Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

ОСАДА КУРСКА В 1612 ГОДУ

ПРОЧНЫЙ ОПЛОТ РОССИИ

автор: А.В.Зорин
Смутное время

Смутное время ознаменовалось для порубежной Курской земли многочисленными набегами, разорениями и кровопролитиями. Изначально куряне поддержали самозванца, объявившего себя "чудесно спасшимся царевичем Димитрием", и помогли ему занять московский трон. После гибели Димитрия от рук заговорщиков и вступления на престол Василия Шуйского Курский край примкнул к восставшим против нового "боярского" царя. Последующие годы, как и всюду на Руси, стали здесь периодом анархии и бесконечной войны. Российские города и сёла подвергались разорительным набегам "литовских людей" и "черкас" - украинских казаков, служивших польскому королю Сигизмунду. Курские и рыльские служилые люди отвечали им столь же опустошительными рейдами.

Катастрофическим для порубежья стал 1612 год, когда князь Семён Лыко, урядник лубенский, разорил окрестности Рыльска, а затем взял приступом и сжёг Белгород. После смерти князя Семёна Ивановича "славный поход 1612 года" (наряду с его последующими подвигами) был даже воспет в стихах.

Вслед за тем польские войска, состоявшие в основном из черкас, подступили под стены Курска, разгромив большой острог и неудачно осаждая в течение месяца малый. Неизвестно, участвовал ли в осаде Семён Лыко. Местное церковное предание приписывает главенство над вражескими силами некоему гетману Желтовскому, однако документы сообщают, что под Курском в 1612 году действовали отряды полковников Родкевича и Старинского.

Основным источником для описания осады Курска служит "Повесть о граде Курске и иконе Знамения Божьей Матери", составленная в конце XVII века. Точная дата самого этого события пока не установлена. В сохранившихся документах она относится к 7120 году от сотворения мира, что в пересчёте на современное летоисчисление приходится на период с сентября 1611 по август 1612 года, когда воеводой в Курске был стольник Юрий Татищев.

"Повесть" сообщает, что нападение врагов было для курян божьей карой, поскольку они "в земных делесех, в веселии пребывающе, и поведенной пост мнози несохранением обругаша". Упомянутый здесь пост не имел ничего общего с обычным церковным календарём. Дело в том, что в 1611 году по всей России распространились слухи о видении, явившемся в Нижнем Новгороде "некоему мужу по имени Григорий". Согласно этому видению, Русское царство и все православные христиане могли спастись только в случае всеобщего покаяния, когда и старые, и малые станут поститься три дня в неделю. Духовенство всячески поддерживало эти слухи, и в итоге осенью 1611 года церковные власти поволжских городов, где собиралось Второе народное ополчение, "по приговору всей земли Русской" определили: поститься три дня в неделю. В понедельник, вторник и среду ничего не есть, не пить, а в четверг и пятницу сухо есть. Этот обряд должен был сплотить русский народ в борьбе за восстановление рухнувшего во время Смуты царства. Куряне нее, как и прочие жители Северской земли, не сочли нужным присоединиться к этому начинанию. Таким образом, осаду следует датировать первыми зимними месяцами 1612 года.

Неприятельские войска, выступив из Путивля, двинулись на Рыльск, Орёл и Курск. Появление врагов оказалось для жителей уезда полной неожиданностью. Большинство из них не успело запереться в стенах крепости. К стенам Курска польско-казацкое войско подступило под вечер в среду, когда в церквях шла вечерняя служба. Враги сразу же ринулись на штурм, подступив к стенам Курска с двух сторон - от берегов Кура и через Божедомную слободку в районе Троицкого девичьего монастыря. Гарнизон не имел достаточно сил, чтобы обеспечить оборону по всему периметру укреплений большого острога. Поэтому воевода принял решение отвести своих людей в пределы обветшавшей старой крепости - "малого острога". Враг, ворвавшись в пылающий город, быстро смел немногочисленные заслоны его защитников и затем устроил настоящую резню: "И велие между ими быст сражение и пролитие крови сюду и сюду, а наипаче на православных христиан и жен, и детей велия в том времяни крови пролияся". После этого осажденным предложили сдаться, но предложение это они отвергли. Тогда в ночь с пятницы на субботу была предпринята попытка штурма. На этот раз удар был нанесен по Пятницким воротам. Их осажденные предусмотрительно засыпали наполовину землей. Сохраняя по приказу воеводы тишину и полное молчание, они ожидали неприятеля. Когда штурмующие приблизились с тараном, их встретил мощный залп. Понеся тяжелые потери, казаки отступили, затем начали регулярный обстрел крепости из орудий.

Ожидая нового приступа и видя невозможность защитить полностью все укрепления, воевода Татищев приказал сжечь участок между Куровой и Меловой башнями. Осаждающие, видя огонь, ошибочно решили, будто жители зажгли крепость и под прикрытием огня и дыма спасаются бегством. Тотчас город был окружен конными и пешими воинами. Однако, убедившись в своей ошибке, противник переменил свои планы и решил воспользоваться пожаром и возможным замешательством защитников крепости, чтобы попытаться внезапным ударом овладеть ею. Однако и этот приступ был успешно отражен - защитники Курска укрылись за древним земляным валом, который находился внутри крепости.

Потерпев неудачу, осаждающие блокировали город, лишив горожан доступа к воде. Только обильные снегопады помогали осаждённым бороться с жаждой. Однако воды все равно не хватало. К тому же стал иссякать запас пороха. Осада продолжалась уже третью неделю, и куряне изнемогали от выпавших им лишений. Наконец, на общем сходе осаждённые решили оставить крепость, пробиться через кольцо осады и укрыться в лесах за Тускарью. Была назначена и ночь для прорыва.

Но накануне "спасского попа, что за речкою Куром церковь, попадья, услышав сей совет и желая от противных за се почесть себе восприяти", явилась во вражеский стан и раскрыла противнику намерения курян. Казацкий гетман решил поставить на месте предполагаемого прорыва отряд конницы, "уготованный на посечение безо всякаго милосердия" всех, кто выйдет за пределы крепостных стен. Одновременно планировалось начать общий штурм острога, покидаемого защитниками. Победа сама шла в руки врагу. Однако осажденным стало известно об этих планах, и, когда неприятель приблизился к стенам крепости, "от граждан на той брани множество противных бысть убиенно". После этого враги участили свои приступы, лишая осаждённых ночного сна. Но усилия их были напрасны. На четвертую неделю осады враги решили было отступить от упрямой крепости. Когда они уже снимали лагерь и трубили войсковой сбор, явился ещё один перебежчик - поп Спасской церкви, что за Куром, муж изменившей прежде попадьи (в другом варианте предания изменником называется дьякон - зять упомянутой попадьи). Он поведал гетману, что горожане, опасаясь повторения ночных приступов, с вечера до рассвета бдят на стенах, "а в день всегда без боязни от труда опочивают". Более того, изменник посоветовал атаковать Город со стороны Толкочеевских ворот - наиболее слабого участка обороны. Обнадеженные неприятели повторили штурм, но и он закончился безрезультатно, хотя город был на грани падения. После этого враги "зело освирепишася и частым крепким приступлением начаше град сей озлоблять... ко взятию града всякие хитрости устрояюще".

Однако город сдан не был, а вот осаждающим после более чем месячной осады все же пришлось бесславно отступить от стен ветхой, но столь неприступной крепости. Курск остался прочным оплотом России на её южных рубежах.

Знаменский собор

Согласно обету, данному курянами во время осады, в городе была выстроена церковь, положившая начало Знаменскому мужскому монастырю. В челобитной на царское имя жители города писали, что "в прошлом де в 120 году, как приходили под Курск литовские люди и острог большой взяли, а они собрався в малом острожке от литовских людей отсиделись и обещали они в Курску, в малом острожку возле города, на конец торгу против городового моста, что поставлена была часовня... воздвигнуть церковь Пречистые Богородицы Курские". Современный Знаменский собор, украшающий центр города, служит, таким образом, напоминанием о далёких и славных событиях Смутного времени на курской земле.

© Александр ЗОРИН, главный хранитель Областного музея археологии.
Опубликовано в еженедельнике "Курск" 15.02.2006 г.


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
01.10.2010 г.


Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову