СУДЬБА ЭМИГРАНТАавтор: Тамара КоленкоУ курского купца Василия Тимофеевича Дулеева была большая семья. Судьбы его многочисленных потомков сложились очень по-разному. Мой рассказ о жизни Николая Дьякова - одного из внуков В.Т.Дулеева. Мать Николая Мария Васильевна Дулеева (Дьякова) был дочерью Василия Тимофеевича. Она вышла замуж за купца Дмитрия Алексеевича Дьякова, и у них было трое детей - две дочери и младший сын Коля. Жила семья в Солнцево. У них был магазин, крупорушка, мельница. Отец много трудился, потому жизнь была безбедною. Николай Дьяков родился 04.02.1901 в Курске. Окончил Курскую мужскую гимназию. Из мемуаров И.Г.Лавровой(*): "Годы 1918 - 1919 - время больших потрясений в России и несчастий семьи Дьяковых. Служащие Дьякова Дмитрия Алексеевича предупредили хозяина, что банда разбушевавшихся головорезов собирается напасть на их дом в Солнцеве. Марию Васильевну и девочек перевезли на лодке и спрятали у знакомых. Дедушку (Дмитрия Алексеевича. - Т.К.) спустили в подвал. Он слышал, как над его головой топали сапоги и пьяные орали: "Где хозяин? Мы распорем ему брюхо".
Испуганная семья Дьяковых, как и многие другие, потянулись в Крым, чтобы под защитой Белой армии выжить. Деникин собрал всех юношей и мальчиков-кадетов, почти насильно оторвал их от семьи и погрузил на пароход. Среди этих несчастных оказался сын Дьяковых Николай. Пароход отправился из Крыма во Францию. Больше Колю Дьякова никто не видел. Осталась лишь одна его карточка. На фотографии видим милое лицо 15-ти летнего гимназиста в форменной гимназической одежде. Какое несчастье было для юноши Николая Дьякова, стоя на палубе парохода, смотреть на удаляющийся берег и исчезающие фигуры дорогих мамы, отца и сестер. Горе было бы ещё более ощутимо, если бы все знали, что эта разлука на всю жизнь…
Каким-то путем в 30-х годах Николай писал из Парижа родителям в Курск. Прислал свои фотографии. На них изображен уже не юноша, а взрослый мужчина в светлом костюме, с тросточкой. Очень интересный молодой человек, похож на киноартиста тех времен…
Но в 1937 году связь была прервана. О Коле Дьякове ничего не было известно. Да и никто из родных не мог о нем вспоминать". В 1997 году во Франции побывала одна из потомков купца Дулеева Т.Е.Дулеева (Смирнова), живущая в Казани. Она сумела разыскать информацию о захоронении Н.Д.Дьякова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Вот как это описывает Татьяна Евгеньевна: "Мы были там с группой. Я уговорила всех поехать на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, зная, что там много русских захоронений. Сначала мы пошли по кладбищу в надежде найти могилу, но времени было мало, пришлось обратиться в контору, где в книге записей мы нашли дату захоронения. Служащая нам объяснила, что, так как за могилой не ухаживали, она была уничтожена. Его супруга Анна, видимо, француженка, была захоронена там же несколько позже". В документе захоронения запись: "Николай Дмитриевич Дьяков. 04.02.1901 - 06.05.1956". Предместье Сент-Женевьев-де-Буа находится в пригороде Парижа, и его нередко называют русским. Это место прочно связано с русской эмиграцией. В 1927 году в Сент-Женевьев-де-Буа появилось первое русское кладбище, где некоторое время хоронили только постоянных обитателей находящейся неподалеку богадельни. Но прошло время, и на этом кладбище свой последний приют стали находить русские эмигранты не только из Парижа, но и из других городов Франции. На кладбище построили небольшую православную церковь, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, где отпевали усопших. Так вдалеке от родного Курска навсегда нашёл упокоение Николай Дмитриевич Дьяков. Ему не пришлось узнать о том, как сложилась жизнь его любимых сестёр, как прожили свои последние годы мама и папа. Отец Дмитрий Алексеевич, как пишет в своих мемуарах И.Г.Лаврова, однажды, сидя на лавочке, рассказал соседу о своём прошлом, и сразу же был арестован и расстрелян. В 1956 году был посмертно реабилитирован. Сестра Вера Дмитриевна стала вдовой в 29 лет, когда её мужа растерзали бандиты. На руках у женщины было трое малолетних детей, а младшей дочери было всего семь месяцев. Через несколько лет Веру Дмитриевну арестовали, выслали в ссылку, где она провела долгие годы. Мама Мария Васильевна, не справившись с горем, умерла в 1933 году. Сестра Наталья Дмитриевна прожила жизнь в Москве, вырастила двоих детей. Её дочь Ирина Гавриловна Лаврова в своих рукописных мемуарах сохранила память о предках и поведала нам, потомкам, о судьбе русского эмигранта Николая Дмитриевича Дьякова. (*)Ирина Гавриловна Лаврова (1923 - 2002) - профессор, доктор медицинских наук. В 1983 - 1999 гг. - директор Дома милосердия России. Коленко Тамара Анатольевна, Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 19.04.2018 г. |
|