Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 
автор: В.СТЕПАНОВ

ГОСТИНИЦА "ЦЕНТРАЛЬНАЯ"

В самом начале улицы Ленина в 1966 году была выстроена первая очередь, - левое крыло гостиницы "Центральная" на 210 мест (дом №2). Здание было построено по проекту архитектора П. Г. Стенюшина при участии архитектора А. И. Иванова. Два нарядных портика с парными колоннами коринфскою стиля украшают угловую часть ДОМА башенного типа, объединившую позже два крупных гостиничных корпуса на 550 мест на улицах Ленина и Марата. По проекту угловую башню должен был венчать бельведер, но в годы борьбы с архитектурными излишествами строители сочли возведение бельведера нецелесообразным. В первом этаже большой гостиницы разместились ювелирный магазин "Аметист", парикмахерская, кафе и ресторан "Центральный".

В старину на этом месте находились постоялые дворы. Позже здесь был выстроен в классическом стиле трехэтажный каменный дом, в котором разместилась гостиница Полторацкого. Обычно в ней останавливались приезжавшие в Курск богатые помещики, крупные чиновники, важные гости города и среди курян долгое время бытовала легенда, что в ней останавливался А. С. Пушкин по пути на Кавказ. В прошлом многие куряне еще с детства знали четверостишие, приписываемое поэту:

 Я в Курске, милые друзья!
 Я в Полторацкого таверне:
 Живее вспоминаю я
 О деве Лизе, даме Керне... 

Увы, никаких документальных подтверждений пребывания А. С. Пушкина в Курске нет. Остается лишь довольствоваться строками поэта из "Путешествие в Арзрум": "Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском 1рактире (что не безделица в наши путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации". Недавно курский краевед В.Гнездилов обнаружил, что приведенное выше четверостишие принадлежит А. А. Дельвигу, ближайшему другу А. С. Пушкина, который неоднократно приезжал в Курск и останавливался в гостинице Полторацкого.

В середине прошлого века через Курск проезжал в имение князей Барятинских "Марьино" известный в прошлом веке русский мемуарист В. А. Инсарский. Вот интересная строка из его "Воспоминаний":

"Мы с женой приехали в Курск и остановились в лучшей гостинице. Из соседнего номера до нас доходили звуки скрипки и шум танцев. Когда мы спросили, кто занимает этот номер, нам отвечали: "Богданов с детьми из Москвы!" Мы оставались в Курске несколько дней и каждый вечер проводили у кого-нибудь из тамошних наших знакомых. Почти на всех этих вечерах постоянно присутствовал Богданов с детьми, приглашенный за самую дешевую цену, чуть ли не по пяти рублей ассигнациями за вечер. Сын играл на скрипке, а папаша выплясывал с дочерью модную тогда польку. Дочь эта была тогда девочкой лет 14-ти и, конечно, ни ей самой, а тем менее курским господам, смотревшим на нее, как на бедную фиглярку, и в голову не приходило, что впоследствии эта девочка будет знаменитой танцовщицей и наполнит мир своей славой... "

Эти строки посвящены Надежде Константиновне Богдановой, выдающейся русской артистке балета, для которой композитор Мейербер даже увеличил и переделал сцену балета в опере "Роберт-Дьявол", одна из первых танцовщиц, утвердивших славу отечественного балета за рубежом.

В конце XIX века в здании старинной гостиницы хозяйничала ее владелица вдова генерала от кавалерии Н. Ф. Монтрезор. Здесь размещалось 60 номеров с ваннами, буфет и ресторан. Академик Н. М. Дружинин в своих воспоминаниях о Курске писал, что в скучном и тихом городе тишина нарушалась некоторым оживлением, когда в Курск съезжались из своих поместий дворяне. Он писал: "Так было во время дворянских выборов, когда улицы наполнялись шумом помещичьих колясок, шарабанов и дрожек; в эти дни около Дворянского собрания и гостиницы "Монтрезор" на Московской улице царило заметное оживление. В обычное же время жизнь текла однообразно и медленно".

После революции гостиница была национализирована. В 1921 году в ней при "Кооперативном кафе" был организован Театр революционной сатиры (Теревсат). После удачного дебюта первого в стране Теревсата в Витебске 7 февраля 1920 года, за сезон 1920-1921 годов Теревсаты возникли один задругам в Одессе и Астрахани, в Иркутске и Баку...

В Курске, в бурные послереволюционные годы, театр сатиры возник в порядке общественной инициативы группы артистов, литераторов, художников совместно с кооперативным объеданением Курского губпродкома. Художественной частью театра руководил режиссер "Госпоказа" А. Л. Желябужский, литературной частью ведал поэт В. Н. Брут-Сутковой, а среди трех художников в нем работал впоследствии замечательный советский живописец и график, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда Александр Александрович Дейнека. Маленький театр остро реагировал на события внутри страны и за рубежом, беспощадно бичуя смехом врагов революции. Здесь проходил свою закалку молодой Дейнека.

Перед войной в старинном здании размещалась гостиница "Ленинград". В годы войны здание было полностью разрушено. После войны руины расчистили, а на их месте (с отступом на 15 метров от старой красной линии) было выстроено новое здание гостиницы "Центральная", которая одно время называлась гостиницей "Курск"

© Владимир СТЕПАНОВ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ваш комментарий:


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Читайте нас в
поддержка в твиттере
Еще можно посмотреть:

Путеводитель по г.Курску Танкова, 1902 г.
Карта г.Курска 1902 г.
Фотографии старого Курска



Дата обновления:


Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову