Доклад белгородского епископа о кощунствах матросов в отношении мощей святого Иоасафа. 1917 год.

автор: Р.Голубков

В Государственном архиве Курской области хранится доклад Белгородского епископа (ГАКО ф.20 оп.2 д.643), проливающий свет на события конца 1917 года, последовавшие незамедлительно за октябрьской революцией, и определенную связь сектантства и антирелигиозных настроений революционных масс, самую активную часть которых олицетворяли матросы, как управляемая из центра активная движущая сила.

В Свято-Троицком соборе монастыря, в Белгороде, с 28 февраля 1755 года хранились нетленные мощи Иоасафа Белгородского (в миру Иоакима Андреевича Горленко), причисленного к лику святителей в 1911 году. Святитель Иоасаф родился в 1705 году, в Прилуках. С 1748 года он был епископом Белгородским и Обоянским. Был истинным подвижником веры и вел благочестивую жизнь.

После тяжелой болезни он скончался в возрасте 49 лет, 10 декабря 1754 года. Из-за разлива рек его тело оставалось не погребенным почти четыре месяца, при этом оставаясь нетленным, после чего было помещено в склеп монастырского Свято-Троицкого собора, сооруженного по его повелению.

Два года спустя мощи святителя оставались такими де нетленными, как и его одежды, да и сам гроб, по свидетельству духовных чинов кафедрального собора, тайно открывших склеп Иоасафа Белгородского. В течение полутора веков были свидетельства множества чудес и исцелений у его гроба, и было подано немало прошений о канонизации, которые и были удовлетворены в 1911 году.

Донесение касалось глубоко кощунственных действий, совершенных матросами по отношению к мощам Святителя Иоасафа Белгородского:

"Ваше превосходительство. Милостивый государь.

В следствие отношения от 2 декабря 1917 года за №10031 относительно кощунственных выходок матросов у раки Святителя Иоасафа, имею честь сообщить Вашему Превосходительству следующее.

29 ноября 1917 года в Белгороде появилась масса матросов, которые толпами приходили в собор монастыря и предлагали вопросы сектантского характера наместнику монастыря иеромонаху Митрофану, который тотчас же поехал за миссионером Андреем Дятловым. Матросы требовали, чтобы им открыли святые мощи; их желание было удовлетворено, были открыты руки святителя Иоасафа, толпа сменяла одна другую до самого вечера, большинство матросов осматривали одежды святителя Иоасафа, пещеру и святительские покои; некоторые из них были настроены враждебно как к святым мощам, так и к прочим святыням, и некоторые появлялись с винтовками и в шапках в самом храме; другие требовали, чтобы было открыто лицо Святителя, но миссионер Дятлов ответил им, что без разрешения епископа Никодима, который временно управляет епархией и находится в Курске, этого сделать братия монастыря не осмелятся. Нашелся из них такой, который своим ногтем несколько раз царапал по деснице святителя, пробуя, не восковая ли она. После собеседования миссионера с матросами некоторые из них прикладывались к мощам, ставили свечи и вели себя благопристойно."

Здесь следует вспомнить о том, что уже 12 декабря 1917 года, почти сразу после создания ВЧК 7 декабря 1917 года, была создана комиссия по разработке декрета об отделении Церкви от государства. И если в мае 1918 года было принято Решение Пленума ЦК РКП (б) от 19 мая 1918, знаменующее начало антирелигиозного террора, то подобное поведение матросов трактовалось не только борьбой с религией, которая стояла на одной ступени с национализацией земли, заводов и банков. Но так как описываемые события происходили в ноябре 1917 года, то они относились, скорее всего, к влиянию антирелигиозной пропаганды в рядах матросов. Поэтому увещевания миссионера Дятлова и лицезрения действительной нетленности мощей Святителя Иоасафа все же оказали свое благотворное действие на некоторых из матросов, раз они прикладывались к мощам и ставили свечи перед образом святого.

Далее, в тексте доклада, упоминается, что были и такие матросы, что решились на кощунственные действия не сами по себе:

"В ограде монастыря миссионер встретил толпу матросов, руководимую одним штундобаптистом, который, держа в руках Библию, говорил всем матросам, что здесь, в Библии, написано, что в это время будут поклоняться золотым гробницам, в которых лежат кости и всякая мерзость."

Здесь следует вспомнить о том, что раскольники и сектанты, в соответствии с царским манифестов о веротерпимости, от 17 апреля 1905 года, и новыми правилами регистрации, от 17 октября 1906 года, получили ничем не ограниченные права и свободы в отношении государственной Православной церкви. Эти права ограничивались только действиями в отношении самого государства. При этом, после высочайшего манифеста, более не ничем не стесненные, сектанты начали открыто пропагандировать свое учение, очерняя при этом Православную церковь. На этом основании начала развиваться православное миссионерство.

Баптизм в эти края начал пронимать примерно с 1910 года, с начала образования первых баптистких церквей. К 1917 году баптисты значительно усилили свое влияние, увеличив свою паству и продолжая агитационную деятельность.

Следует отметить, что в "Декларации прав народов России", принятой 2 ноября 1917 года Советом Народных Комиссаров, устранялось неравенство "во взаимоотношении православных церквей и других религиозных организаций". При этом баптисты видели в советской власти избавление от религиозного неравенства, чем можно объяснить активизацию их действий против православной церкви и ее святынь. Кроме того, так как баптистов относили к врагам официального православия, они всячески поощрялись Советской властью. Хотя уже с 1929 года, после постановления от 8 апреля "О религиозных объединениях" значительно была усечена и деятельность баптистских общин.

Однако же, доводы миссионера и знание им библейских текстов возымели свое действие, и вернули в стадо заблудших овец:

"Матросы разочаровались в нем; только небольшая кучка все еще теребила баптиста отыскать указанные слова, которые будто - бы он читал им утром. Баптист совершенно растерялся. Чтобы окончательно подорвать его авторитет, миссионер сказал, что в Священном Писании сказано, что люди могут уподобляться гробам окрашенным и подтвердил евангельским текстом (Мф. 23, 27). Матросы разошлись. Многие из них пожелали иметь жизнеописание святителя Иоасафа, и наместник монастыря раздал таковое в огромном количестве экземпляров

Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть.

Вашего превосходительства

Милостивейшего Государя."

Хотя как знать, может быть, это было очередное свидетельство покровительства Святителя Иоасафа.

Р.Голубков


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК
Дата публикации:
9.05.2017



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову