"Детгиз" и книги нашего детства

автор: В. Склярук

80 лет назад в 1933 г. было учреждено специализированное книжное издательство для детей и юношества "ДЕТГИЗ". Инициаторами его создания были М. Горький, С. Маршак, К. Чуковский. Основателем традиций художественного оформления книг стал художник В. Лебедев.

Старшее поколение помнит книги серий "Детгиза": "Мои первые книжки", "Книга за книгой", "Школьная библиотека", "Библиотека приключений и научной фантастики". Стотысячные тиражи и относительно низкая цена делали книгу доступной для семьи и школы. Можно сказать, что в основном три издательства, вышеназванное, "Просвещение" и "Художественная литература", обеспечили СССР определение самой читающей страны. Пусть это и самоназвание, но по сути верное.

Вспоминаю, как воспитательница детского сада № 19 на Ломоносовской улице Эмилия Ивановна Соколова читала нам "Сестрицу Аленушку и братца Иванушку", "Крошечку-Хаврошечку", "Морозко". Через много лет я узнал, что это были курские варианты сказок, отобранные составителями книжек для малышей из знаменитого сборника А. Афанасьева.

В младших классах 25-й школы на той же улице Галина Александровна Мартынова на последних уроках читала нам "Черную курицу" А. Погорельского, "Белого пуделя" А. Куприна. Читала и после звонка: все кричали: "Читайте еще!". Потом был "Волшебник изумрудного города", "Тимур и его команда"… Когда шел из школы домой, то подобно Тимуру старался кому-то по пути помочь: понести тяжелую сумку или ведро воды от водоразборной колонки. В то время такое поведение было обычным, и те, кому предлагали помощь, не удивлялись. Было это, конечно, не только под влиянием героя А. Гайдара, но определенная связь была.

Одной из первых книг тех лет, когда мне доступны были лишь картинки, стал "Круглый год" - ежегодный альманах поэзии и прозы для детей, выходивший с 1946 по 1985 год. Среди его авторов была Елена Благинина, замечательный детский поэт, в прошлом член Курского Союза поэтов". Когда позже прочел "Круглый год", то передал его с другими книжками в детское отделение противотуберкулезной больницы на Стезевой даче, врачом в которой была моя мать.

Мне повезло как читателю: в начальной школе на дни рождения дарили тома избранных сочинений Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Помню один зимний вечер. Учились во вторую смену, возвращались домой затемно. Электрический свет тогда часто не горел, потому что Центральную электростанцию (ЦЭС) восстанавливали после войны. И вот при слабом свете керосиновой лампы вечером - "Страшная месть" Гоголя. Кто это читал в девять-десять лет, тот поймет впечатление…

В детской библиотеке на Пастуховской улице (ныне Белинского) интересные книги часто были на руках, но все же пришли ко мне в свое время "Таинственный остров" и "Робинзон Крузо", "Последний из могикан" и "Путешествия Гулливера", "Давид Копперфильд" и "Овод". Тогда книгу ценили, "гонялись" за ней. В детской среде "дай почитать" звучало часто. Читали запоем, иначе не скажешь. По дороге из библиотеки я всегда читал на ходу. И вот однажды так шел, не глядя под ноги, что провалился в засыпанную снегом канаву на Пионерской улице, да так глубоко, что еле выбрался.

К чтению приобщало и радиовещание (телевидение в Курске запустили в 1959 году). Что оно значило в те далекие 50-е годы прошлого века! Много было детских передач. "Сказку за сказкой" рассказывали народные артисты Н. Литвинов и М. Бабанова. Серии радиоспектакля для детей "Клуб знаменитых капитанов" с народными артистами СССР в ролях звучали с декабря 1945-го. Громкоговоритель не выключали целый день. Классика не сходила "с подмостков". Пушкина и Маяковского читал В. Яхонтов (записи), Толстого - В. Качалов, Зощенко - И. Ильинский. А музыка какая! Что говорить… Рекламы не было! Слушая это, те, кто моложе, спросят: "А советская пропаганда?". И это было. И "Пионерская зорька" была. Но пошлости, стёба и цинизма по радио не было слышно.

Детские книги из собрания областного краеведческого музея достойно представляют свой профиль. Таковы "Сказки" К. Чуковского с рисунками Ю. Васнецова, А. Коневского, В. Конашевича и В. Сутеева, "Лесная газета на каждый год" В. Бианки с рисунками Е. Чарушина, "Левша" Н. Лескова в оформлении Кукрыниксов, "Маленькие трагедии" А. Пушкина с гравюрами Ф. Константинова. Как пример музейного использования детской книги стоит особо упомянуть "Бородино" М. Лермонтова в издании 1947 г. Художник А. Кондратьев все страницы одел в рамки с военными трофеями и снабдил сюжетными заставками. Такое издание было понятным откликом "Детгиза" на недавнюю победу в Великой Отечественной войне. Книга экспонировалась на выставке к 200-летию Отечественной войны 1812 года в разделе "Россия помнит".

В заключение скажем: сколько добра посеяли детские книги, и какими должны быть те, кто "нужные книги" (по В. Высоцкому) читал. А почему при всем при этом жизнь общества не устроена как надо? Ответ находится далеко за пределами наших заметок.

Альманах "Открытый музей". № 2 (4). Курск, 2013.


 


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
26.05.2023 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову