Ходил царь Николай I по сборочному цеху КЭАЗа. |
автор: Е. СтолярДалеко не все, даже сотрудники КЭАЗа знают, что, кроме всем известной Воскресенской церкви, которая расположена на территории завода и сравнительно недавно была возвращена епархии, была еще одна церковь, располагавшаяся в нынешнем здании сборочного цеха. Дело в том, что мужская гимназия (а сборочный цех расположен в бывшем здании гимназии) имела свою домовую церковь. Что такое домовая церковь и чем она отличается от приходской? Православные сайты дают такое определение: "Домовой храм или домовая церковь - храм, расположенный при каком-либо строении, учреждении и предназначенный для соответствующей группы верующих: например, учащихся учебного заведения, пациентов больницы, рабочих завода и т.п. В этом отличие домовой церкви от приходской, которая предназначена для всех верующих, в особенности живущих неподалеку - т.е. в приходе церкви. В архитектурном отношении домовые церкви отличаются большим разнообразием. Домовой храм может быть либо отдельным зданием (например, церковь во дворе тюрьмы); либо встроенным в мирское, но выделенным какими-либо архитектурными особенностями в общей структуре составной постройки (например главка, венчающая многоэтажный дом); внутреннее помещение, никак не выделенное во внешнем виде здания. Иногда в домовый храм могут попасть все желающие; в других случаях вход для сторонних посетителей закрыт". То есть церковь при мужской гимназии предназначалась для учащихся этого учебного заведения. В отличие от классического храма, домовая церковь не должна была придерживаться канонических правил по архитектуре, вход такой церкви не обязательно должен был быть с западной стороны и т.д. Дореволюционный путеводитель по Курску так рассказывает о мужской гимназии и церкви при ней (стилистика полностью сохранена, исключены знаки "ъ" конце слов и буква "i" заменена на "и"). Почитаем сначала о самой гимназии: "Мужская гимназия. Обращенное фасадом на запад, величественно возвышается на центральном холме здание мужской гимназии, самое длинное в городе. Оно построено на месте существовавшаго здесь ранее деревяннаго здания, сгоревшаго в 1836 году. В 1842 году было освящено новое здание гимназии, и в нем была устроена церковь св. Николая Чудотворца. В первый год существования гимназии обозревал ее ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I и одобрил расположение гимназической церкви, архитектуру и орнаменты. Потом ГОСУДАРЬ сошел вниз с холма и отсюда любовался грандиозностью здания и велел устроить при нем сад. В этом саду теперь три аллеи, террасовидно расположенныя по склону холма". Так, что 175 лет назад августейшая особа ходила по будущему сборочному цеху нашего завода, а спустя 17 лет, в 1859 году, ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II также посетил будущий завод. Теперь, собственно, о церкви из того же источника: "Церковь при гимназии во имя святителя и Чудотворца Николая освящена в 1842 году. В 1897 году она была обновлена и в ней устроен новый иконостас с невысокими царскими вратами. В церкви находится икона Живоначальной Троицы, присланная архиепископом Белгородским Феоктистом. Другая икона - святителя Митрофана - пожертвована архиепископом Воронежским Антонием, с надписью: "Курской губернской гимназии на благословение". Есть в гимназической церкви несколько вещей, пожертвованных воспитанниками гимназии разных курсов, напр., Евангелие малиноваго бархата, с сребропозолоченной верхней доскою; сребровызолоченная лампада, в память 25-летняго царствования ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II; хрустальные: чаша, дискос и крест." На северной стене храма находится икона св. бл. князя Александра Невскаго и преп. Иосифа Песнописца, сооруженная в память чудеснаго спасения жизни ГОСУДАРЯ АЛЕКСАНДРА II, 4 апреля 1866 года. Интересен факт создания этой иконы. В апреле 1866 года бывший студент Дмитрий Каракозов с близкого расстояния стрелял в Александра II, но стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров толкнул его, благодаря чему пуля пролетела мимо. Стрелявшего студента со временем публично повесили, а крестьянина возвели в дворянство, осыпали наградами и почестями, в результате чего он спился, и тихо покончил жизнь в пожалованном ему имении в Полтавской губернии, не дожив до 55-летия. Церковь также отреагировала на это событие - появилась икона в память чудесного спасения жизни ГОСУДАРЯ АЛЕКСАНДРА II, 4 апреля 1866 года. Но на иконах могут изображаться только святые, поэтому были изображены св. Александр Невский - небесный покровитель императора Александра II, а справа Иосиф Песнопевец - покровитель Осипа Комиссарова, спасителя Государя. Само покушение на царя (4 апреля) произошло именно в день празднования св. Иосифа Песнопевеца. Икона так и называлась: "Святой Александр Невский и преподобный Иосиф Песнопевец (в память чудесного спасения жизни Государя Александра II, 4 апреля 1866 года)". Вот такие сложные иносказания в иконописи. Дореволюционный путеводитель и статья о гимназической церкви были подготовлены губернским статистическим комитетом, и поэтому ее содержание изложено сухо, как и положено статистике. Живые воспоминания тех времен можно найти в мемуарах выпускника гимназии, ученого-зоолога и гидробиолога, путешественника и литератора Иван Ивановича Пузанова. В Курске их всего три экземпляра и один хранится в "Асеевке". Приводить все написанное в них или пересказывать авторский текст своими словами я не буду, но выдержки из главы "В гимназической церкви" все же приведу: "…Гимназическая церковь помещалась во втором этаже огромного здания гимназии, направо от парадного входа, рядом с квартирой директора. Это была типичная "домовая церковь" - длинная, как коридор. На одном ее конце помещался алтарь, на другом, за решеткой, - отделение для начальства. Середину занимали места для учеников, которые стояли на молитве, как на параде, в длинных мундирах с серебряными пуговицами, парами по обе стороны прохода, младшие - впереди, старшие - позади. Богослужения происходили по воскресным и царским дням, по двунадесятым праздникам, а также на Страстной неделе…. Благочиние в церкви поддерживалось недреманным оком директора, который сам выработал способность простоять всю обедню, не сходя с места и не шелохнувшись... С каким нетерпением, бывало, ожидаешь заключительного песнопения, которое и сами хористы поют радостно-торопливо. ... Совсем особый характер имела служба на Страстной неделе -особенно, чтение Двенадцати Евангелий в Страстной четверг и вынос плащаницы в пятницу. С какой экспрессией выводил о. Алексей при чтении Евангелий: Рано утром в Страстную среду я шел в гимназическую церковь на исповедь... Промозглое серенькое утро, в церкви холодно... Самая исповедь производилась весьма различно, в зависимости от репутации и степени состоятельности исповедавшегося. Если таковым был шалун и лентяй, батюшка был строг и придирчив и грозил всяческими карами на том свете... Если исповедовался сынок миллионера, графа или генерала, то батюшка скоро отпускал его: Служба заутрени под Светлое Христово Воскресение обставлялась с такой торжественностью, что в городе считалось хорошим тоном посещать заутреню именно в гимназической церкви. Посещали гимназическую церковь и мои родители - если не ошибаюсь, первый раз меня повели к ней, когда мы жили в филиппцевском банке. Гимназической церкви - не узнать, она вся залита светом: по карнизу вокруг всей церкви тянется ряд ярких свечей, сверкают канделябры и лампады. Уже собрались нарядные гости. На своем коврике перед перилами, отделяющими места для гостей и преподавателей, уже высится живой орденоносный монумент - директор Жаворонков. Но вот отзвучали напевы пасхальной заутрени - из алтаря появляется в сверкающем белом облачении с возженным трикирием и хрустальным крестом в одной руке, кадилом - в другой, о. Алексей и обходит всю церковь, воскуривая фимиам и поздравляя каждую группу присутствующих торжественным "Христос Воскресе!". Начинается ранняя пасхальная обедня. Торжественно-громогласно звучат пасхальные напевы "Ангелы вопияше благодатны" и "Христос Воскресе", заменяющие на ектениях обычное "Господи помилуй!". Особое внимание возбуждает всегда чтение Евангелия тремя священниками на трех различных языках: славянском, латинском и греческом. Читается всегда Евангелие от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"... Но вот торжественная служба кончена, начинается христосованье... Мы, гимназисты, дефилируем перед двумя главными лицами торжества - серебряным отцом Алексеем и монументальным Жаворонковым, и лобзаем пушистые белоснежные седины первого, чисто выбритую министерскую щеку второго. Начинается разъезд, как после парадного спектакля. Забавный случай произошел раз с одним из гостей. Выйдя из церкви по своей надобности, он спросил у рыжего служителя Фрола, куда пройти. Удобства помещались очень далеко от церкви, за темными коридорами, почему служители припасали для таких случаев ночную посуду, рассчитывая на чаевые. Экономный гость, покончив свои дела, протянул Фролу двугривенный, прося гривенник сдачи. "Эх, барин, с..... бы уж на весь двугривенный", отвечал тот. Похристосовавшись с родителями, мы направляемся к выходу с невольным сожалением, ибо товарищи все идут в актовый зал, где накрыты длинные столы, уставленные пасхальным разговеньем: куличами, бутербродами с колбасой и ветчиной, крашеными яйцами, вазами апельсинов, графинами красного церковного вина... Всего один раз, уже в четвертом классе, было мне разрешено задержаться на этом пиршестве - обычно мы сразу же уезжали домой, где нас ждало собственное разговенье. Характерный факт: угощенье после гимназической заутрени по долголетней неизменной традиции директор Жаворонков устраивал за свой счет, жертвуя на это дело всегда одну и ту же, немалую по-тогдашнему сумму - сто рублей... Как видно, этому закостеневшему монументу старины не чужда была некоторая барская широта натуры". Заканчивает автор главу неожиданным заключением: "Я так долго остановился на "богослужебных" переживаниях в гимназии, что возникает вопрос: насколько серьезно я ко всему этому относился, иными словами - был ли я верующим? Что касается первых четырех классов гимназии, то, несомненно, был. Чтение Двенадцати Евангелий, исповедь и причастие, особенно же заутреня, всегда производили на меня глубокое впечатление не только своей внешней красотой и театральностью, но и внутренним содержанием. Да и откуда было появиться сомнениям? Я вырос в религиозной семье, учился у религиозных учителей. Религиозные сомнения, закончившиеся полным безверием, появились лишь в старших классах, под влиянием чтения и собственных размышлений". После революции мужская гимназия превращалась: - 1918 г. - единая трудовая школа №4, позже - им. В.И. Ленина. - 1930 г. - часть помещений была отдана Дому работников просвещения и строительному техникуму. - 1931 г. - школа выселена, размещены казармы артиллерийского полка, и места для домовой церкви в помещении бывшей гимназии уже не оказалось. - 1946 г. - сборочный цех электроаппаратного завода. Есть такой термин в православии: "Намоленное место". Согласно определения: " Намоленным местом может быть часовня, церковь, другое почитаемое всеми место, например, могила местночтимого святого, келья старца или источник и даже весь монастырский комплекс. И кто знает, может, намоленность места позволила нашему заводу выстоять и пережить трудные лихолетья перестроек. Евгений Столяр - Инженер КЭАЗ Священник домовой церкви при мужской гимназии о. Алексей Алексеевич Танков, о котором идет речь в воспоминаниях Ивана Пузанова, являлся отцом одного из первых краеведов г.Курска - Анатолия Танкова. Почти все, кто интересуется историей города Курска знакомы с путеводителем по Курску Танкова и Златоверхникова. Справка Ю.А.Бугрова о А.Танкове из краеведческого словаря "Курск": ТАНКОВ Алексей Алексеевич (5(17). III 1817, с. Волково, Дмитриевского у., Курской губ. - 22.VIII(3.VIII).1904, Курск) -протоиерей, законоучитель, общественный религиозный деятель. Происходил из семьи священника. Окончил Курскую духовную семинарию, а затем - Киевскую духовную академию. С 1843 г. вел занятия в Рыльском духовном училище. Через год женился на дочери священника Елизавете Корейской, с которой прожил в любви и согласии 32 года. Из их детей самым знаменитым стал сын Анатолий. С 1850 г. и до кончины своей Танков жил в Курске, преподавая Закон Божий в Курской мужской гимназии, а также в женских пансионах Крамер и Вик, в педагогическом классе женской Мариинской гимназии. В качестве священника он вел службу и отпускал требы в гимназической церкви. В 1864 г. за заслуги он был возведен в сан протоиерея. Более пятидесяти лет отдал он педагогической деятельности. По его предложению был организован гимназический хор, к работе с которым удалось привлечь регента архиерейского хора И.И.Малышева. После добротной подготовки хор гимназической церкви стал одним из лучших церковных хоров епархии. Протоиерей Танков состоял также членом комитета по составлению церковно-исторического и статистического описания Курской епархии, был членом Курского попечительства о бедных. Отец Алексей был награжден многими церковными наградами. В 1886 г. ему был преподнесен наперсный крест с бриллиантами. Он был награжден и рядом светских наград: орденами Св. Анны трех степеней, Св. Владимира III и IV степени, несколькими медалями. 22 апреля 1885 г. о. Алексея с сыновьями Анатолием, Николаем и Сергеем возвели в дворянское достоинство, к чему он отнесся достаточно спокойно, ибо считал высшим достоинством быть пастырем Божьим. Похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище. ПРИЛОЖЕНИЕЦерковь при гимназии во имя святителя и Чудотворца Николая Копии икон, которые изображены ниже, не находились в домовой церкви при гимназии, но примерно такими они были. Образец иконы Св. блгв. князь Александр Невский и преп. Иосиф Песнопевец (в память чудесного спасения жизни Государя Александра II, 4 апреля 1866 года). Св. Митрофан Святая Троица |
|