Любимов Александр Михайлович
(25 февраля 1879, Пальцево, Курская губерния — 19 декабря 1955, Ленинград)

Lubimov

Русский и советский художник, живописец, график; карикатурист, плакатист, педагог. Профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Член Союза художников СССР (ЛОССХ с 1932 года). Автор портретов, пейзажей, жанровых композиций.

Родился Александр Михайлович Любимов в селе Пальцево Дмитриевского уезда Курской губернии в семье дворянина. В 1892 году году семья Любимовых переехала сначала в Курск, а затем в Санкт-Петербург. Учился в Центральной школе технического рисования барона А. Штиглица (1895–1901). С 1901 года занимался как вольнослушатель в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Персональные мастерские Академии художеств мастерской Ильи Репина.

Lubimov
Портрет девочки. (Курск. карт. гал.)
Lubimov
Урок музыки, 1939 г.
Lubimov
Крестьянские сплетни, 1919 г. (част. кол.)
Lubimov
Портрет сестер Кравос, 1906 г. (Сев.Осет. муз.)

После окончания в 1909 году Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Александр Любимов, по рекомендации И. Е. Репина, в 1912–1919 годах возглавлял Харьковское художественное училище (среди наиболее известных учеников – Б. Косарев). Сотрудничал с журналом «Театр и Искусство» (1900–1912), создал обширную галерею образов театральных деятелей начала века: Горького, Шаляпина, Мейерхольда, Комиссаржевской, Станиславского, Собинова и других. В 1900–1910 годах писал живописные портреты и жанровые картины в стилистике объединения «Союз русских художников», – «Портрет сестер Кравос» (1906), «Портрет девочки», «Крестьянские сплетни» (1919).

Во время Гражданской войны выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях Окон РОСТА. В 1927 году по приглашению «Красной газеты» вернулся в Ленинград; сотрудничал с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», работал в области киноплаката, создал множество портретов деятелей искусств. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1934–1941, профессор с 1939 года) и Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1949–1955, профессор с 1949 года).

Александр Любимов участвовал в выставках с 1900 года. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. Рисовал сатирические иллюстрации, театральные зарисовки, шаржи. Работал в технике масляной живописи, акварели, гуаши, пастели, карандашного рисунка. В начале 1930-х годов художник обратился к агитационному искусству – выполнил плакаты, пропагандирующие индустриальную и оборонную мощь советского государства: «Красная армия верный страж октября – оплот мирового строительства СССР» (1932), – этот плакат интересен композиционным синтезом фотомонтажа с нарисованными элементами; изображение фигуры империалиста справа, сильно напоминает рисунки Д. Моора. Продолжал заниматься живописью, обращался к темам детства и пионерии, придерживался реалистических традиций: «Две пионерки (1932), «Портрет пионера» (1930-е); тогда же выполнил ряд портретов известных деятелей искусства, – артиста И. В. Ершова (1930), композитора Д. Д. Шостаковича (1935), художника И. И. Бродского (1938) и другие. Живописную манеру Александра Любимова отличают богатство тональных отношений и совершенный рисунок, широкое свободное письмо, использование разнообразной фактуры – от пастозно положенных цветовых пятен до прозрачных рефлексов и теней, создающих объёмно-пространственную характеристику формы.

Во время Великой Отечественной войны Александр Любимов, как и большинство художников, приближал победу – создавал антинацистские плакаты; нарисовал несколько карикатурных листов, изображал Гитлера и фашистов в жалком и неприглядном виде: «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается» (1941), «Кто вместе с фашистским сбродом хочет править нашим народом» (1941). Первый плакат отражает торжество по поводу срыва фашистских планов Блицкриг – молниеносной войны. На плакате Гитлер изображен в виде обезьяны с усами и в наполеоновском головном уборе, которая сидит в задумчивости на стволе пушки, а рядом стоит фигура русского царя, наспех собранного в Берлине, но также не состоявшегося. Наполеоновский головной убор напоминает, что в свое время, в Отечественной войне 1812 года, французские войска также позорно бежали из России.

Занимался педагогической деятельностью. Учениками Александра Любимова были известные художники и педагоги Юрий Непринцев, Николай Гриднев, Николай Тимков, Александр Дейнека, Александр Лактионов, Пётр Белоусов, Михаил Козелл и другие. Персональные выставки произведений А. Любимова прошли в 1949 году в Ленинграде и в 1991 и 1998 годах в Санкт-Петербурге.

Станковые произведения, тиражные плакаты А. М. Любимова находятся в Государственном Русском музее (ГРМ), Курской государственной картинной галерее им. А. А. Дейнеки, Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ), Северо-Осетинском республиканском художественном музее им. М. С. Туганова, Ульяновском областном краеведческом музее имени И. А. Гончаровав, других музеях, галереях и частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и других странах.

Скончался 19 декабря 1955 года в Ленинграде на 77-м году жизни от инсульта. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Произведения А. М. Любимова находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, США, Германии, Италии и других странах.


Ваш комментарий:



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту




Читайте новости
поддержка в ВК
Еще можно посмотреть:

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову