Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

Владимир Григорьевич Шухов
(16 (28) августа 1853 — 2 февраля 1939)

НЕФТЯНИК С КУРЩИНЫ

автор: Т. Лопырева
shukhov_1891 (41K)

Химик, механик, изобретатель, нефтяник, ученый, инженер - все это о Владимире Шухове. Он родился в 1853 году в городе Грайвороне Курской губернии. Среднее образование получил в одной из петербургских гимназий, по окончании был принят на инженерно-механическое отделение Московского высшего технического училища, вскоре завоевавшего мировую известность.

Владимир Григорьевич окончил высшее учебное заведение с отличием и был удостоен звания инженера-механика. Для практического усовершенствования и подготовки к профессорскому званию провел более года в США, изучая американскую технику. Но, вернувшись из-за границы, он, вопреки советам Жуковского, отказался от карьеры ученого и начал работать в качестве главного инженера технической строительной конторы А.В. Бари (впоследствии -"Стальмост"). Тогда это было скромное предприятие, которое под руководством Шухова приобрело всероссийскую известность и выполнило много общеполезных сооружений.

Поселившись из-за состояния здоровья в Баку, где бурно развивалась тогда нефтяная промышленность, Владимир Григорьевич быстро изучил нефтяное дело и приступил к решению важных технических задач, касающихся хранения, транспортировки, перегонки и сжигания "черного золота".

В 1880 году он построил первую паровую форсунку для сжигания нефти. Форсунка Шухова обладала прекрасными качествами, была одной из лучших в мире и быстро получила широкое распространение. В своем изобретении Владимир Григорьевич задолго до изобретения "сопла Лаваля" применил те же механические идеи.

Для транспортировки нефти по суше Шухов предложил перекачивать ее по трубопроводам подобно воде и в 1879 году построил первый в России нефтепровод с Балаханских нефтяных промыслов на нефтеперегонные заводы в Баку. Обстоятельно изучив перекачку, он вывел знаменитую "формулу Шухова" для расчета движения нефти по трубам, которой инженеры всего мира пользуются и по сей день. Проведя многочисленные опыты на построенном им в Баку первом мазутопроводе, он составил свою знаменитую формулу для расчета вновь проектируемых мазутопроводов. Таким образом, Шухов - первый изобретатель способа перекачки нефтепродуктов с подогревом. В Америке этот способ был введен в практику значительно позже.

Владимир Григорьевич первым в России стал строить нефтеналивные суда - шхуны для перевозки нефти по Каспийскому морю и железные клепаные баржи для перевозки ее по Волге. На судостроительном заводе в Саратове по чертежам Шухова начали строить огромные баржи до 150 метров длиной, что было в то время чудом строительной техники. С тех пор были построены многие тысячи барж, способствовавших развитию нефтяного дела в СССР.

Шухов - автор нескольких патентов в области непрерывной дробной перегонки нефти. По самому существу идей, положенных в основу запатентованных установок, наш земляк стал первым и истинным изобретателем крекинг-процессов, опередившим на два десятка лет Америку, где только в 1912 году появился аналогичный патент Бортона, по существу не отличавшийся от патента русского ученого.

Изобретение Шухова воплощено в жизнь - в Баку был построен завод для крекинг-процесса по его системе, известной под названием "советского крекинга Шухова".

Татьяна Лопырева.

Опубликованно "Городские известия" от 19 октября 2002 г.


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
29.10.2013 г.


Дата обновления:


См.еще:
Ш.Гойзман: Шухов

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову