. Всего по Криниченской волости изъято 5 фунтов 57 зол. серебряных изделий. Изъятие церковных ценностей закончено 30 апреля 1922 года. Всего по городу Судже и уезду было изъято 27 пуд. 28 фун. 57 зол. серебряных изделий. (ГАКО ф. Р-323 оп.1 д.691 л.1 ; л.219 об.) Сведения о количестве церковных ценностей изъятых в порядке декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года по Курской губернии, Суджанский уезд: кол-во церквей - 77 (в списке дополнительно указана часовня № 9 и молитвенный дом № 61) ; кол-во изъятых предметов - 425 ; серебра - 27 пуд. 12 фун. 42 зол. ; разных драгоценных камней - 59. (ГАКО ф. Р-323 оп.1 д.340 л.2)
В Президиум Суджанского УИК от уполномоченного Губпоследголода З сентября 1923 г. ДОКЛАД : В виду прекращения работ по сбору пожертвований и изъятию церковных ценностей для нужд голодающих. Докладываю, что в начале компании т.е. с 10 февраля по 1 сентября сего года поступило пожертвований и отчислений денежных сумм 25 340 руб. 61 коп.. Суммы эти поступили в Суджанский финансовый отдел на открытый мной текущий счет № 21, с которого УФО периодически переводило на счет № 163 Губпослеголода Госбанка. Хлебопродуктов разных культур на 1 сентября поступило 957 пудов 25 фунтов, которые были приняты Суджанской Заготконторой и отправка по назначению которых производилась Конторой по нарядам Губпоследголода. (ГАКО ф.Р-717 оп.1 д.2 л.297) Количество денежных сумм, израсходованных подкомиссией Суджанского уезда по изъятию ц. ценностей всего: 18 349 рублей Из них отпущено Губфинотделом 6300 рублей ; уплачено за фураж при передвижении на общественных подводах 1100 р. ; уплачено ювелирам и экспертам 930 р. ; уплачено за тару и упаковку 9396 р. 50 к. ; уплачено охране и конвоирам 540 р. ; канцелярские и типографские расходы 1500 р. ; уплачено членам подкомиссии суточных 4882 р. 50 к. (ГАКО ф.Р-323 оп.1 д.340 л.2) Изъятие церковных ценностей было не хаотическим и не беспредельным процессом, а государственным правовым актом с закрепленными за ним юридическими процедурами. В каждой губернии были созданы комиссии, а на местах уездные подкомиссии по изъятию церковных ценностей. В состав комиссии входили: ответственные члены Губернского и Волостного исполнительных комитетов, партийных и рабочих и крестьянских организаций, эксперт-ювелир, слесаря для разборки и выемки сложных предметов. Комиссия работала под руководством председателя комиссии. При всех работах присутствовали представители верующих. Проводилась сверка наличных предметов по инвентарным книгам и описям имущества составленных до 1917 года. После проверки, комиссия намечала предметы подлежащие изъятию. Ценности взвешивались разными весами на местах - десятичными, хозяйственными, бизменами, укладывались в мешки и опечатывались сургучною печатью. Все предметы вносились в опись при каждом храме с указанием количества и веса, о чем составлялся протокол за подписью присутствующих. Оставлялись предметы необходимые при отправлении культа, архитектурно - художественного значения и представляющие собой музейную ценность. Для качественного определения ценностей имелся эксперт-ювелир и слесари для аккуратной выемки и разборки сложных предметов. Комиссия работала с перерывом в страстную неделю и церковные праздники, всегда входила в соглашение с представителями верующих, все расхождения и протесты вносились в протокол на предмет удовлетворения ходатайства. Допускалось замена церковных ценностей соответствующим количеством добровольно собираемого верующими серебряных изделий, употребляемых в быту. Условия работы по изъятию ценностей усложнялись отсутствием содействия у духовенства. Существовало внегласное церковное распоряжение - старые описи с указанием особо ценных предметов скрыть лишь бы не вносить в советские описи. Не была гарантирована безопасность членов комиссии, которые сами осуществляли охрану и транспортировку ценностей. Было множество случаев нападения верующих, подстрекаемых церковнослужителями, на членов комиссии, в т.ч. и убийств. Но, к сожалению, их жизни для духовенства не имеют значения. Следует обратить внимание на слова современников этого страшного бедствия: Патриарха Тихона в августе 1921 года: - "… Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора" и Митрополита Владимирского и Шуйского Сергия в марте 1922 года. В своем воззвании о помощи голодающим он говорит: "…, что до сих пор священные предметы были не тронуты и что если теперь решаются на такую крайнюю меру, стало быть, и нужда настала самая крайняя." На долю первых лет Советской Республики выпало много бед. Лишь благодаря созданию В.И. Лениным централизованной на всех уровнях власти и массовой поддержки населения Советского правительства, в самые кратчайшие сроки удалось справиться с небывалыми в истории трудностями. Великая трагедия, которая должна была объединить наш народ на все последующие годы, напротив разбило людей на два лагеря противников большевизма и сторонников Советской власти и обострила отношения между государством и церковью. Тема голода была превращена в орудие антисоветской пропаганды. Одним из первых нашел ей применение министр пропаганды фашистской германии Йозеф Гебельс. Его последователи цинично используя людское горе ужасающего масштаба в антисоветской агитации, на протяжении многих десятилетий внушают людям, что полученные с продажи деньги были потрачены на проведение самой кампании по их изъятию, а часть золота и драгоценностей была разворована, что под предлогом борьбы с голодом, большевики начали гонения на РПЦ, преследовали верующих и намерено истребляли духовенство, что голод искусственно создан большевиками и был выгоден им для укрепления своей богоборческой власти и т.д.. Были попытки некоторых антисоветских деятелей выставить действия Советского правительства как геноцид "злых большевиков" и "жидокоммунистов" против собственного народа. Священник, богослов нашего времени Сергий Иванов[10] назвал компанию по изъятию церковных ценностей "Циничной аферой на уровне государства", проходившей часто в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих и т.д.. Такие заявления и им подобные гуманитарные спекуляции других авторов, построенные на людском горе, не имеют морального права на свое существование. Более того, этому нет никаких подтверждающих документов, кроме голословных заявлений и фальсификаций, а также заказных мемуаров типа Мориса Лазерсона, не вызывающие совершенно никакого доверия. Средства полученные от реализации церковных ценностей были использованы Советским, народным правительством на борьбу с голодом, на устранение последствий голода и на предупреждение голода в последующие годы. В этом не должно быть никакого сомнения. Сколько людей умерло от голода в 1921-1922 году? "Полного обзора отчетов о смертности с мест не существует до сих пор, да и сами местные документы очень низкого качества - статистика велась вручную, в отчетах много исправлений. Норвежский общественный деятель и ученый полярник Фритьоф Нансен, который в то время занимался благотворительной помощью для России, свидетельствует, что в кулуарах советского правительства звучала цифра погибших от голода порядка 3 миллионов человек. "Большая советская энциклопедия" 1930 года называла цифру погибших от голода и эпидемий 5 миллионов. Некоторые современные историки считают, что в 20-е годы от голода и его последствий погибло не менее 6 миллионов человек." [10] Отсутствие медицинского персонала и регистрации актов смерти делает невозможным точный учет погибших от голода и эпидемий людей. Постскриптум. Очевидно, что в истории нашей страны было много голодных лет, так голод 1891-1892 гг., при императоре Александре III, только по официальным данным Святейшего Синода, забрал жизни 1,2 млн. человек, стал не меньшей катастрофой, чем голод 1921-22 гг., но тогда РПЦ совсем по-другому отнеслась к голоду, чем в 1922 году. Никаких там осуждений императора и обвинений властей в преступлениях против собственного народа не было! Вот, что она говорила: "Настоящий голод происходит не от естественных причин, земных или воздушных, а от грехов наших, прогневляющих Бога. В руках Божиих голод служит орудием наказания и вместе с тем побуждением к раскаянию во грехах ... ."
Постановлением Президиума ВЦИК от 12 мая 1924 года Суджанский уезд был упразднён, а его территория разделена между Льговским и новообразованным Борисовским уездом. Город Суджа вошёл в состав Льговского уезда. 16 октября 1925 года территория Креничанской волости, входившая ранее в состав Суджанского уезда была передана УССР. В 1928 году, после ликвидации Курской губернии и перехода на областное, окружное и районное деление, был создан Суджанский район Курской области.
ПРИМЕЧАНИЯ:1. Еще царь Петр I, видя опасность привилегированного положения Русской церкви, владеющей огромными землями и обладающей значительными преимуществами у государства, реформировал церковь. Упразднил Патриархат и учредил Священный Синод Русской Православной Церкви, подконтрольный монарху. Государь формально являлся первым лицом церкви, а управление делами церкви исполнял Священный Синод (Коллегия). Члены Синода клялись в верности служения царствующему государю и его преемникам. Связь с государственной властью и контроль за деятельностью Синода осуществлял назначенный Петром I оберпрокурор. 2. Постановления ВЦИК и Декреты СНК. 3. 15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Российской Православной Церкви. После прихода к власти Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде, 28 октября Поместным Собором было принято решение о восстановлении патриаршества. 18 ноября в Храме Христа Спасителя, в результате тайного голосования на Патриарший престол было выбрано три кандидата. По мнению их современников, самым мудрым был архиепископ Харьковский Антоний, самый строгий архиепископ Новгородский Арсений, а самый добрый митрополит Московский Тихон. Из них митрополит Тихон набрал наименьшее количество голосов, но в результате жребия записок с именами кандидатов, который предстояло вытащить затворнику Зосимовой пустыни схииеромонаху Алексию (Соловьеву) патриархом стал самый добрый - Тихон! 4. Поместный собор - церковный Собор, высший органов управления. В Русской Православной Церкви в синодальный период 1721-1917 гг. Поместные соборы не собирались. После Февральской революции Временное правительство дало разрешение на созыв Поместного собора, который открылся 15/28 августа 1917 г. в Успенском соборе Кремля, заседания которого продолжались вплоть до сентября 1918 г. Впоследствии Поместные соборы созывались в 1945, 1971, 1988, 1990 гг. 5. Общая политика РСДРП по вопросам религии была сформулирована еще в 1903 году на II съезде. Суть ее сводилась к тому, что вера и религиозные убеждения есть личное дело каждого отдельного человека, а вот само государство, любое делопроизводство и образование должны быть светскими. Советский союз, Россия являются светским государством, законы провозглашенные большевистской, Советской Республикой существуют в полном объеме и сейчас, они вполне устраивают сегодня РПЦ. 1 (14) февраля 1918 года произошел переход на григорианский календарь. 6. "… Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры. Мир по которому даже исконно православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери." В действительности, 7 ноября 1917 года украинскими националистами была самопровозглашена Українська Народня Республіка, которая 27 января 1918 года заключила свое сепаративное соглашение о мире с Германией и были выработаны меры по противодействию Советской власти. Интервенты и пробуржуазные силы на территории Украины и Западной Белоруссии вели активные боевые действия против Советской власти. Территориальная принадлежность этих территорий была не ясна. В феврале 1918 года германские войска перешли в наступление по всему фронту, у молодой Советской Республики не хватало сил на защиту своих западных рубежей. Это и другие немаловажные причины повлияли на результат мирных переговоров 3 марта 1918 года в Брест-Литовске. К концу 1922 года все ранее оккупированные интервентами и националистами территории были освобождены Красной Армией и включены в состав Советского государства. 7. По данным кандидата исторических наук преподавателя кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Дмитрия Игоревича Стогова https://ruskline.ru/analitika/2016/04/06/goneniya_na_russkuyu_pravoslavnuyu_ cerkov_v_1917_godu_i_v_gody_grazhdanskoj_vojny 8. Во время голода 1891-1892 гг. Толстой организовал в Рязанской губернии учреждения помощи голодающим и нуждающимся. Им было открыто 187 столовых в которых кормились более 10 тысяч человек. Осуществлялась безвозмездная раздача дров, выдача семян зерновых и картофеля для посева, покупались и раздавались лошади и многое другое (Во время голода почти все хозяйства обезлошаделись.) Только в виде пожертвований его помощниками Раевским Г.И Раевским И.И., Раевским П.И., Бирюковым П.И. и др. было собрано почти 150 тыс. рублей. 9. Размещенные в статье фотографии , а так же вышеуказанные сведения взяты из доступных электронных источников подтвержденные ссылками на архивные материалы. 10. Иерей Сергий Иванов - клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском, кандидат философских наук, кандидат богословия, автор кандидатской диссертации "Святой патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году" пишет: "… Стеклянная или фарфоровая чаша - это просто неудобно. Она может разбиться или лопнуть, тогда Святые Дары разольются. Деревянную чашу неудобно и непонятно, как мыть - дерево впитывает Дары. В XVIII веке, после того, как чаши из меди стали покрывать методом гальванического серебрения, возник риск, что в Святые Дары попадет окись меди. После этого появился целый ряд соборных постановлений делать чаши из серебра, а в Служебнике, обычном руководстве к богослужению, появилось так называемое "Учительное известие", в котором написано, что служащий на иных сосудах "тяжко погрешает и прощению не подлежит". Чаши из олова "Учительное известие" отливать разрешало, но олово рассыпается на морозе, железные -ржавеют. Вопрос о пластике для чаш, не обсуждался - это явно неподходящий материал для священных сосудов и, к слову сказать, он, конечно, не был столь распространенным в начале 20 века как сегодня." https://www.miloserdie.ru/article/kuda-ushli-czerkovnye-dengi/ 11. информация проверена : ф. Р-323 оп 1 д. 390 "Материалы по учету церквей и церковному имуществу по Суджанскому уезду. Описи и акты.". ; Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской Епархии за 1908 год . Издание Курской Духовной Консистории ; дополнена ф. Р-323 оп 1 д. 691 "Протоколы комиссии по изъятию церковных ценностей 1922 год." 12. Риза - или оклад, накладное украшение на иконах: металлические, золотые, серебряные, латунные, медные, шитые бисером или жемчугом украшенные драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом. 13. Потир (от др.- греч. πoτηρ, "чаша, кубок") - сосуд в виде глубокой чаши на ножке с широким основанием, используемый в богослужении многих христианских деноминаций на литургии для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Дискос - в Православной церкви и один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего - младенца Иисуса Христа. Используется во время Литургии. Согласно литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Лжица - небольшая ложечка с крестом на конце рукоятки, при помощи которой совершается причащение. Звездица - это предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду. Используется в проскомидии (первой части православной литургии). Звездицу ставят на дискос четырьмя концами над находящимися на нём частицами хлеба, приготовленных для евхаристии. 14. Лампада - особый вид светильника, используемый христианами при богослужениях и представляющий собой небольшого размера сосуд с фитильком, наполненный лампадным маслом, который, наряду с церковными свечами, возжигается перед святыми образами во время совершения церковного богослужения и домашней молитвы. 15. 1 пуд =16,3805 кг. 1 фунт = 0,454 кг. . 1 золотник = 4,266 гр. 1 лот = 3 зол. Просьба к читателям при копировании и размещении данного материала делать ссылку на первоисточник Курск-Дореволюционный и автора. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 26.12.2023 г. КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ: МЕДВЕНКА |
|