Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 
автор: В.СТЕПАНОВ

ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Городская электростанция в Курске была построена в 1902 году в самом центре города, у общественного сада, под обрывом на берегу реки Тускарь. От здания присутственных мест, то есть от правительственного здания губернского города к зданию электростанции можно было пройти за считанные минуты по короткому Иорданскому спуску (ныне не существующему).

На этой электрической станции, построенной на бельгийский капитал и предназначенной в первую очередь для освещения двух главных улиц города 172-мя дуговыми фонарями постоянного тока, были установлены три паровые машины с генераторами по 120 киловатт. Суммарная мощность электростанции составила 360 киловатт.

В 1911 году дополнительно на станции был установлен дизель в 225 лошадиных сил и динамо на 150 киловатт, а через два года еще дизель в 250 лошадиных сил и динамо в 150 киловатт. К 1917 году мощность станции составила 660 киловатт, что по современным меркам является очень незначительной.

В годы гражданской войны электростанции был нанесен ущерб и после ремонта оборудования и установки в 1923 году третьего дизеля ее мощность в начале тридцатых годов составляла 500 киловатт. Городу не хватало электрической энергий, так как установленные электрические машины на железнодорожном узле мощностью 434 киловатта, в Кировском районе (88 киловатт) на промышленных предприятиях города (1895 киловатт) не обеспечивали нужды развивающейся промышленности в городе. К тому же, высокая изношенность многих двигателей электроустановок часто приводила их к авариям, был высок перерасход горючего. Городу была необходима новая электростанция.

Ее начали строить рядом с уже действующей электростанцией. 7 ноября 1929 года на поросшем кустарником пустыре, на берегу реки Тускарь, состоялся торжественный митинг в честь закладки новой станции. Здесь должна была быть построена Центральная электростанция (ЦЭС). Станция планировалась на мощность до 17 тысяч киловатт, так как условия водного режима Тускари и размещение электростанции в центре города не могли в будущем обеспечить ЦЭС возможностью стать главной базой по обеспечению электрической энергией и теплом не только нужды городского населения и коммунального хозяйства, но и развивающейся промышленности Курска.

Шла уже первая пятилетка и надо было спешить, а место для строительства казалось самим рентабельными (это теперь, глядя на высоченную дымовую трубу, нависшую над Красной площадью, мы досадуем о выбранном когда-то для ТЭЦ-4 неудачном месте).

Строители быстро заложили фундамент здания станции, но нехватка строительных материалов, задержка поступления оборудования затянули стройку и только 24 января 1934 года пуском паровой турбины с отборов пара мощностью в 2500 киловатт была введена первая очередь Курской ЦЭС. Пуск электростанции обеспечил перевод подавляющей части промышленности города на снабжение электроэнергией от ЦЭС, которая находилась в то время в ведении горсовета.

В 1936 году советским правительством был утвержден план расширения ЦЭС до мощности в 11000 киловатт за счет установки второй турбины мощностью 2,5 тысячи киловатт (в мае 1938 года была пущена турбина в 3000 киловатт) и третьей турбины мощностью в 6000 киловатт.

В пятидесятых годах электростанция была переведена в теплофикационный режим и ТЭЦ-4 стала снабжать теплом центральную часть нынешнего Центрального округа Курска. На фасаде здания станции остались навсегда выложенные камнем цифры "1934", как память о радостном для курян моменте - вводе в эксплуатацию электростанции, напоившей город долгожданной электрической энергией.

© Владимир СТЕПАНОВ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ваш комментарий:


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Читайте нас в
поддержка в твиттере
Еще можно посмотреть:

Путеводитель по г.Курску Танкова, 1902 г.
Карта г.Курска 1902 г.
Фотографии старого Курска



Дата обновления:


Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову