Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

Протоиерей Владимир Александрович Спасский


Ваш комментарий:

comments powered by HyperComments
Владимир Александрович Спасский (20 мая [1 июня] 1869, село Гринёвка, Щигровский уезд, Курская губерния - август 1943, пгт Тим, Курская область) - российский государственный, политический и церковный деятель. Депутат Государственной думы IV созыва от Курской губернии. Член черносотенного Союза русского народа. С 30 мая 1916 года - протоиерей Русской православной церкви.

СЛУЖИЛ НАРОДУ

автор: не установлен

Великий шахматист Борис Спасский приезжал в Тим для того, чтобы посетить могилу своего родного деда, протоиерея Владимира Александровича Спасского, похороненного на кладбище при Знаменском храме. Отец Владимир Спасский более двадцати лет духовно окормлял тимчан.

Родился он в 1869 году в семье священника Дмитриевской церкви села Гриневка Щигровского уезда Курской губернии. В 1882 году окончил Курскую духовную семинарию по первому разряду и был рукоположен во диакона к Знаменскому храму села Знаменка Старооскольского уезда, а через год рукоположен в сан священника и определен в родное село Гриневка на место умершего отца.

В Тимский храм Воздвижения Креста Господня иерей Владимир Спасский был назначен в 1901 году. Отец Владимир полюбился тимчанам: он был образованным, вел большую просветительскую и миссионерскую работу. Преподавал в Тимском высшем начальном училище и исполнял обязанности наблюдателя церковно-приходских школ уезда, был представителем от духовенства в Тимском земском и городском собраниях.

Имел дар слова: во время беспорядков в 1905 году своими проповедями способствовал подавлению волнений.

В 1912 году на Курском губернском избирательном съезде он был избран в члены Государственной Думы, где занимался вопросами духовно-нравственного укрепления церковных приходов, а в период Первой мировой войны работал в думской комиссии по военным и морским делам.

В это же время учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в мае 1917 года. После этого был возведен в сан протоиерея и служил в Исаакиевском соборе, но недолго: начавшаяся революция вынудила отца Владимира вернуться в Тим, где он продолжил служение в Крестовоздвиженском храме.

В 1918 году протоиерея Владимира арестовали красноармейцы и около двух месяцев продержали под стражей в качестве заложника. Однажды повели на расстрел и заставили копать себе могилу. Рассказывают, что крестьяне выпросили помилование своему пастырю у Буденного, конница которого взяла Тим.

Осенью 1919 года добровольческая армия Деникина вытеснила красных из Тима. По просьбе новой власти отец Владимир отслужил на городской площади благодарственный молебен. Этот эпизод впоследствии припоминался священнику неоднократно.

Был и другой эпизод, по которому имеются документы той поры. При смене властей в Тиме белогвардейцы арестовали 57 человек. Пятерых расстреляли, а за остальных вступился протоиерей Владимир: он организовал собрание прихожан, на котором было составлено и принято ходатайство коменданту Тима об отмене смертной казни в Тиме. Ходатайство возымело силу, и расстрелы прекратились. Жизни 52 человек были спасены.

Когда через несколько дней в городе произошла очередная смена власти, отца Владимира арестовала ЧК. За него вновь вступились горожане, и власти ограничились словесным запугиванием.

С октября 1919 года отец Владимир преподавал историю и географию во 2-й тимской школе, но через полгода был уволен, "как носящий рясу". В том же году во время эпидемии холеры скончались матушка Екатерина и несколько детей. Тем не менее отец Владимир продолжал служить, дети росли и к началу коллективизации тридцатых годов встали на ноги и разъехались.

Тучи вновь сгустились над головой немолодого уже священника. В декабре 1929 года отец Владимир стал бездомным: его дом продали с торгов за неуплату налога. Священник перебрался жить в церковную сторожку, где и был арестован 4 февраля 1930 года за переписку с 36-летним сыном Александром, который эмигрировал во Францию, жил в Лилле и 1926 году принял священнический сан.

Отец Владимир с достоинством перенес и арест, и заключение. На допросе в Курском домзаке он заявил, что "считает себя в первую очередь священнослужителем, а не политическим деятелем, борющимся с советской властью". Даже в самой идее коллективизации священник не видел ничего противоречащего духу Евангелия и сказал, что "подчиняется всякой власти и служит народу". Разумеется, не назвал он и ни одного имени своих так называемых сообщников-антисоветчиков, сославшись на "забывчивость". Отводя обвинение в выдаче белым для расстрела большевиков, священник предъявил справку селькресткома, в которой говорилось, что "священник Спасский во время нашествия белых банд в поселке Тим в 1919 году отстаивал граждан от расстрела, и агитаций от него явных нет".

24 марта 1930 года дело в отношении отца Владимира было прекращено, и Спасский вернулся в Тим, где в течение последующих девяти лет, вплоть до закрытия Крестовоздвиженского храма по решению Президиума Курского облисполкома и передачи его под "культурные нужды", был настоятелем и исполнял должность благочинного Тимского округа.

Отец Владимир перешел служить в кладбищенский храм, но и его вскоре закрыли, после чего священник был вынужден уйти на покой, продолжая, по некоторым сведениям, тайно совершать требы в домах жителей.

В годы Великой Отечественной войны отец Владимир не покидал Тима. В период оккупации его, 73-летнего старика, немцы выгнали вместе с другими тимчанами на очистку дорог от снега. Подгоняя работающих, немецкий солдат ударил священника прикладом в спину. Отец Владимир слег и через две недели скончался.

В семье отца Владимира и матушки Екатерины (дочери священника Александра Косминского из села Вышнее Гурово Щигровского уезда) было 14 детей. Известна судьба некоторых из них: Александр эмигрировал и жил во Франции, Николай закончил Военно-инженерную академию и преподавал в Киеве. Жизнь он завершил в чине генерала. Вера (в замужестве Халина) работала в школе села Пузачи. С нею жила и младшая сестра Ольга. Серафим и Михаил жили в Харькове, занимались поденной работой. В 1942 году Серафим попал в облаву и оказался в числе угнанных на работу в Германию. Василий, отец будущего чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского и один из создателей стали для танка Т-34, жил в Ленинграде, взяв на свое иждивение младшего брата Владимира.

Опубликовано: "Курская правда" от 29 марта 2018 года


Ваш комментарий:

comments powered by HyperComments

Форум по статьям сайта
Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере
Дата публикации:
29.03.2018

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову