Владимир Григорьевич Шухов |
НЕФТЯНИК С КУРЩИНЫавтор: Т. ЛопыреваХимик, механик, изобретатель, нефтяник, ученый, инженер - все это о Владимире Шухове. Он родился в 1853 году в городе Грайвороне Курской губернии. Среднее образование получил в одной из петербургских гимназий, по окончании был принят на инженерно-механическое отделение Московского высшего технического училища, вскоре завоевавшего мировую известность. Владимир Григорьевич окончил высшее учебное заведение с отличием и был удостоен звания инженера-механика. Для практического усовершенствования и подготовки к профессорскому званию провел более года в США, изучая американскую технику. Но, вернувшись из-за границы, он, вопреки советам Жуковского, отказался от карьеры ученого и начал работать в качестве главного инженера технической строительной конторы А.В. Бари (впоследствии -"Стальмост"). Тогда это было скромное предприятие, которое под руководством Шухова приобрело всероссийскую известность и выполнило много общеполезных сооружений. Поселившись из-за состояния здоровья в Баку, где бурно развивалась тогда нефтяная промышленность, Владимир Григорьевич быстро изучил нефтяное дело и приступил к решению важных технических задач, касающихся хранения, транспортировки, перегонки и сжигания "черного золота". В 1880 году он построил первую паровую форсунку для сжигания нефти. Форсунка Шухова обладала прекрасными качествами, была одной из лучших в мире и быстро получила широкое распространение. В своем изобретении Владимир Григорьевич задолго до изобретения "сопла Лаваля" применил те же механические идеи. Для транспортировки нефти по суше Шухов предложил перекачивать ее по трубопроводам подобно воде и в 1879 году построил первый в России нефтепровод с Балаханских нефтяных промыслов на нефтеперегонные заводы в Баку. Обстоятельно изучив перекачку, он вывел знаменитую "формулу Шухова" для расчета движения нефти по трубам, которой инженеры всего мира пользуются и по сей день. Проведя многочисленные опыты на построенном им в Баку первом мазутопроводе, он составил свою знаменитую формулу для расчета вновь проектируемых мазутопроводов. Таким образом, Шухов - первый изобретатель способа перекачки нефтепродуктов с подогревом. В Америке этот способ был введен в практику значительно позже. Владимир Григорьевич первым в России стал строить нефтеналивные суда - шхуны для перевозки нефти по Каспийскому морю и железные клепаные баржи для перевозки ее по Волге. На судостроительном заводе в Саратове по чертежам Шухова начали строить огромные баржи до 150 метров длиной, что было в то время чудом строительной техники. С тех пор были построены многие тысячи барж, способствовавших развитию нефтяного дела в СССР. Шухов - автор нескольких патентов в области непрерывной дробной перегонки нефти. По самому существу идей, положенных в основу запатентованных установок, наш земляк стал первым и истинным изобретателем крекинг-процессов, опередившим на два десятка лет Америку, где только в 1912 году появился аналогичный патент Бортона, по существу не отличавшийся от патента русского ученого. Изобретение Шухова воплощено в жизнь - в Баку был построен завод для крекинг-процесса по его системе, известной под названием "советского крекинга Шухова". Опубликованно "Городские известия" от 19 октября 2002 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 29.10.2013 г. См.еще: Ш.Гойзман: Шухов |
|