ВСПОМНИТЬ МАСТЕРА |
автор: В.КРЮКОВ.Сорок дней назад ушел из жизни постоянный автор "ГИ" Михаил Хилюк. Его графические и живописные работы представлялись не только на страницах нашей газеты, но и на многочисленных выставках. Основная тема - старый Курск. Я познакомился с Михаилом Павловичем, когда он уже отошел от активной архитектурной деятельности. Но, очевидно, таков уж был характер у этого человека, что спокойное житие ему не давалось. Казалось, что последствия тяжкой болезни (практически не работала правая рука) не мешали ему вести творчески насыщенную жизнь, строить планы и воплощать их. В нем счастливо сочетались архитектор, художник и историк. Предмет его интереса - старый Курск, начиная с самых ранних периодов его существования. Маленькая рабочая комната Михаила Павловича до самых последних дней была наполнена рисунками, набросками и эскизами, где воображение автора на тему курской старины обретало конкретную форму. Все это опиралось на доскональное знание предмета - как строили в тот или иной период русской истории, что сохранилось в исторических хрониках о курской крепости и о городе в целом... Впрочем, о художнике пускай говорят его работы. ... Суровый детинец ХII века, только что проводивший курских кметей в Степь, в тот трагический поход, из которого мало кто вернется. Еще слышны трубы уходящих дружин князя Всеволода Буй-Тура... А вот - мрачноватая крепость-острог XVII века, которую никому так и не удалось взять приступом или осадой. Наверное, именно такой ее видели недружелюбные пришельцы - крымские татары, поляки, украинские казаки со своими задиристыми гетманами... Никто, кроме Хилюка, не пытался изобразить курскую крепость изнутри. Он это сделал, опираясь на реальный документ начала XVIII века - абрис курского острога. И мы с вами получили возможность виртуально пройтись под стенами монастыря, подняться на сторожевую башню, всмотреться в тревожное марево к югу от го рода... Можно ли упрекнуть художника в несоответствии каких-то исторических деталей? Наверное, можно. Но нужно ли? Прошлое нашего города в рисунках Михаила Павловича предстает, в первую очередь, реальностью настроения. Это помогает зрителю довериться мастеру и погрузиться в минувшее, не сомневаясь ни минуты - все выглядело именно так. Впрочем, иногда художник Хилюк явно брал верх над Хилюком-историком, и тогда на бумаге появлялся какой-то особенный древний Курск, внутренней красотой напоминавший легендарный град Китеж, погрузившийся в воды времени. Случалось и по-другому: современный город выходил из-под кисти или карандаша Михаила Павловича в том фантазийном виде, каким сам художник хотел бы его видеть. Золотятся купола разрушенных в тридцатые годы церквей, тянутся к небу давно снесенные колокольни, вот-вот раздастся праздничный перезвон колоколов, разбитых и переплавленных когда-то "для нужд народного хозяйства". Похоже на сказку? Как знать, может быть, нашим потомкам это покажется гораздо более реальным и воплотимым, чем нам с вами... Сказано и вполне справедливо: "Мысль изреченная есть ложь". Но рисунок или полотно живописца - не изречения. Там, как в музыке - другой способ изложения. А потому, если у вас появится такая возможность, просто всмотритесь в работы Михаила Хилюка, проникнитесь их настроением. Может быть, где-то в генетических глубинах вашей души колыхнутся и напомнят о себе забытые ощущения давних предков-курян: стрельцов, пушкарей, казаков... И в завершение: все попытки Михаила Павловича издать альбом своих рисунков так ни к чему и не привели. У него просто не хватило здоровья, а в конечном итоге - времени. Впрочем, так ценимого сегодня умения искать спонсоров, просить и добиваться у Хилюка тоже было не много. А ведь польза от такого издания была бы несомненной. В первую очередь - для подрастающего поколения, о патриотическом воспитании которого мы так много говорим. опубликовано Городские известия (Курск) от 13.12.2007 года Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 13.12.2007 г. |
|