О ВИДАХЪ СУДОХОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО АЛЕКСАНДРИНСКОМУ СООБЩЕНІЮ И ОБЪ УЧРЕЖДЕНІИ ТОРГОВОЙ КОМПАНІИ ВЪ Г. КурскѢ.

Статья опубликована в издании:
КОММЕРЧЕСКАЯ ГАЗЕТА. Вторникъ, АпрѢля 28 дня, 1842 года.

Проектомъ, Высочайше утвержденнымъ, для приведенія рѢки Сейма въ судоходное состояніе, предполагались отъ открытія Александринскаго сообщенія слѢдующія выгоды:

a) Отъ сплавнаго судоходства: доставленіе выгоднаго сбыта земледѢльческимъ произведеніямъ Курской губерніи въ Одессу, Ригу, Юрбургъ и во всѢ губерніи, лежащія по системѢ ДнѢпровскихъ водъ.

b) Отъ взводнаго судоходства: доставленіе въ Курскую губернію изъ губерній, по ДнѢпру и ДеснѢ лежащихъ, тѢхъ товаровъ, въ которыхъ она имѢетъ недостатокъ

Сверхъ того имѢлись въ виду общія государственныя выгоды:

с) Обезпеченіе продовольствіемъ провинцій западныхъ и юго - западныхъ, въ года недородовъ.

и б) Снабженіе армій, расположенныхъ на западѢ и юго - западѢ Россіи, провіантомъ, въ военное время и, преимущественно, во время внезапныхъ движеній войскъ.

Относительно перваго пункта, то есть, сбыта земледѢльческихъ произведеній Курской губерніи, по приблизительному статистическому исчисленію, основанному на оффиціальныхъ актахъ, повѢренныхъ многолѢтнимъ наблюденіемъ, производительность ея опредѢляется слѢдующимъ образомъ :

Земли всѢхъ угодій числится въ губерніи 4.001,712 десят. Изъ нихъ ежегодно засѢваются озимыми и яровыми хлѢбами до 2.000,000 десят. Полагая въ благопріятный годъ урожай самъ-9 и въ неблагопріятный самъ-4, въ общей сложности получается 14 000,000 четв. разныхъ хлѢбовъ. Для продовольствія 1.550,000 душъ населенія, съ квартирующими войсками, потребно, полагая по 2 четв. на душу, 5.100,000 четв.; на посѢвъ немного болѢе 2.000,000; на кормъ 780,000 лошадей, числящихся въ губерніи, 3.000,000 четв.; на винокуреніе и прочія мелочныя потребности 500,000; и того весь расходъ равенъ будетъ приблизительно 9.000,000 четв.; слѢд. остатокъ отъ потребленія домашняго составляетъ 5 милліоновъ четвертей. Урожай пеньки среднимъ числомъ можно положить въ 1 милліонъ пудовъ, изъ коихъ половина расходуется для собственнаго обихода, другая половина т. е. 500,600 пуд, остается для сбыта. Сала поступаетъ въ продажу до 750,000 пуд. Къ симъ остаткамъ земледѢльческихъ продуктовъ слѢдуетъ присовокупить многія другія произведенія природы и искуства, какъ напр. известь, требующуюся во многія мѢста, по ДнѢпру лежащія, и преимущественно въ Кіевъ, на крѢпостныя работы; жерновый камень отличнаго свойства, имѢющійся въ Путивльскомъ уѢздѢ; хлѢбное вино, кожи, щетина, шерсть, крестьянскія сукна, полотна, кушаки и пр. и пр.

Изъ сего краткаго обзора производительности Курской губерніи я остатковъ ея отъ собственнаго потребленія легко можно видѢть, какой огромный денежный капиталъ пріобрѢтала бы она, если бы всѢ сіи остатки могли быть продаваемы по выгоднымъ для землѢдельца цѢнамъ. — Новоустроенный Александринскій путь даетъ ей къ тому нужныя средства. Сообщая ее съ ДнѢпровскою системою водъ, онъ открываетъ ей постоянный и выгодный сбытъ продуктовъ ея въ губерніи: Малороссійскія, Новороссійскія, частью БѢлорусскія и Литовскія, и въ Одессу, гдѢ всегда есть болѢе или менѢе значительныя требованія на земледѢльческія наши произведенія. Къ этому слѢдовало бы конечно присоединить пути, ведущіе къ главнымъ государственнымъ торжищамъ Балтійскаго моря; но плаваніе по онымъ, въ настоящемъ положеніи ихъ, представляетъ нѢкоторыя затрудненія; почему, на первый разъ, намъ приличнѢе было бы ограничиться судоходствомъ собственно системы ДнѢпровскихъ водъ и къ портамъ Чернаго моря. Но и здѢсь встрѢчаемъ мы непріятное предубѢжденіе, что Малороссія и Новороссія, будто бы, слишкомъ богаты земледѢльческими продуктами и что, будучи болѢе приближены къ ОдессѢ, онѢ будутъ всегда противу дѢйствовать торговымъ видамъ Курска. ПредубѢжденіе это, не взирая на всю неосновательность свою, имѢетъ великое вліяніе на развитіе судоходства по Алексапдринскому сообщенію; а потому я считаю не излишнимъ войдти въ нѢкоторыя подробности по сему предмету.

Наблюдавши, въ теченіе многихъ лѢтъ, весь край, прилегающій отъ юго-запада къ Курской губерніи, я убѢдился, что Малороссія, при всей своей огромной производительности, ни одного года не можетъ обойтись безъ Курскаго хлѢба; ибо хотя нерѢдко и урожается его несравненно большее количество въ ней, чѢмъ нужно было бы ей на собственное продовольствіе; но винокуреніе ея такъ много пожидіаетъ его, что въ тѢхъ мѢстахъ, гдѢ сбытъ вина удобенъ, какъ напр. въ уѢздахъ, прилегающихъ къ судоходнымъ рѢкамъ и близъ губернскихъ городовъ и ярманокъ, ей недостаточно бываетъ своего хлѢба; а лютому изъ Курской губерніи ежегодно отправляютъ въ Харьковскую и Черниговскую губерніи огромнѢйшіе транспорты ржи и муки (*). Въ уѢздахъ, отдаленныхъ отъ судоходныхъ рѢкъ и торговыхъ городовъ, выкуривается вина несравненно меньшее количество, и тамъ, дѢйствительно, встрѢчаемъ временемъ накопленіе хлѢбовъ, собственно отъ невозможности вывоза ихъ. Въ Курской губерніи хлѢбопашество производится лошадьми; но и она, въ урожайные годы, не можетъ вывесть всего производимаго ею количества хлѢба; тѢмъ болѢе является невозможность сія въ Малороссіи, гдѢ земля воздѢлывается, какъ извѢстно, волами. Съ начала весны до осени, волы употребляются для обработыванія полей, перевозки хлѢба, сѢна и прочихъ предметовъ по хозяйству. Съ наступленіемъ же осеннихъ дождей и колоти, воловья возка прекращается и, хотя зимою, въ небольшое число дней самой благопріятной погоды и допускается, но всегда на самое близкое разстояніе.

Изъ всего сказаннаго мною, обнаруживается, что для произведеній Курской губерніи, Одесса представляетъ выгодный сбытъ, почти ежегодно; Малороссія мѢстами также ежегодно, вообще же въ неурожайные годы; а Юрбургъ, Рига, Царство Польское и частью губерніи, лежащія по БерезинѢ и Припяти, представятъ сколько несомнѢнныя, столько и важныя выгоды, по довершеніи производящихся нынѢ работъ на Королевскомъ каналѢ и по улучшеніи Фарватера и устройствѢ бичевниковъ на путяхъ Березинскаго и Огинскаго каналовъ.

Въ взводномъ судоходствѢ къ Курску главный предметъ промышленности, представляетъ соль. ИзвѢстно, что Курская губернія и всѢ сосѢдственныя съ нею получаютъ ее изъ Крыма. Она отпускается отъ правительства на мѢстѢ по 80 коп. ассиг. за пудъ ; доставка до Курска, съ нѢкоторыми мелочными расходами, стоитъ 90 коп.; посему въ КурскѢ промышленнику она обходится 1р. 70 ас., продается отъ 2 р. до 2 р. 40 к. При доставкѢ Александринскимъ сообщеніемъ цѢна ея можетъ быть выведена по слѢдующему расчету: на мѢстѢ 80 к., доставка сухимъ путемъ до Крюкова отъ 30 до 60 коп.; слѢд. средняя цѢна есть 45 коп.; доставка отъ Крюкова до Курска, по окончаніи устроенія бичевниковъ на СеймѢ и на ДеснѢ, можетъ стоить со всѢми мелочными расходами, при предположеніи обратнаго хода барки съ какимъ либо грузомъ, около 20 коп., итого 1 р. 45 к; слѢд. на каждомъ пудѢ выигрышъ будетъ, противъ сухопутной перевозки, 25 коп. А какъ каждая барка, въ теченіи лѢта, при благоразумной распорядительности, можетъ сдѢлать изъ Кременчуга или Крюкова до разныхъ пунктовъ Александринскаго сообщенія полтора и два оборота, то легко можно видѢть, сколь велики могутъ быть выгоды сей торговли.

Теперь обратимся къ количеству потребленія соли. Курская губернія, заключающая въ себѢ, съ квартирующими войсками, 1.555,000 душъ, расходуетъ ея, полагая приблизительно 17 Фун. на душу, 658,7 50 пуд. Губернія Орловская, употребляющая вся Крымскую соль, расходуетъ почти столько же; нѢкоторые уѢзды губерній Черниговской, Калужской и Тульской, получающіе ее также чрезъ Курскую губернію, въ совокупности употребляютъ таковое же количество, какъ каждая изъ поименованныхъ губерній отдѢльно, слѢд, Крымской соли потребляется въ Курской губерніи и проходитъ чрезъ нее до 2.000,000 пуд. въ годъ. Но количество это, при открытіи средствъ къ дешевѢйшей доставкѢ водою, можетъ чувствительно увеличиться, и Крымская соль проникнетъ въ мѢста, несравненно отдаленнѢйшія. Въ МосквѢ цѢна соли Пермянки, при покупкѢ ея изъ первыхъ рукъ, 2 р. 25 к. ассиг.; но соль Крымская, при доставкѢ ея Сеймомъ и Окою, будетъ обходиться дешевле. Въ КурскѢ, какъ сказалъ я выше, она будетъ стоить промышленнику 1 р. 45 к., доставку ея саннымъ путемъ оттуда до Мценска можно положить въ 20 к., изъ Мценска до Москвы водою съ нагрузкою и выгрузкою также въ 20 коп. съ пуда; такимъ образомъ пудъ Крымской соли будетъ стоить промышленнику въ МосквѢ 1 р. 85 кі, полагая умѢренный барышъ 20 к., на пудъ, потребитель будетъ покупать ее за 2 р. 5 к., слѢдовательно 20 к. дешевле противъ соли Пермянки. Къ сей выгоднѢйшей цѢнѢ соли Крымской слѢдуетъ еще присовокупить большую доброкачественность ея; ибо извѢстно, что она имѢетъ на одну пятую болѢе силы, или соляности, чѢмъ соль (выварная) Пермянка, въ слѢдствіе чего, гдѢ употребляется сей послѢдней 5 Фун., тамъ Крымской нужно только 4 фун.; а потому выгоды потребителя будутъ заключаться не въ 20, но въ 65 к., на каждомъ пудѢ. Очевидно, что таковая значительная выгода должна дать соли Крымской рѢшительный перевѢсъ передъ Пермянкою; а потому со всѢмъ правдоподобіемъ можно предположить, что при благопріятныхъ обстоятельствахъ, провозъ соли по Александринскому сообщенію можетъ дойти до 3 и болѢе милліоновъ пудовъ.

Второй предметъ, составляющій одну изъ важнѢйшихъ потребностей, собственно для Курска, суть дрова. По приблизительному исчисленію, въ теченіи года расходуется въ городѢ, на всѢ казенные и частные дома, на Фабрики и заводы, до 30,000 куб. саж. дровъ. ЦѢна имъ доходитъ уже до 50 руб. асс., и, судя по вырубкѢ лѢсовъ, въ окружности Курска, не безъ основанія можно полагать, что безъ судоходства она должна бы скоро возвыситься до 100 рублей. Но на берегахъ Сейма, во многихъ мѢстахъ, сажень дровъ можно имѢть отъ 10 до 15 руб., на ДеснѢ отъ 5 до 7 руб.; почему легко можно видѢть сколь великія выгоды представляетъ промышленности одинъ сей предметъ. Третій предметъ есть строительной лѢсной матеріалъ, въ коемъ также чувствуется великой недостатокъ въ КурскѢ. Количество привозимаго лѢса гужемъ изъ другихъ губерній опредѢлить трудно; но извѢстно, что потребность въ немъ чрезвычайно велика, и привозъ далеко не удовлетворяетъ требованію.

За симъ слѢдуютъ смола, деготь, лубья, рогожи, алебастръ, уголь, всякая домашняя утварь и прочіе мелочные товары, которыхъ съ точностію и опредѢлить не возможно.

Къ симъ предметамъ торговли не излишнимъ считаю присовокупить желѢзо, какъ товаръ торговли транзитной, который могъ бы доставить существенныя выгоды торговцамъ. ИзвѢстно, что въ Нижегородской ярманкѢ желѢзо и разные выдѢланные изъ него товары идутъ въ весьма большомъ количествѢ во всѢ губерніи и области Имперіи, въ тотъ числѢ въ Малороссію, Одессу и за границу. Одинъ изъ тѢхъ путей, по которымъ товары сіи доходятъ туда, есть Брянскъ, куда доставляются они съ Оки гужемъ, а оттуда сплавляются въ половодіе Десною и ДнѢпромъ; значительное количество оныхъ также изъ Нижняго гужемъ прямо на ярманки: Харьковскія, Роменскую и Коренную, гдѢ закупаютъ ихъ промышленники Одесскіе и отправляютъ въ Одессу съ чумаками или вощиками конными. Очевидно, что Александринское сообщеніе представляетъ доставкѢ сей несравненно болѢе выгодъ: товары изъ Нижняго до Мценска могли бы идти Окою, отъ Мценска до Курска гужемъ, съ платою отъ 12 до 15 к. асс. за пудъ. ЗдѢсь они могли бы нагружаться на тѢ же барки, которыя будутъ привозить соль изъ Крюкова, и такимъ образомъ судоплаваніе, сплавное и обратное, во взаимной связи, дало бы, конечно, самые выгодные результаты.

Но таковые торговые обороты требуютъ, для первоначальнаго своего развитія, многихъ коммерческихъ соображеній, осмотрительной предпріимчивости и значительныхъ капиталовъ. Во всѢхъ просвѢщенныхъ государствахъ Европы производятся они преимущественно тортовыми компаніями. ПѢтъ сомнѢнія, что ивъ семъ случаѢ таковая компанія оказала бы благотворнѢйшее дѢйствіе: она была бы самымъ энергическимъ двигателемъ къ возбужденію земледѢльческихъ и промышленныхъ силъ, къ возвышенію цѢнности сельскихъ продуктовъ и, въ слѢдствіе того, къ обогащенію и благоденствію земледѢльца. ВмѢстѢ съ симъ она осуществила бы и другія великія правительственныя надежды. Въ началѢ статьи сей я сказалъ, что, при утвержденіи Сеймскаго проэкта, правительство имѢло въ виду, между прочимъ, обезпеченіе продовольствіемъ юго-западныхъ и западныхъ губерній, въ года недородовъ и своевременное снабженіе провіантомъ войскъ въ нихъ расположенныхъ. Предлагаемая мною компанія могла бы быть вѢрнѢйшимъ орудіемъ исполненія сихъ правительственныхъ предначертаніи: имѢя постоянно, въ распоряженіи своемъ значительное количество судовъ, она, при первомъ мановеніи АвгустѢйшаго Монарха, могла бы двигать ихъ въ тѢ мѢста, которыя были бы предназначены правительствомъ; доставляя провіантъ суда, сіи могли бы грузиться и всякаго рода военными тягостями, а въ случаѢ экстренности транспортировать и самыя войска.

Выгоды таковаго обезпеченія народонаселенія и войскъ неизъяснимы. Правительство, конечно, достойно оцѢнило бы ихъ, и не безъ основанія можно надѢяться, что въ замѢнъ ихъ, не отказало бы компаніи въ какихъ либо полезныхъ для нея привиллегіяхъ.

Начальникъ судоходства, Камергеръ Пузановъ.

ВѢдомость о судоплаваніи по Александринскому водяному сообщенію въ 1840 году.

1) Барки съ грузомъ Баронессы Дуки 2 оборота, изъ Черниговской губерніи, мѢст. Новыя Млины, въ Курскую пристань, доски и бревна; осадки въ водѢ 14 вершк.; барка Генералъ Маіора Денисьева одинъ оборотъ, изъ Черниговской губерніи, Сосницкаго уѢзда, въ Курскую пристань, доски и бревна; осадки въ водѢ 14 верш.; барка Ротмистра Миклашевскаго одинъ оборотъ, изъ Черниговской губерніи Кролевецкаго уѢзда, въ Кременчугъ, хлѢбное вино; осадки въ водѢ 20 верш.; барка компаніи свеклосахарнаго завода одинъ оборотъ, изъ Рыльска, въ Путивльскій уѢздъ съ костьми; осадки въ водѢ 14 верш.; барки Курскаго купца Пашутина 2 оборота, въ Курскую пристань, въ Льговскій уѢздъ, съ костьми; осадки въ водѢ 12 верш.; барки ДѢйствительнаго Статскаго СовѢтника Волжинcкаго съ товарищами, 6 оборотовъ, изъ Льговскаго уѢзда , въ Курскую пристань, съ дровами и лѢсомъ; осадки въ водѢ отъ 14 до 15 вершк.; полубарки Глушковской суконной Фабрики, 15 оборотовъ, изъ села Глушкова и Тетчино, въ село Тетчино и Глушково, съ сукномъ; осадки въ водѢ отъ 12 до 14 вершк., итого съ грузомъ 28.

2) Порожнія барки Баронессы Дуки 2 барки, изъ г. Курска, къ устью Сейма; Генералъ Маіора Денисьева 1 барка, изъ г. Курска, къ устью Сейма; купца Патунина 2 барки, изъ г. Льгова, въ Курскую пристань; ДѢйствительнаго Статскаго СовѢтника Волжинскаго 4 барки, изъ Курской пристани, въ г. Льговъ; итого порожнихъ 9; сверхъ того прошло плотовъ Баронессы Дуки, по 80 деревъ каждый, отъ устья Сейма до Курской пристани 8.

ВѢдомость о судоплаваніи по рѢкѢ СеймѢ въ 1841 году. — 28 оборотовъ: Глушковской суконной Фабрики, полубарка съ сукномъ, изъ села Глушкова въ село Тетчина, съ 8 мая; 2 оборота, Рыльскаго купца Шелихова полубарки съ досками, изъ Брянска въ Рыльскъ, по 8 ноября 1841 года; 2 оборота, Батуринской экономіи полубарки съ досками, изъ Брянска въ Батуринъ, по 8 ноября 1841 года; 8 оборотовъ, ДѢйствительнаго Статскаго СовѢтника Волжинскаго барки съ дровами, изъ Льгова въ Курскъ, по 8 ноября 18 41 г.; примѢчаніе: изъ нихъ 4 оборота безъ груза; итого 40.


ПРИМЕЧАНИЯ

* Вывозъ сей былъ, и въ значительномъ видѢ, даже въ неурожайный 1840 годъ, впрочемъ, при большомъ неурожаѢ въ Курской губерніи, сообщеніе сіе получаетъ еще большую важность для нея; ибо въ то время, она сама можетъ быть снабжаема хлѢбомъ изъ другихъ губерній.


Коммерческая газета (1803—1861) издавалась с 1803 г. в СПб при департаменте внешней торговли, два раза в неделю, с 1833 по 1857 гг. — три раза в неделю, а с 1858 г. по год слияния газеты с «Журналом для акционеров» (1861) — четыре раза в неделю.


Ваш комментарий:


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Читайте нас в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
27.04.2021 г.


КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ
КУРСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ, НАМЕСТНИКИ И ВОЕВОДЫ

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову