1639 год. Челобитье путивльских всяких чинов, городских и уездных, людей о выселении из Путивля в другие города пововыезжих запорожских и литовских черкас по причине их воровства и разбоя в Путивле и ссор с зарубежными литовскими людьми.

автор: Р.Голубков

Город Путивль со времен своего основания, как минимум до 12 века, так первое упоминание о нем датируется 1146 годом, был крепостью важного стратегического значения. Кстати, плач Ярославны из "Слова о полку Игореве", в основе сюжета которого было описание неудачного похода на половцев в 1185 году новгород-северского князя, Игоря Святославовича, был как раз в Путивле. С 1500 года Путивль после русско-литовской войны, во времена правления Ивана Третьего, становится русской пограничной крепостью. В Смутное время Путивль одно время был основной базой войск Лжедмитрия 1.

Еще одно значительное событие, касающееся Путивля, произошло во времена Смоленской войны, длившейся с 1632 по 1634 год. Это была неудачная попытка осады Путивля польскими войсками и реестровым запорожским казачеством. Реестровые - это есть принятые польско-литовским государством для охраны своих южных границ на службу приднепровские казаки, чьи обязанности, оплата и привилегии определялись польским сеймом и королем.

Эта осада была предпринята в 1633 году, так как именно из Путивля были осуществлены несколько успешных военных операций на территории Речи Посполитой, располагавшиеся на левом берегу Днепра. Командовал осадой каменецкий каштелян Александр Песочинский. Город рассчитывали взять за два-три дня, но эта операция затянулась. За время осады Путивля основные потери несли казаки, и через две недели после ее начала они потребовали дополнительной оплаты. Песочинский объявил о завершении осады и походе на Смоленск, кроме того, он объявил казаков в сговоре с властями осажденного города и саботажных действиях. Для поиска провианта Был отправлен отряд на Рыльск, где он был разбит. После этого казаки тайно покинули лагерь и, хотя Песочинский их нагнал и вступил в переговоры, отказались, как возвращаться под Путивль, так и идти на Смоленск. Через неделю осада Путивля польскими войсками была снята.

Шесть лет спустя после осады, в 1639 году, Царю и Великому князю всея Руси Михаилу Федоровичу, составляется Челобитная. (первоисточник: РГАДА ф.210 (Разрядный приказ) оп.14 (Столбцы Севского стола) д.112 лл.186-190)

Составлена она от имени населяющих Путивль разных чинов и сословий и касается прошения о выселении из города "пововыезжих запорожских и литовских черкас по причине их воровства и разбоя в Путивле и ссор с зарубежными литовскими людьми".

"Царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии бьют челом ис Путивля богомольцы твои игумены и попы и дьяконы и холопы твои Путивльцы и Черниговцы дворяне и дети боярские и донские верстанные и кормовые и вольные козаки и стрельцы и пушкари и затинщики и козенные кузнецы и плотники и воротники и сироты твои…"



Далее в тексте челобитной пишется о том, что 1636 году в Литовской земле между "ляхами" с черкасами и запорожскими казаками случилась "междуусобная брань". Черкасами называли в официальных документах, вплоть до начала 20 века, собственно советского времени, славяноязычных казаков-христиан. При этом запорожскими казаками назывались те, кто входил в состав воинских формирований. Черкасы когда-то населяли Зихию (современня Черкесия). Еще во временя Юстиниана ( в первом веке), среди них широко распространилось христианство и была основана "Зихийская епархия", которая просуществовала вплоть до конца 11 века. Считается, что черкасы массово мигрировали в регион среднего Поднепровья, от Десны до Хортицы, в период с 13 по 14 век что, по религиозным причинам, где постепенно смешались с местным населением.

После междоусобного конфликта черкасы и "литовские" казаки (видимо реестровые, что были на службе), подались в Путивль, где был воеводой в то время Никифор Плещеев. В документе они подразделяются на "житейских" и "нежитейских" людей, то есть обычных жителей и военных на службе. По царскому указу казаков, как профессиональных военных, или "нежитейских людей", было велено вывести из города, а "житейских людей", то есть представителей обычного населения, пришедших с казаками (черкас), оставить жить в Путивле.

Но места даже для "житейских людей", как пишут в челобитной, не нашлось по той причине, как опять же пишется в челобитной, что уезд сам по себе и так небольшой, да и раньше литовские границы были дальше, за рекой Семью, а теперь приблизились с обеих сторон. То есть в городе их оставлять не желали.

Далее в челобитной сообщается, что и "нежитейские" казаки все же остались в Путивле, промышляют конокрадством и бегут в Литву, изменяя Государю. А также:: "… ис Путивля в ведомые в свои места в литовские городки и в села и в деревни ходят и кони и волы крадут и в Путивле к своим товарищем к ворам же приводят и по дороги ездят и ходят и литовских же торговых людей и на пасеках пасечников грабят и пчелу дерут и насмерть многих литовских людей побивати…"



Далее в челобитной пишется, что набеги казаки совершают в приграничные и русские, и литовские городки, что может стать причиной "великой ссоры" между государствами. Пишут также о принимаемых мерах, что многие "литовские" казаки, участвующее в грабежах, пойманы и сидят в тюрьме. И что такое случается уже не в первый раз, что и раньше, еще даже до Смутного времени, такие же казаки-перебежчики занимались грабежом в Путивле и Литве, также грабили и убивали бортников, и занимались угоном коней и скота. За это и были царским указом при Иване Васильевиче (Иване Четвертом) сосланы из Путивля.

На основании данного прецедента, просители, "богомольцы, холопы и сироты", как пострадавшие от набегов и грабежей черкас и литовских казаков, просят выслать поселенцев из города, чтобы положить конец "великому воровству".

На оборотной стороне документа, "рукоприкладство" челобитников. Возглавляет список челобитников игумен Молчанского монастыря "К сей челобитной Молчанского монастыря игумен Варлам руку приложил"



Р.Голубков


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК
Дата публикации:
01.05.2017



 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову