Я РОДОМ ИЗ КУРСКА |
автор: Ю.ОЗЕРОВНЕТ ЛУЧШЕ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ...После ухода в Саровскую обитель судьба снова привела Прохора в Курск. В монастыре были сделаны некоторые постройки. В частности, заложена больничная церковь во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких. Прохор, перед этим тяжело болевший и получивший чудесное исцеление от посещения Божьей Матери, с особенным сочувствием отнесся к этому делу и вызвался идти за сбором пожертвований. В числе других городов он посетил и Курск. Куряне щедро откликнулись на его подвиг, и Прохор вернулся в обитель с богатыми приношениями. В 1831 году преподобному Серафиму пришлось еще раз вспомнить Курск. Его посетили куряне: полковой ремонтер Иван Каратаев и купцы. На вопрос земляков о том, не прикажет ли он что-нибудь сказать своему родному брату и другим родственникам в городе, Серафим ответил с улыбкой, указывая на пики Спасителя и Божией Матери: "Вот мои родные, а для живых родных - я уже живой мертвец". Курские купцы возвращались с Макарьевской ярмарки и по пути, заехав в Саров, посетили старца. Последний, как будто не признавая в них земляков, повел речь о торговле: "Хорошо ли торговали?", преподав благословение. В конце беседы купцы спросили: "Что прикажете, батюшка, сказать вашему братцу?". Ответ святого был таков: "Скажите ему, что я молю Господа и Пречистую его Матерь день и нощь". Старец дышал одной преданностью Богу. Монашеская жизнь, вне связи с миром, сделалась единственно лучшей. Поэтому, когда купцы уходили из кельи. святой в каком-то восторге несколько раз повторял: "Нет лучше монашеского жития, нет лучше монашеского жития"... МОШНИНЫ: СЛЕДЫ В ИСТОРИИВ первом выпуске "Трудов Курской губернской ученой архивной комиссии", изданной в 1911 году, были опубликованы материалы, относящиеся к истории рода Мошниных и Серафима Саровского. Они затем легли в основу многих других публикаций на эту тему. Не повторяя общеизвестное, попытаемся их конкретизировать и дополнить новой информацией. Как известно, мужская линия наследников Исидора Ивановича Мошнина прекратилась в 1868 году со смертью племянника преподобного - Семена Алексеевича. Между тем, в начале XX века в Курске проживали потомки дочерей родного брата святого старца. Один из них был Василий Николаевич Бочаров, сын племянницы Серафима Саровского Мавры. Именно благодаря его свидетельству стало известно, что первая усадьба Мошниных находилась недалеко от Сергиевского собора и примыкала к юго-восточной оконечности его ограды. Сам Бочаров был мещанином. В рыбном ряду на Красной площади он имел бакалейную лавку. До наших дней на бывшей Чистой (ныне Кирова) улице сохранился под №11 его одноэтажный дом в три окна. Перед революцией им владела уже Екатерина Васильевна Бочарова (жена или дочь, сказать сложно). В начале XX столетия жила вместе с наследниками Анна -внучка племянницы святого Дарьи Алексеевны. Сын ее, Василий Тимофеевич Харитонов, был купцом-бакалейщиком. Он владел доходным домом на Московской (Ленина), 24. Теперь на мести этой усадьбы в квартале между улицами Кирова и Золотой располагается филиал "Курскпромбанка". После смерти Василия Тимофеевича в 1920 году семья Харитоновых состояла из овдовевшей супруги, двух сыновей и дочери. Один из детей работал в "Союзхлебе", а его жена - в нарбольнице. Дочь Надежда Васильевна была делопроизводителем в школе. Из давно национализированного дома в 1930 году в горкоммунотделе решили выселить 65-летнюю вдову Ольгу Федоровну, находившуюся на иждивении детей, как... "нетрудовой элемент". Дальнейшая судьба потомков Исидора Ивановича Мошнина нам неизвестна. Интерес к месту погребения родных Серафима Саровского возник еще в начале XX века, когда, в частности, на заседании губернской ученой архивной комиссии в 1908 году докладывалось заявление мещанки Анны Васильевны Кулинской, жительницы Скорняковской (Блинова, 8) улицы, которая сообщила, что ей известно, где находятся могилы родителей и брата святого на кладбище за Московскими воротами. Она показывала это место видному краеведу того времени Златоверховникову, однако оно никак не было обозначено. Следует заметить, что до начала 70-х годов XVIII века кладбища была при каждой церкви. Поэтому можно предположить, что умершего в 1760 году отца Прохора Мошнина, прихожанина Ильинского храма, похоронили на соответствующем местном кладбище. Общегородские - Московское (Никитское) и Херсонское (Всехсвятское) кладбища отведены были не ранее 1772 года. Скончавшаяся в1800 году мать преподобного Агафья, проживавшая к тому времени в нынешнем переулке Блинова, могла быть захоронена как на Московском кладбище, так и на старом Ахтырском, поскольку, по свидетельству современников начала XX столетия, там находились надгробия и более позднего времени. Очевидно, брат Серафима Алексей Исидорович, умерший в 1833 году, похоронен был именно на Московском кладбище. Его сына Семена, продавшего в 1838 году дом и перебравшегося на квартиру на Даньшинской (Овечкина) улице, отпевали в Преображенской церкви и, вероятно, упокоился он на ближайшем кладбище - Херсонском. На курских кладбищах можно видеть два захоронения этой фамилии советского периода, на Московском -могила Мошнина Пантелеймона Михайловича (1885-1959), а на Херсонском - Михаила Павловича (1840-1926). Не исключено, что они и Серафим Саровский могли иметь в XVII - начале XVIII столетиях общего предка. Опубликовано "Городские известия" от 17.07.2004 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 30.05.2014 г. |
|