Константин Трутовский. «Возвращение с ярмарки», 1868 год
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

 

Константин Трутовский хорошо знал быт крестьян. Самые лучшие полотна мастера, изображающие сельскую жизнь народа, по большей мере с малороссийскими традициями. А его «душа, полная Гоголем», всегда стремилась на бескрайние ее просторы. Он был одним из первых иллюстраторов произведений классика русской литературы, а также создателем ряда картин на сюжеты его повестей. Герои картины «Возвращения с ярмарки» органично входят в число персонажей знаменитого писателя.
Сюжет этой картины является одним из излюбленных для русских художников. Сам Трутовский не раз обращался в других картинах к ярмарочной теме и мотиву шествия крестьян. Автор как хороший рассказчик разворачивает перед зрителем целую историю, метко подмечая разные и такие узнаваемые детали, по которым можно не только понять нынешнее состояние персонажа, но и составить представление о том, что предшествовало ему и угадать, что произойдёт позже.
По осенней грязи размякшей дороги идут подгулявшие крестьяне с ярмарки. Они не просто возвращаются домой – они ещё несут настроение праздника. Самозабвенно наигрывает музыкант, нежно держа в больших руках инструмент. Старуха, вскинув руки, идёт за неровным ритмом мелодии скрипки в руках захмелевшего музыканта. За ними бредёт понуро мужик в чёрной шляпе в состоянии хмельного забытья, когда человек двигается по инерции за своими более трезвыми односельчанами. Внимательно всматривается тревожным взглядом мужик с рыжими усами из-под накинутой на голову овчины. Молодая женщина самозабвенно тянет песню, ни мало не обращая внимания на неудовольствие своего ребёнка. И завершает процессию пошатывающийся крестьянин с нетвёрдой поступью, не замечающий, что его одежда уже практически волочится по грязи.
Трутовский показывает крестьянское нестройное «шествие» с мягким юмором. Хитроватые, чуть навеселе казаки и поселяне показаны автором с задушевностью и явной симпатией к его участникам.
Художник не искал недостатки, напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, красоту народных обычаев и тонкий юмор Малороссии. Из всех персонажей картины красотой одежды, её добротностью и даже богатством по крестьянским меркам выделяется молодая женщина. Белый, ложащийся мягкими складками войлочный халат, повязанный золотисто-жёлтым платком в сочетании с красной клетчатой плахтой, выглядывающей из-под неё рубахой с шитьём, красными бусами и тёмно-красным повойником составляют самое красочное пятно в картине. В одежде женщины доминирует красный цвет – цвет праздника и радости. Несмотря на не бедственное положение в ней чувствуется крестьянская бережливость – она идёт босиком, а черевики несёт в руках, чтобы не испортить их в осенней слякоти.
Произведения Трутовского никогда не отличались ни блестящей живописной техникой, ни эпохальностью замысла. Но в них всегда есть такие важные для бытовой живописи качества, как осмысленность и жизненность содержания, типичность образов, правдивость изображения. В них видна искренняя любовь к делу, тонкая наблюдательность, нередко меткое остроумие и юмор. Всё это делало его произведения популярными и вполне понятными для современников.

 

ТРУТОВСКИЙ Константин Александрович
(28 января [9 февраля] 1826, Курск — ✞ 17 [29] марта 1893, село Яковлевка, Обоянский уезд, Курская губерния), художник


Ваш комментарий:



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту


Читайте новости
поддержка в ВК

Cмотреть еще:

Н. Шахов.
ТРУТОВСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

В.А. Рындин
КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ТРУТОВСКИЙ: СУДЬБА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА


Дата опубликования: 03.04.2022 г

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову