Благотворительность Глинской Пустыни |
автор: А.ЛаринПравославные монастыри всегда играли огромную роль в деле оказания благотворительной помощи нуждающемуся населению. Благотворительность всегда ценилась в православной среде, в Курской губернии своей благотворительной деятельностью отличилась Глинская Рождество-Богоридицкая пустынь. Ныне данный монастырь расположен в селе Сосновка Глуховского района Сумской области, в 160 км от Курска Глинская пустынь была основана в конце XVI века монахами Путивльского монастыря на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы в «Глинском» бортном ухожье. В XIX веке Глинская Рождество-Богородицкая пустынь была известным местом паломничества, также монастырь представлял собой центр духовного просвещения, в котором православное воспитание получали представители всех слоев тогдашнего российского общества. Духовно-просветительская миссия данной пустыни являлась одной из центральных функций монастыря, слава о котором была сравнима с важнейшими центрами православия, в числе которых Оптина пустынь и Киево-Печерская лавра. Выходцами из братства Глинской Рождество-Богородицкой пустыни стал ряд известных на всю Российскую Империю миссионеров. Среди благотворительных деяний Глинской Рождество-Богородицкой пустыни стоит назвать многочисленные пожертвования, сделанные монастырем во время Отечественной войны 1812 года, а также оказание финансовой помощи городу Казани, который сильно пострадал во время пожара 1842 года. При больнице, располагавшейся в монастыре во время русско-турецкой войны 1877-1879 годов был открыт лазарет, выполнявший вспомогательные функции, а уже в 1890 году братией был организован Дом трудолюбия. Рассвет благотворительной деятельности Глинской пустыни пришелся на вторую половину позапрошлого века, что нашло отражение в отчетах о положении Курской епархии. В частности, в отчетах о состоянии Курской епархии тех лет говорилось о том, что именно Глинская пустынь оказывает наибольшее вспомошествование бедным слоям населения, хотя, в той или иной степени, благотворительностью занимались все монастыри Курской губернии. Для оказания помощи нуждающимся на территории Глинской обители была организована специальная гостиница, которая представляла собой ряд домов, расположенных при Сеймских мельницах в деревне Заруцкая. В этих домах находили кров паломники, которые из-за усталости не могли дойти до монастыря. Помимо временно находящихся на территории странно-приимных домов, здесь были и постоянные жильцы, как правило, это были бедные жители ближайших селений, которые не могли трудиться. Нищих во второй половине XIX века в странно-приимных домах при Глинской пустыни ежегодно насчитывалось от полутора до четырех тысяч. Жители гостиницы для бедных получали еду бесплатно, при этом самые бедствующие также получали от монастыря бельё и предметы гардероба. Если без средств оказывался паломник, то за счет средств обители он снабжался необходимыми деньгами для того, чтобы продолжить свой путь. В отношении заболевших посетителей странно-приимных домов принимались меры для их излечения. Стоит отметить, что уровень оказания медицинской помощи в Глинской пустыни был весьма высоким, - больным оказывались все необходимые процедуры и выдавались требуемые для лечения лекарства. Стоит отметить, что без помощи извне монастырь не смог бы оказывать в таких объемах и на таком высоком уровне помощь нуждающимся. В связи с этим, уместно вспомнить помощь, которую оказывал в строительстве больницы Глинской пустыни купец из Киева К.К. Ховалкин. По имеющимся документам, на строительство больницы им было выделено 9555 рублей 90 копеек серебром и 4544 рублей ассигнациями. Строительство больницы было завершено в 1877 году. Одновременно лечебное учреждение могло вмещать двадцать пять человек. По мнению посетителей больницы, она вполне отвечала требованиям своего времени, положительным также признавался тот факт, что она находилась в саду. Заведующим больницей был назначен один из иноков, который был по профессии фельдшером. Он, под руководством врача, оказывал помощь лицам, находящимся на излечении. Содержащиеся в больнице были распределены по палатам, в соответствии с теми заболеваниями от которых они лечились. Палаты в больнице занимали первый этаж. Также на первом этаже были расположены приемное отделение и другие специальные отделы больницы. На втором этаже были расположены аптека, кельи, где находились инок-фельдшер и другие послушники, которые принимали участие в работе больницы. По мнению современников, аптека не уступала по своему ассортименту и оформлению городским аптекам. Над аптекой было расположено еще одно помещение в которым послушники осуществляли сушку лекарственных трав, которые были собраны в лесу неподалеку от монастыря. При этом, как сбор так и сушка трав, монахами осуществлялись исключительно на основании указаний данных врачом и иноком-фельдшером. Больница при монастыре вела прием как мужчин, так и женщин, осуществляя лечение как амбулаторно, так и стационарно. Стоит отметить, что число пациентов монастырской больницы год от года только возрастало. Во время войны с Турцией в 1877-1878 годах в больнице при монастыре был обустроен лазарет, в котором лечились раненые, а также заболевшие солдаты. При этом Глинская пустынь стала далеко не единственным монастырем в котором осуществлялась помощь пострадавшим на фронте, в частности, отмечается, что в семи монастырях, относящихся к Курской епархии, были организованы специальные места для раненых фронтовиков. При этом, организацией Красный Крест для оказания помощи раненым была выбрана именно Глинская пустынь. Лазарет при монастыре, начал свою работу 21 августа 1877 года, когда туда поступили первые больные и раненые участники войны в количестве двадцати одного человека. Лечение в Глинской больнице проводилось под непосредственным наблюдением приглашенного пустынью из Глухова врача при учебных заведениях, надворного советника Н.Т. Хоменко. За больными и ранеными ухаживали смотритель больницы фельдшер-монах Дамиан и его помощник монах Моисей c четырьмя послушниками. Лица, находящиеся на лечении, содержались за счет монастыря. При этом на содержание лазарета из бюджета Глинской пустыни было выделено 2000 рублей. Все находящиеся на излечении были успешно вылечены. Высокую оценку работе глинского лазарета в годы русско-турецкой войны дал уполномоченный Главного управления Общества Красного Креста тайный советник В.Л. Кочетов. Его порадовали помещения, в которых располагалась больница, чистота и порядок, которые царили в них. Игумен Иннокентий, который был настоятелем монастыря, как и остальные монахи, получил высокую благодарность от имени покровительницы Красного Креста императрицы Марии Александровны. 25 января 1880 года игумен Иннокентий, врач Н.Т. Хоменко и смотритель больницы о. Дамиан получили знаки «Красного Креста». Благотворительная деятельность Глинской пустыни не ограничивалась сферой оказания медицинской помощи, выделяя значительные средства на народное образование. Каждый год, начиная с 1869 года, монастырем выделялись на содержание духовных учебных заведений, относящихся к Курской епархии по 300 рублей серебром. В частности, из бюджета Глинской пустыни в 1872 году на нужды Рыльского училища было выделено 300 рублей серебром. Оказывал монастырь помощь и другим духовным учреждениям Курской епархии. В частности, в 1882 году, когда при Курской Духовной семинарии была открыта церковь во имя Феодосия Печерского, Глинской пустыни было выделено 50 рублей, а также были безвозмездно переданы различные религиозные принадлежности, необходимые для проведения церковных служб. Глинская пустынь получала средства от своей хозяйственной деятельности, также от частных пожертвований. 27 марта 1882 года за свою деятельность игумен Иннокентий был удостоен ордена Святой Анны III степени, а 31 мая 1887 года он, приказом Священного Синода был удостоен сана архимандрита, став первым настоятелем Глинской пустыни, который был удостоен столь высокого духовного сана. Архимандрит Иннокентий умер в октябре 1888 года, а новым настоятелем стал отец Исайя, который продолжил работу предшественника по благоустройству обители и продолжения благотворительной деятельности обители. В частности, в 1896 году была построена новая больница, восточная часть которой была одноэтажной, а западная имела три этажа, при этом, нижняя часть здания была каменная. Потребность в новой больнице возникла в связи с тем, что старое здание оказалось слишком сырым и не вполне отвечало гигиеническим требованиям. Верхние этажи новой гостиницы были деревянными и в них находились палаты, где содержались больные. Новая больница Глинской пустыни была признана лучшей в Курской епархии. Помещение новой монастырской больницы было рассчитано на тридцать кроватей, в 1899-1911 годах в ней постоянно содержалось 15-16 монахов престарелого возраста, которым требовался постоянный уход. Уход за стариками был поручен послушникам. Также для больных монахов за счет частных пожертвований была воздвигнута домовая церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В конце XIX–начале ХХ веков каждый год в монастырской больнице лечились о 120 до 240 человек, при этом, зачастую число пациентов из числа паломников превышало число больных монахов. В частности, в 1902 году в больнице на лечении находилось 50 послушников и 120 паломников. На содержание больницы из средств обители ежегодно выделялось 2000 рублей, без учета тех средств, которые тратились на отопление, освещение, еду и одежду для пациентов и лиц, работающих в больнице. На рубеже позапрошлого и прошлого столетий состояние Глинской пустыни заметно возросло, во многом за счет многочисленных частных пожертвований. В частности, самым большим в Курской епархии стало землевладение монастыря. Улучшение финансового состояния Глинской пустыни стало толчком для роста средств, которые монастырь тратил на благотворительные нужды. Каждый год Глинская пустынь принимала от 45 до 60 тыс. паломников, которые размещались в странно приимнице при монастыре, на содержание которой из средств пустыни выделялось около 6000 рублей. Богомольцы могли пользоваться бесплатно не только жилыми помещениями, но и едой, лекарственными средствами, предметами гардероба, а порой могли получать и финансовую помощь. Жители деревень, которые располагались неподалеку от монастыря, в случае нужды, могли получать в монастыре хлеб и деньги. В случае, если жители окрестных деревень оказывались в беде, например, в результате пожара, неурожая либо падежа скота, они могли рассчитывать на получение от Глинской пустыни пособий. Благотворительная деятельность Глинской пустыни распространялась и на сферу образования. В частности, в 1890 году при монастыре был создан Дом трудолюбия, в котором крестьянские дети-сироты могли обучаться грамоте и различным ремеслам. Изначально Дом трудолюбия был рассчитан на 15-20 мальчиков в возрасте от 12 до 15 лет. Популярность Дома трудолюбия среди населения ближайших деревень постоянно росла и число лиц, которые обучались при монастыре, постепенно росло. Уже в 1900 году обучение в Доме трудолюбия проходили 125 мальчиков, а через несколько лет их число возросло до 187. Процесс обучения в Доме трудолюбия проходил таким образом, что дети по собственному желанию распределялись по мастерским и, затем, на протяжении пяти лет обучались различным ремеслам, в числе которых были иконопись, портняжное ремесло, столярное, токарное дело, сапожническое ремесло. Однако, уже в конце XIX века спектр ремесел, которым обучали в Доме трудолюбия, был значительно расширен. Теперь при монастыре обучали переплетному, каретному, корзиночному, шорному, слесарному, позолотному, резному мастерству, выделке из дерева, ложек и палок, выделке ковров, шитью риз, а также садоводству, пчеловодству, огородничеству, рыболовству. Наибольшей популярность среди учеников пользовалась живописная мастерская, в которой каждый год обучалось от 20 до 27 человек. Обучением детей занимались лучшие специалисты в том или ином ремесле. Главной целью функционирования Дома трудолюбия монахи видели в возможности дать приют сиротствующим, обучить их какому-либо мастерству, дав возможность самостоятельно себя обеспечивать в будущем. В процессе обучения ремеслам, помимо сугубо профессионального обучения, огромное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию учеников. Помимо ремесла в Доме трудолюбия мальчикам преподавали Закон Божий, церковное пение и чистописание. По воскресеньям и праздникам ученики обязательно должны были посещать церковь. Помимо преподавателей, ученикам назначался послушник, который проживал вместе с мальчиками в Доме трудолюбия, пытаясь воспитать их в православных традициях. Также в функции этого монаха входил контроль за поведением учеников. Глинской пустынью на содержание учеников Дома трудолюбия выделялись значительные средства. Так, в 1890 году. В год открытия Дома Трудолюбия на оборудование учебной мастерской и приобретение необходимых для процесса обучения инструментов было потрачено около 1000 рублей. Также монастырь брал на себя полное содержание мальчиков. Уже в начале ХХ века каждый год на содержание Дома трудолюбия Глинская пустынь тратила по 4500 рублей, стоит учесть, что в данную сумму не входили средства, потраченные обителью на освещение, отопление, а также пищу и одежду для учащихся. Стоит однако учесть, что половина затрат на Дом трудолюбия возвращалась монастырю в виде доходов от продажи ремесленных изделий, которые были выполнены учениками. Каждый ученик, после завершения обучения в Доме трудолюбия, получал свидетельство, которое было подписано настоятелем монастыря и старшей братию о том, какому ремеслу был обучен юноша и каковы его успехи в данной сфере трудовой деятельности. Также важным м является отметить, что большая часть учащихся, по завершении образовательного процесса, оставались в числе монастырского братства. Занималась благотворительность Глинская пустынь и в других сферах. Так, монастырь пожертвовал много церковной утвари для церквей военно-врачебных заведений. Также денежные выделялись пустынью церкви Гроба Господня, а также на нужды православных людей Святой Земли и российских паломников в Палестине. В 1911 году Глинской пустынью были пожертвованы на сооружение раки святителя Иоасафа Белгородского 75 руб. 60 коп. Также небольшие пожертвования были оказаны братией в пользу Константинопольской Патриархии. Из средств Глинской пустыни также выделялись средства на строительство церкви в Туркестанском краю в 1894 году. Финансовые средства монастырем были выделены и на содержание Православного миссионерского общества, а также других религиозных организаций. Глинская пустынь стремилась оказывать помощь не только в России, но и за рубежом, в частности в 1897-1900 годах монастырем был совершен пожертвования в пользу нуждающихся славян на Балканах. Велика была роль Глинской пустыни и в деле духовного образования российского народа. Осознавая важность духовно- просветительской деятельности, игумен Исайя сделал обращение в адрес курского епископа Иустина с прошением разрешить обители издавать собственные листки и книги религиозного и нравственного содержания. Советом епархиального братства были разработаны правила для издания подобной духовно-нравственной литературы. Само же издательство религиозной литературы было запущено в 1891 году. Издательская деятельность отца Исайи были по достоинству оценены современниками. В частности, сохранилась такая оценка деятельности игумена: «Настоятель Глинской пустыни о. Исайя выделяется из многих игуменов монастырей. Для него дороги приходящие помолиться в пустынь (а их в год пребывает у него до 50 тыс.). Он заботится о всех православных христианах, ради которых и занялся издательской деятельностью». В числе изданий, выпускаемых Глинской пустынью, наибольшей популярностью у народа пользовалась серия «Глинские Богородицкие книжки». Содержание этих книг выстраивалось на материале творений святых отцов, а также проповеднических трудов учителей Святой Православной церкви. Данное серийное издание стало важной частью школьных библиотек Курской губернии. Информация о выходе новых книг серии «Глинские Богородицкие книжки» публиковалась в журнале «Курские епархиальные ведомости». Также важным изданием Глинской пустыни стало издание книг о самой Глинской пустыни. В частности, в 1891 году издательство Глинской пустыни выпустило подробное историческое описание монастыря под названием «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь». Это издание состояло из 181 страницы. Затем, в 1899 году свет увидела книга о вновь устроенном в Глинской пустыни Спасо-Илиодоровском ските, а в 1901 году был издан очерк современного состояния Глинской пустыни, который пользовался большой популярностью у читателей и с рядом дополнений был переиздан в 1904 и 1912 годах сначала издательством из Одессы, а затем и курским издательством. Таким образом, вся история существования Глинской пустыни свидетельствует о том, то данный монастырь являлся в Российской империи одним из главных центров православной благотворительности. Обитель занималась различными видами благотворительной деятельности, получив известность не только в Курской губернии, но и во всей Российской Империи, а также за рубежом, оказываяя помощь братским православным народам Балкан. Материал предоставлен автором специально для публикации на сайте "Курск дореволюционный" |
|