Владимир Григорьевич Шухов
(16 (28) августа 1853 — 2 февраля 1939)

НЕФТЯНИК С КУРЩИНЫ

автор: Т. Лопырева

Химик, механик, изобретатель, нефтяник, ученый, инженер - все это о Владимире Шухове. Он родился в 1853 году в городе Грайвороне Курской губернии. Среднее образование получил в одной из петербургских гимназий, по окончании был принят на инженерно-механическое отделение Московского высшего технического училища, вскоре завоевавшего мировую известность.

Владимир Григорьевич окончил высшее учебное заведение с отличием и был удостоен звания инженера-механика. Для практического усовершенствования и подготовки к профессорскому званию провел более года в США, изучая американскую технику. Но, вернувшись из-за границы, он, вопреки советам Жуковского, отказался от карьеры ученого и начал работать в качестве главного инженера технической строительной конторы А.В. Бари (впоследствии -"Стальмост"). Тогда это было скромное предприятие, которое под руководством Шухова приобрело всероссийскую известность и выполнило много общеполезных сооружений.

Поселившись из-за состояния здоровья в Баку, где бурно развивалась тогда нефтяная промышленность, Владимир Григорьевич быстро изучил нефтяное дело и приступил к решению важных технических задач, касающихся хранения, транспортировки, перегонки и сжигания "черного золота".

В 1880 году он построил первую паровую форсунку для сжигания нефти. Форсунка Шухова обладала прекрасными качествами, была одной из лучших в мире и быстро получила широкое распространение. В своем изобретении Владимир Григорьевич задолго до изобретения "сопла Лаваля" применил те же механические идеи.

Для транспортировки нефти по суше Шухов предложил перекачивать ее по трубопроводам подобно воде и в 1879 году построил первый в России нефтепровод с Балаханских нефтяных промыслов на нефтеперегонные заводы в Баку. Обстоятельно изучив перекачку, он вывел знаменитую "формулу Шухова" для расчета движения нефти по трубам, которой инженеры всего мира пользуются и по сей день. Проведя многочисленные опыты на построенном им в Баку первом мазутопроводе, он составил свою знаменитую формулу для расчета вновь проектируемых мазутопроводов. Таким образом, Шухов - первый изобретатель способа перекачки нефтепродуктов с подогревом. В Америке этот способ был введен в практику значительно позже.

Владимир Григорьевич первым в России стал строить нефтеналивные суда - шхуны для перевозки нефти по Каспийскому морю и железные клепаные баржи для перевозки ее по Волге. На судостроительном заводе в Саратове по чертежам Шухова начали строить огромные баржи до 150 метров длиной, что было в то время чудом строительной техники. С тех пор были построены многие тысячи барж, способствовавших развитию нефтяного дела в СССР.

Шухов - автор нескольких патентов в области непрерывной дробной перегонки нефти. По самому существу идей, положенных в основу запатентованных установок, наш земляк стал первым и истинным изобретателем крекинг-процессов, опередившим на два десятка лет Америку, где только в 1912 году появился аналогичный патент Бортона, по существу не отличавшийся от патента русского ученого.

Изобретение Шухова воплощено в жизнь - в Баку был построен завод для крекинг-процесса по его системе, известной под названием "советского крекинга Шухова".

Опубликованно "Городские известия" от 19 октября 2002 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту




Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
29.10.2013 г.

См.еще:
Ш.Гойзман: Шухов

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову