Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

«ТАЙНА ЖИЗНИ БЫТИЯ» ИЛЬИ ДМИТРИЕВИЧА СТРЕЛЬСКОГО

автор: Михайлова И.П.

УДК 812.161.
DOI: 10.18384/2310-7278-2016-3-79-85


Опубликовано: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 3. С. 79-85.


Аннотация. Материалы данной статьи способствуют воскрешению имени незаслуженно и умышленно забытого литератора Ильи Дмитриевича Стрельского (1881–1938), дают основу для осмысления его творческой биографии и просветительской деятельности в контексте социальных обстоятельств. Стрельский принимал активное участие в литературной жизни Курска в 10–20 гг. ХХ столетия, был редактором журнала «Курский театр» (1915–1916 гг.), первого еженедельного художественно-иллюстрированного издания в городе.

Данная статья обращена к творческой биографии Ильи Дмитриевича Стрельского (1881–1938), курского литератора, чиновника и краеведа-любителя, но, несмотря на свою самостоятельность, является неким продолжением предшествующих публикаций автора, посвящённых осмыслению уникального явления в жизни провинциального Курска – изданию в 1915-1916 гг. еженедельного художественно-иллюстрированного журнала «Курский театр». При всех несомненных заслугах имя И.Д. Стрельского не относится к широко известным именам не только российской, но и региональной (курский локус) литературы первой трети ХХ века. На то есть свои причины, главная из которых состоит в том, что биография И.Д. Стрельского развивалась в жанре исторических реалий ХХ века, и если войны, революции начала двадцатого столетия не затронули его собственной жизни, то роковой 1937-й год, изломавший сотни тысяч человеческих судеб, трагически оборвал его жизненный путь – арестован в декабре 1937 года; в январе 1938 года приговорён к высшей мере наказания.

На долгое время имя И.Д. Стрельского было забыто, практически вычеркнуто из официального литературного процесса. Когда Стрельского реабилитировали в 1956 г., уже не осталось в живых тех людей из его близкого окружения, кто мог бы рассказать о нём; архив И.Д. Стрельского утрачен, рукописи не собраны (можно предположить, что часть из них была уничтожена им в ожидании ареста), публикации рассредоточены по различным изданиям. Поэтому на сегодняшний день сложно создать целостный портрет Ильи Дмитриевича Стрельского как журналиста и общественного деятеля. Но тем не менее определённые шаги в этом направлении уже сделаны курскими краеведами Ю.А. Бугровым [2, с. 374], С.П. Щавелёвым [12, с. 244]. Думается, что материалы данной статьи послужат ещё одним шагом к представлению творческой биографии по должному не оценённого литератора.

Илья Дмитриевич Стрельский, настоящая фамилия Стрелков (псевдонимы: И.Д. Стрелков-Стрельский, Стрельский, Тиевич, Татьянин, И.С., И. С-кий), родился 19 июля 1881 года в мещанской семье. Детство и юность прошли в слободе Стрелецкой г. Курска. Здесь же окончил церковно-приходскую школу, другого образования не получил. Литературная деятельность Стрельского началась в Курске в 1899 г., когда он 18-летним юношей дебютировал в газете «Курский листок». Вскоре стал сотрудничать в столичной газете «Сын Отечества» (СанктПетербург), наконец 18 октября 1899 г. там появилась первая публикация Стрельского, посвящённая важному событию в родном Курске – открытию Пушкинской библиотеки-читальни! Дебют был удачный, и главный редактор издания Александр Константинович Шеллер-Михайлов – «истинный “друг юности?», «Парнасский консул» начинающей литературной молодёжи, «старосветский литератор», умевший как никто написать сам и отметить в работе других «поэзию скромного труда», который «ласково, радушно принимал юного собрата, умел обласкать, ободрить» [3, с. 51], – отметил первую публикацию начинающего литератора «приветствиями и пожеланиями».

Круг сотрудничества в различных газетах по мере дальнейшей деятельности расширялся, И. Стрельский активно печатался не только в 8-ми местных изданиях, среди которых «Курская Газета», «Курские Ведомости». «Курская жизнь», не только в 6-ти московских – «Новости дня», «Утро России», «Русское слово» и др., не только в 2-х харьковских: «Утро», «Южный край», но и в 5-ти петербургских: «Родина», «Биржевые Ведомости», «Новый век». Кроме того, Стрельский сотрудничал с такими специализированными музыкально-театральными изданиями, как «Друг Артистов», «Артист и Сцена», «Музыка и Жизнь», «Рампа и Жизнь» и другие.

Счастливо сложилась личная жизнь Стрельского: вместе с женой, Татьяной Андреевной, разделявшей его взгляды, воспитывал сына Вячеслава, впоследствии ставшего историком-архивистом, источниковедом, доктором исторических наук. Семья жила скромно. То, что зарабатывалось Стрельским, шло на издательские нужды и вкладывалось в строительство дома на улице Золотой в Курске. Этот легендарный в своём роде дом вошёл в историю города: именно здесь в 1915–1916 гг. сосредоточилась вся редакционная работа журнала «Курский театр», а в 1920 г. «в саду около дома Стрельский закопал в яму письмо В.И. Ленина железнодорожникам МКВ ж.д., чтобы сохранить его от деникинцев, позже оно было передано в институт В.И. Ленина» [2, с. 374]. Постройка дома – мечта, которая осуществилась благодаря целеустремлённости и хозяйственности Стрельского. В Государственном архиве Курской области хранится записная книжка Стрельского» [4], где буквально по дням расписаны все его расходы за май-июль 1912 г., некоторые статьи расходов менялись, другие – повторялись изо дня в день. По записям видно, что при обязательных строительных тратах (покупка «дубков для фундамента», «крестов для углов дома», «вывозов земли», «ввоза песка» и многих других) изыскивалась возможность экономии, за счёт которой выделялись средства «богоугодным заведениям, отцу, на подарки плотникам, на чай возчикам…» и т. д. Хозяина записной книжки, прежде всего, отличала пунктуальность и скрупулезность, умение держать ситуацию под контролем, а эти качества необходимы и незаменимы не только для постройки дома, но и для успешного выполнения многих других дел, за решение которых брался Стрельский. Даже приведённый выборочно перечень этих дел даёт возможность представить облик человека, наделённого неуёмной активностью и удивительной работоспособностью.

Общественная жизнь Ильи Стрельникова была кипящей: он не остался в стороне от революционных событий 1905 г., участвовал в сходках, организованных курскими социал-демократами; в 1908 г. выдержал испытания на звание учителя начальной школы в Щигровском уезде Курской губернии; занимался краеведением; в 1911 г. организовал вечер памяти Т.Г. Шевченко в Курске, также участвовал в создании русско-украинского хора; в 1913 г. им был организован выпуск «Путеводителя и делового справочника по г. Курску», включившего статьи литературно-художественного и археологического характера; в 1916 г. ушёл санитаром на фронт; после октябрьского переворота работал одним из ответственных редакторов «Вестника Главного военно-революционного комитета МКВ ж. д.»; в начале 30-х годов редактировал газету «Кооператор».

Литературная деятельность Стрельского не ограничивалась только статьями, посвящёнными событиям театральной жизни и начинаниям в области культуры и искусства в Курской губернии, публиковавшимся в периодической печати и специализированных изданиях: в 1903 г. Стрельский стал издателем и редактором двух коллективных сборников – «Отражения» и «Проблески». Выпуск подготовленного к изданию третьего сборника под названием «Лучи» не состоялся в связи с начавшимися событиями 1904 г.

В эти коллективные сборники вошли произведения преимущественно начинающих курских авторов из народной среды: В. Иванилова, И. Квасникова, Н. Овсянникова, П. Сошникова, а также известного уже к тому времени писателя-самоучки Л. Чемисова. В их произведениях «оплакивалась горькая доля бедняка как неизбежное следствие общественной несправедливости, жизненных порядков, при которых есть бедные и богатые» [1, с. 66]. Особняком несколько стоят лирические опыты самого Стрельского. Стихотворения «Брату», «Песня поэта», «Для чего?» в отличие от других стихов, включённых в сборники, обращены не к реалиям социальной жизни, а к внутреннему миру человека, наполненному противоречивыми настроениями: с одной стороны, вера в будущее, устремлённость к Богу:

И смело пойдём по дороге
Что к истине путь наш ведёт,
Где думать дано лишь о Боге,
Где ангел песнь счастья поёт [9, с. 24].

С другой – сомнение в своём предназначении, ощущение безысходности:

Пройдёт и жизнь, исчезнешь ты,
Исчезнут все твои мечты.
И для чего, Бог весть, ты жил
И ненавидел и любил…
Пройдут века и вечность вся,
На тайне жизни бытия,
Как тайна вечная Творца,
Всё будет тайной без конца [9, с. 32].

Не будет преувеличением сказать, что поэтические произведения Стрельского не несут в себе особо художественной ценности, но они представляют интерес в связи с тем, что отражают атмосферу времени, «поражающего напряжённостью предчувствий, надвигающихся социальных катаклизмов» [11, с. 62]. Но всё-таки главным делом Стрельского стал выпуск журнала «Курский театр», право на издание которого в 1915 г. получила мещанка Пелагея Дмитриевна Дементьева, родная сестра Стрельского. Журнал издавался еженедельно на средства издательницы тиражом 500 экземпляров [13].

То, что этот, по сути, первый «толстый» журнал, издаваемый в городе, имел ярко выраженную направленность, вполне обосновано: ведь Курск в начале ХХ века входил в число театральных городов России, среди которых, помимо столичных, значились Казань, Киев, Одесса, Нижний Новгород. Поэтому выпуск журнала, который информировал регулярно читателей о событиях культурной жизни в городе, сообщал о театральных новостях и деятельности актёров столичных театров, был вполне закономерен. Как справедливо отметил один из сотрудников издания: «…это объясняется очень просто. Театр был в то время самым крупным художественным делом в Курске» [14, с. 5]. Появление нового журнала стало ярким событием в жизни провинциального города и буквально с первых выпусков обратило на себя внимание самой широкой читательской аудитории – независимо от интересов и уровня образования: «Местные общественные деятели, театралы, артисты <…> запросто заходили в редакцию и сердечно жали руку редактору <…> Многие тут же просили принять их сотрудничество и обещали всякое содействие в дальнейшем ходе издания. Кроме того, симпатии курян к нашему скромному изданию выразились и со стороны торгово-промышленных кругов, и в том, наконец, что издание, выпущенное в значительном количестве экземпляров, уже на второй день по выходе его в свет – разошлось без остатка» [7, с. 2]. Несомненно, успех «Курского театра» во многом зависел от его идейного вдохновителя, благодаря ему журнал «… взял на себя миссию объединения литературных сил губернии и привлечения к участию в журнале многих лиц, понимавших и умевших ценить различные отрасли искусств» [13, с. 5]. По словам Н. Яковлева, «дело, начатое скромным местным журналистом, стало крепнуть и расти» [14, с. 6].

Издательский опыт и организаторский талант помогли редактору привлечь к работе не только курских авторов, среди которых были В.Я. Морозов (Bon ami), А.В. Щерба, Н.К. Андреев, Э.М. Плевицкий, Н.Н. Арбенин, Барон Алексей Гиллессем (А. Н. Г.), но и столичных литераторов, художников: Е.П. Иванова, В.К. Эрманса, Е. Мансфельда, М.М. Полонского, И.А. Дынина и других. В критериях отбора произведений для своего журнала Стрельский ориентировался на лучшие классические традиции русской журналистики и литературы, он стремился поддерживать талантливых поэтов и писателей независимо от того, к какому течению и направлению они принадлежали, руководствовался в оценке материалов художественным чутьём, принимая и модернистские концепции, и принципы реализма. Издание «Курского театра» пришлось на годы Первой мировой войны, поэтому, конечно же, одно из заметных мест среди публикаций занимали материалы военной тематики. Редакция проявляла подчёркнуто сдержанное отношение к войне и, не допуская крикливо-пафосных высказываний, выражала уверенность в том, что «дни отечественной непогоды сочтены, что скоро замолкнет грохот пушек и коварный враг с позором будет изгнан из пределов России, и над последней вновь заблестит заря творческого преуспевания» [6, с. 2].

Разносторонние способности Стрельского-журналиста в полной мере проявились в публикуемых на страницах журнала театральных рецензиях, очерках, заметках «по поводу». Заслуживают внимания публикации Стрельского, посвящённые знаменитой русской певице Надежде Васильевне Плевицкой (урожд. Винниковой; 17 (29) сентября 1884, село Винниково, Курский уезд, Курская губерния – 1 октября 1940, Ренн, Бретань), её пребыванию на «малой родине» в селе Винниково и в Курске. Илья Стрельский, разделяя мнение многих поклонников Плевицкой, писал не только о её редчайшем даровании («соловьём залетным, звонкими его трелями, и как-то особенно серебристо пела» [10, с. 8]), о её таланте покорять любую аудиторию («полилась могучая русская песня. То говорливо-бурливая, то нежно задумчивая, грустная, то снова задорно-живая <…> просветлели израненные в боях солдатские лица» [8, с. 12]), но и подчёркивал проявление человеческих качеств: умение понимать людей, отзывчивость и стремление помочь тем, кто оказался в беде. Заметки и очерки Стрельского «Плевицкая», «О Плевицкой», «В гостях у Н.В. Плевицкой» и другие отличаются живостью, интересными деталями, а также несут на себе отпечаток незаурядной личности самого автора и дух эпохи: внимание к нему «представляет интерес не только для специалистов узкого круга, но и для всех, кому важны и памятны уроки “великой войны?» [5, с. 81].

Источниковая база, необходимая для полного раскрытия данной темы, постепенно пополняется, хотя время не пощадило многих документов. Однако архивные материалы, на основании которых сделано представленное исследование, позволяют начать работу по воскрешению умышленно и незаслуженно забытого имени литератора Ильи Дмитриевича Стрельского, открывают его «тайну жизни бытия» в контексте социальных обстоятельств, способствуют осмыслению как творческой биографии и просветительской деятельности отдельно взятой конкретной личности на переломе эпох, так и вносят лепту в понимание образа жизни целого народа, модели его поведения.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Баскевич И.З. Курские вечера. Воронеж, 1979. С. 66.

2. Бугров Ю.А. Стрельский И.Д. // Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997. 495 с.

3. Дорошевич В.М. Памяти Шеллера // Дорошевич В. Собрание сочинений. Т. IV. Литературные общественные деятели. М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1905. С. 51.

4. Записная книжка И.Д. Стрельского // ГАКО Ф. Р – 960. Оп. 1. Д. 1.

5. Михайлова И.П. Первая мировая война в творчестве поэтов Курского края // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. № 6. С. 75-82.

6. Обращение редакции к читателям // Курский театр, Курск. 1915. № 2. С. 5.

7. Обращение редакции к читателям // Курский театр, Курск, 1916. № 1. С. 2.

8. Стрельский И.Д. В гостях у Н.В. Плевицкой // Курский театр, Курск. 1915. № 33. С. 12.

9. Стрельский И.Д. О Плевицкой // Курский театр, Курск. 1916. № 2. С. 8.

10. Стрельский И.Д. Проблески. Харьков, 1904. С. 32.

11. Толстиков В. К вопросу о русской культуре Серебряного века // Вестник Челябинского государственного университета, 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 62–68.

12. Щавелёв С.П. Историки Курского края. Биографический словарь. Курск, 2009. 468 с.

13. Фонд Канцелярии Курского губернатора // ГАКО Ф. 1. Оп. 1. Д. 8777. Л. 1–2.

14. Яковлев Н. Прежде и теперь // Культура и искусство, Курск. 1921. № 1. С. 5.


Ваш комментарий:


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Читайте нас в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
03.08.2018 г.

Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову