КРЕЙСЕР "ВАРЯГ" И КУРСКИЕ ВАРЯЖЦЫ |
автор: А. ХаритановскийСЫНЫ ОТЕЧЕСТВА13 апреля 1904 года. На железнодорожной станции Курск собрался не только весь город, но и общественность губернии. У вокзала, украшенного огромным щитом со словами "Привет героям "Варяга" и "Корейца!, с раннего утра толпятся делегации от дворян, купцов, земства, чиновников губернского центра и уездов. Среди военных и гражданских мундиров мелькали по-весеннему светлые туалеты дам. В 10 часов прибыл губернатор Гордеев... Море народа колышется возле привокзального ограждения. На третьей от станции версте расположились роты Грайворонского и Обоянского полков и дивизион 4-ой артиллерийской бригады. Им предстоит первыми встретить специальный поезд с командами крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", спешащих из Одессы в столицу на Высочайший смотр. Все готово к торжеству. На перроне более пятидесяти длинных столов, сервированных на 662 человека - завтрак для нижних чинов. Хлопочет прислуга, нарезая свежий хлеб, расставляя бачки со щами, раскладывая пироги и уложенные в цветные платки пасхальные подарки (пасха в 1904-м году выдалась необыкновенно ранней - 28 марта). Долгожданный поезд показался в начале 12-го. Воздух сотряс гром орудийного салюта; раздались звуки государственного гимна: Губернатор в сопровождении начальствующих лиц двинулся навстречу выходящим из салон-вагона командиру "Варяга" капитану I ранга Рудневу и командиру "Корейца" капитану II ранга Беляеву. Последовало традиционное: "Примите наш хлеб-соль и выражение восторженного удивления перед бессмертным подвигом". Вслед за этими словами городской голова Алехин и начальник гарнизона генерал Мезенцев вручают морякам икону "Знамение Божьей матери", копию, хранящейся в Знаменском кафедральном соборе Курска святыни. К бесконечным рядам столов приглашают матросов и квартирмейстеров. Офицеры же по приглашению хозяев направляются под руку с курскими гранд-дамами (Руднев - с супругой губернатора, а Беляев - с вице-губернаторшей) в красочно декорированный вокзальный буфет. Слышатся речи и тосты. Губернатор, уведомив, что он уроженец Тульских мест, то есть земляк Руднева, поднял за него чарку и трижды облобызал. Фотографы, на ходу настраивая свою аппаратуру, спешат увековечить картину торжества: Еще долго продолжала греметь музыка, не прекращались объятия и поцелуи, но уже прощальные. Наконец, звук вокзального колокола и кондукторские свистки призвали людей - и поезд из 17 классных вагонов медленно и неслышно тронулся. Платформа тоже как бы поплыла следом - это сдвинулся народ и, прибавляя шагу, пошел, побежал за составом, махая платками, шляпами, фуражками, кидая цветы. ВСЕГО ОДИН ЧАС100-летие русско-японской войны - дата мирового исторического значения. Однако слово "юбилей" по своей латинской основе - "празднество" здесь как-то неуместно. Да и саму войну следовало бы назвать японо-русской, исходя хотя бы из ее хронологии. 24 января 1904 года японский посланник в С.-Петербурге Курино вручил министру иностранных дел России Ламздорфу ноту о прекращении дипломатических отношений. В те же часы японцы без объявления войны начали захват в Желтом море русских торгово-пассажирских судов - "Екатеринослав", "Мукден", "Россия", "Аргун" и др. В семь утра того же дня Соединенный военный флот Японии скрытно вышел со своей главной базы Сосебо для атаки русской эскадры в Порт-Артуре и стоявших в нейтральном корейском порту Чемульпо двух кораблей - легкого крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". И только 27 января контрадмирал Урио, эскадра которого уже "заперла" выход с рейда Чемульпо, уведомил Руднева, что в связи с началом военных действий против России, русские корабли должны покинуть бухту, в противном случае будут атакованы прямо в порту. Руднев обсудил этот ультиматум с командирами стоявших в бухте военных кораблей их Франции, Англии, Италии и США и, поняв, что ждать от них протестов в защиту нейтрального статуса порта не приходится, не медля стал готовиться к прорыву в море, то есть к бою. В 11 часов 20 минут "Варяг" и "Кореец", снявшись с якорей, двинулись навстречу нацеленным на них стволам орудий противника - 14 крейсеров и миноносцев! Немыслимая отважность поступка русских невольно вызвала душевный отклик у "нейтралов": на верхних палубах французского крейсера "Паскаль" и итальянского "Эльба" выстроились оркестры, провожая храбрецов государственным гимном. Сигнал японского адмирала с предложением сдаться Руднев оставил без внимания и приказал поднять стеньговые боевые флаги. Не выдержав накаленной противостоянием тишины, японцы первыми в 11 часов 45 минут начали артиллерийскую стрельбу. Особенно неистовствовал броненосный крейсер "Асама", превосходивший по огневой мощи оба русских корабля. Силы были не то что не равны - несоизмеримы! И все же бой никак не походил на безнаказанный расстрел, на который и рассчитывал Урио. "Варяг", маневрируя, гремел обоими бортами, идущий следом "Кореец" бил из восьмидюймовок. В первые же минуты был отправлен на дно японский миноносец, появились разрушения и на крейсерах - на флагманском "Нанива" и на его родном брате по типу и году постройки - "Такачихо". За час боя у "Варяга" было выбито более трети команды, контузило Руднева. Корпус крейсера был изрешечен снарядами, пять подводных пробоин глотали заборную воду. Выходили одно за другим из строя орудия. Досталось и "Корейцу". оставалось последнее - не допустить захвата израненных кораблей врагу, отступить в бухту и сами уничтожить их. Затопление "Варяга" и подрыв "Корейца" произошли на глазах противника и иностранных кораблей - "нейтралов". Следуя морским правилам, они приняла к себе на борт оставшихся в живых русских моряков. И только командир американского сторожевика "Виксбург" с громкой фамилией "Маршал", означающей, как известно, высшее воинское достоинство, категорически отказался от этой гуманной акции. Основную массу русских вместе с Рудневым взял к себе французский крейсер "Паскаль". Его командир капитан II ранга Виктор Санес, по воспоминаниям варяжцев, проявил особую заботу о раненых. Более чем двухмесячный рейс русских моряков в Черное море оказался триумфальным, - с торжественными встречами, приемами в попутных портах. Немецкий поэт Рудольф Грейнц напечатал в февральском номере журнала "Югенд" стихотворение "Плещут холодные волны", которое после публикации его перевода в Петербургском "Новом журнале" иностранной литературы" вскоре превратилось в народную песню. В Одессе личному составу крейсера и канонерской лодки - нижним чинам поголовно! - прямо на причале были вручены Георгиевские кресты, офицерам - ордена. Рудневу, кроме того, пожалованы еще и флигель-адьютантские погоны. В С.-Петербурге, после высочайшего смотра, торжественного обеда и вручения подарков, экипажи героев были расписаны по разным флотам. О ЧЕМ МОЛЧАТ АРХИВЫГде же вы, варяжцы-куряне, где нашли свой последний причал? К сожалению, никто своевременно не вызвал вас на историческую перекличку. Ответы на письма, которые я рассылал по адресам списка, составленного с помощью центрального архива ВМФ, были удручающе кратки: "Ничего не известно", "Старожилы такого не помнят" и т. п. Курский пединститут, куда я в свое время передал список, тоже не осуществил его научную реализацию. Поэтому расскажу то немногое, что удалось собрать из разных источников. Кочегар Илларион Малышев, с которого начинается список, продолжил службу на броненосце "Князь Потемкин Таврический". Широко известна трагическая эпопея восстания на этом корабле в июне 1905 года. Малышев оказался в числе активных участников революционного выступления. Корабль вынужден был уйти в Румынию, в порт Констанцу, где экипаж сдался румынским властям. Так Малышев стал политическим эмигрантом. Из Румынии он перебрался в Соединенные Штаты Америки, а на родину сумел вернуться только при советской власти. Есть документальные сведения, что кочегар "Варяга" в 1932 году был еще жив и оставил собственноручно написанные воспоминания. Другая личность, о которой тоже можно говорить определенно, - Гребенников Иван Иванович, машинист I-ой статьи. Волею судьбы и он оказался на чужой земле, в Корее. Но как? Попавший мне в руки японский источник свидетельствует, что большая группа тяжело раненых варяжцев была доставлена в город Чемульпо, в миссионерский госпиталь. Передали их туда французы, то есть моряки с "Паскаля", где по-видимому, не было возможности оказать необходимую хирургическую помощь. Через некоторое время 22 человека из числа этих раненых были увезены в Японию, в Мацуяму, в лагерь военнопленных. Ну а тех, кто не выжил, похоронили в корейской земле. В списке курян-варяжцев возле фамилии Гребенников я увидел пометку: "Погребен в Чемульпо". Обнаружилось и продолжение. В 1911 году русское правительство, исполняя последнюю волю умерших от ран моряков, добилось вывоза их праха на родину, во Владивосток. Перезахоронили их на Морском кладбище. Мне приходилось посещать эту братскую могилу с четырехгранным монументом из серого камня, увенчанным массивным Георгиевским крестом с надписью: "Нижним чинам крейсера "Варяг", погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 г.". На гранях памятника высечены имена героев, среди которых и Гребенников. Вот таков нынешний адрес героя-курянина. Может, откликнуться потомки?.. Последний парад "Варяга"Вернулся на родину и крейсер-легенда, тоже во Владивосток. Японцы сумели поднять его и в 1916 г. в числе других кораблей продали России для формировавшейся флотилии Северного ледовитого океана. И что удивительно: в новой команде "Варяга" оказалось уже одиннадцать уроженцев Курской области. Коснусь только одного из них - комендора Григория Петровича Чирочкина, из Рыльского уезда, Кобыльской волоски, с. Серповка. Переход в полсвета, через четыре океана - "Варяг" бросил якорь в Кольском заливе 18 ноября 1916 года - сказался на машинах старого крейсера. Через три месяца его отправили в Англию, в Ливерпуль, на ремонт. И тут, за рубежом, открылась новая и последняя глава в жизни корабля. В связи с февральской революцией в России на нем начались волнения. Временное правительство по соглашению с английским решило расформировать команду, часть ее вернуть на родину, а 340 человек отправить в США для приемки закупленных там еще в царское время тральщиков. В числе этих трехсот сорока находился и Григорий Чирочкин. И снова революция, теперь уж Октябрьская. Теперь уж перед властями США возникла проблема - кому должны принадлежать тральщики, кто будет финансировать их дооборудование и содержать русские экипажи? Практичные американцы вроде бы нашли временный выход - предложили варяжцам поступить на службу в Атлантический флот США. Командир дивизиона тральщиков князь Голицын тоже склонялся к такому решению. На одном из трех уже готовых в выходу в море кораблей была даже предпринята попытка поднять вместо Андреевского флага американский. И тут отличился комендор Чирочкин. Человек в экипаже авторитетный - службу начал еще в 1909 году на миноносцах Балтийского флота, успел повоевать с немцами. Вместе с другими матросами он не позволил осуществить такое кощунство и пообещал вытереть чужим флагом ствол своего орудия. Словом, бунт на корабле! Выручил русский консул в Нью-Йорке. Во избежание собственной ответственности, он замял скандал. Однако американская администрация выдворила русских моряков на берег, в казарму, и 27 декабря 1917 года отправила в Сан-Франциско, а далее - на попутном пароходе на родину, во Владивосток. Так 2 февраля 1918 года комендор Григорий Чирочкин завершил свою кругосветку. Ну а какова судьба оставшегося в Ливерпуле "Варяга"? Англичане уже не видели смысла в ремонте русского, теперь уже как бы безхозного крейсера, решили разрезать на металлолом. И тут, кажется, сама судьба не позволила унизить славный корабль: во время перехода в порт, где предстояла операция разделки его корпуса, разыгрался страшный шторм, и "Варяг" выбросила на рифы: Григорий Чирочкин, демобилизовавшись, наконец-то вернулся домой, на Курщину, работал в колхозе, под старость стал садоводом. Двух сыновей перед самой Отечественной войной отправил в армию. С фронта вернулся один - старший Николай. Не отсиживался в тылу и 60-летний комендор-варяжец. Представим слово документу: "Справка. Выдара гр-ну д. Серповка Кобыльского сельсовета Глушковского р-на Курской обл. Чирочкину Григорию Ивановичу в том, что он в период с ноября 1941 г. по сентябрь 1943 г. являлся бойцом партизанского отряда им. Щорса и содействовал тайной работе московских парашютистов-радистов против немецко-фашистских оккупантов, в чем сельсовет, согласно наличных документов, заверяет". Мы молча идем с сыном варяжца Николаем Григорьевичем по тропинке, протоптанной среди крестов и простеньких обелисков. Над ними шумит березовая роща, хранительница этого сельского кладбища на окраине поселка Коренево. Останавливаемся возле металлической пирамидки со звездой. Здесь в 1968 году и обрел свой последний причал варяжец. ...В Филадельфии (штат Пенсильвания), где в самый канун XX века по заказу России строился "Варяг", стоит православный храм. Как-то мне попалась заметка ИТАР-ТАСС, сообщавшая о том, что в храме в день беспримерного боя "Варяга" традиционно проводится панихида, торжественное поминовение героев Чемульпо. Но дело еще и в том, что этот храм строился на добровольные пожертвования и щедрая доля их внесена командой "Варяга", которая прибыла для приемки и перегона крейсера в Россию. Мало того, матросы собственными руками помогали возводить стены церкви. И кто знает, возможно, какой-то важный, связующий блок закладывал курянин - тот же кочегар Илларион Малышев или машинист I-ой статьи Иван Гребенников. Спросить уже некого. СПИСОК МОРЯКОВ -КУРЯН, СРАЖАВШИХСЯ В ЧЕМУЛЬПО.Опубликовано: "Курская правда" от 28.01.2004 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости |
|