ОДИГИТРИЯ ОБОЯНИ

автор: П.Токмаков

За почти 400 – летнюю историю города Обояни, с самого основания и до наших дней несло свое служение Богу и Родине немало людей, кто ратным и духовным подвигом защищал и укреплял здесь южные рубежи. Этому свидетельство, сохранившиеся красивейшие по архитектуре храмы, воздвигнутые поколениями благочестивых обоянцев. О самой старейшей в Обояни – Смоленской церкви и пойдет наш рассказ.

Смоленская церковь в г. Обоянь. фото И. Гондаревой
Смоленская церковь в г. Обоянь. фото И. Гондаревой

Точного времени возведения первого здания храма не известно, отмечено, что церковь была построена с основанием города в XVII в., на посаде т.е. за пределами крепостных стен. В Писцовом описании Обояни и Обоянского уезда в 1692 г. упоминается на этом месте деревянный Георгиевский храм. Позже он был разобран и одноименную церковь возобновили на кладбище за городом. Место, где был престол старого храма, находится теперь в левом пределе Смоленской церкви. Храм освящен в честь одной из самых почитаемых икон на Руси «Одигитрии» Смоленской.

Датой первого упоминания каменной Смоленской церкви можно считать 1774 г. которым датируются сведения о первых известных священниках служивших здесь. Ими были Григорий Каракулин и Прохор Ершов. Церковь строилась на средства прихожан и была окончена к 1790 году.

В 1787 г. по легенде храм почтила своим присутствием Екатерина II, возвращавшаяся из путешествия по Крыму и Днепру, через Обоянь. И еще один российский самодержец побывал в Смоленской церкви – внук Екатерины II, император Александр I, в январе 1826 г. почившего царя везли через Обоянь. Гроб ночевал в лучшем храме города - Смоленском.

В 1845 г. к Смоленской церкви были пристроены два предела, и храм стал трехпрестольным: главный – во имя Смоленской Божией Матери, правый – во имя Иоанна Устюжского, левый – во имя Великомученицы Параскевы, а в 1849 г. была сооружена колокольня, и церковь приобрела тот архитектурный облик, который имеет сейчас. Храм являлся архитектурным и духовным украшением купеческой Обояни. Церковь занималась большой деятельностью. За приходом числилась 91 десятина отведенной и подаренной земли при слободе Пушкарской. С 1889 г. при храме стала действовать церковно – приходская школа, двухкомплектная, в 1915 г. в ней обучался 141 мальчик, в храме регулярно проходили духовно – нравственные собрания, и беседы.

Из внешнего и внутреннего убранства церкви следует отметить мощную звонницу колокольни имевшую 10 колоколов, самый большой из которых имел вес 8 тонн. По воспоминаниям старожилов, звон колоколов Смоленского храма был слышан в радиусе 15 км. При церкви имелась небольшая часовня, территория вокруг храма обнесена каменной оградой, внутри церковной ограды находились здания церковно – приходской школы и сад. Из внутреннего убранства церкви следует отметить, богатую роспись стен. Храм освещался паникадилами и имел уникальную калориферную внутристенную систему отопления. Иконостасы церкви поражали богатством и красотой. Главный – шестиярусный, два других четырехъярусные, деревянные все вызолоченные.

Много усердия и любви проявляли прихожане к своему родному храму, к его благолепию. Об этом свидетельствовало как множество икон и утвари, так и убранство самих икон, многие из них были в серебряных и золотых ризах.

Из чтимых святынь храма, особо следует отметить, древнюю икону Смоленской Божией Матери, находившуюся напротив правого клироса. По преданию икона была принесена солдатом из Турецкой земли. Солдат томился в плену и горячо молился Божией Матери об избавлении. Однажды, укрепленный молитвой, он решился на побег, и бежал. Ночевал в страхе в лесу, где снова возлагая упование на Заступницу Небесную, молил ее о помощи. И вот, утомленный он как бы заснул и слышит: возьми мою икону и будешь невредим. Пробудившись, он увидел на дереве в легком сиянии икону. С любовию припадши к ней, он взял ее с благоговением и невредимо пришел с ней домой в село Горяиново. В то время Горяиново входило в приход Георгиевской, ныне Смоленской церкви. Слух про икону достиг города, и солдат склоняясь на просьбы горожан, отдал св. образ в храм, где до закрытия церкви она и находилась. Эта икона чтилась не только горожанами, но и окрестными жителями. Каждое воскресение после ранней Литургии пред нею служился акафист, а новобрачные считали своим долгом испросить пред этим образом Царицы Небесной, благословения на новую жизнь. От сей иконы Смоленской Божией Матери не раз подавались исцеления прибегающим к ней. Ныне святыня утеряна.

Печальную судьбу разделила Смоленская церковь со многими другими православными храмами, которые советская власть подвергла разорению. В ноябре 1929 г. она была закрыта. В 1930 – е храм продолжал действовать, но с перерывами. 3 июня 1940 г. облисполком принял решение об окончательном закрытии Смоленской церкви. В это время храм подвергся разорению: был сбит крест, через северный пролом в колокольне был сброшен на землю колокол, свое исповедническое восхождение на Голгофу начал настоятель, отец Петр Григорьев. Репрессированн и позже расстрелянн. (Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году). Использовался храм долгое время как складское помещение горторга, под зерносклад. Вплоть до конца 1980 – х г.г. Смоленская церковь не функционировала по своему прямому назначению. Лишь в соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий», по заявлению управляющего епархией архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия в 1991 г. воссоздан приход Смоленского храма. Постановлением губернатора Курской области № 566 от 30 октября 1998 г. Смоленская церковь поставлена под охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.

В июле 1995 г. начались ремонтно – восстановительные работы. В этот год заново были выложены карнизы, кровля, покрыт светлым металлом купол и на нем установлен новый луковичный главк с крестом. В ноябре 1996 г. завершено покрытие светлым металлом крыши, алтаря.

В начале октября 2007 г. на луковичном главке шатровой колокольни был установлен крест. Покрашены голубым цветом купол с луковичными главками, а через два месяца установлены пять малых колоколов (100, 60, 38, 16, 10 кг.) и впервые почти за 80 лет перерыва, у храма появился свой голос, зовущий прихожан веселым малиновым звоном на службы.

В 2008 г был покрыт светлым металлом восьмерик колокольни. В 2009 г. специалистами Обоянского РСУ была оштукатурена и окрашена в белый и голубой цвет колокольня, что сделало ее украшением города. В эти же годы изменилась и внутреннее убранство храма: полностью настелен пол, установлены иконостасы, новые окна, зашпаклеван и окрашен в белый цвет центральный предел. Установлены новые центральные металлические с художественной ковкой врата, прилегающая территория расчищена от аварийных деревьев, и многое, многое другое. Сейчас храм подошел вплотную к газификации.

Планируется ряд и других работ по дальнейшему восстановлению храма и его благоукрашению. Церковь как и ранее нуждается в материальных средствах для дальнейшего возрождения, молитвенной, физической, и иной помощи небезразличных сердец. Вся эта работа проводится под руководством настоятеля отца Георгия, чья заботливость о храме, и общая молитва всех, творит то, что раньше было просто невозможным или казалось нереальным. В этом помогают меценаты и благодетели. Но самое главное – это то, что в храме возобновилась настоящая живая молитва и приходская жизнь, прерванная безбожными годами гонений.

В прошлом году храм отметил свое 220 – летие, и хочется напомнить всем обоянцам, слова нашего Владыки Германа, сказавшего: «Каждый из обоянских храмов, достоин быть кафедральным собором любого епархиального города, сколько я здесь бываю я не перестаю удивляться величию и красоте обоянских церквей». Хочется пожелать родному приходу и всем обоянцам, не только поддерживать эти слова, но и приумножать их.

Токмаков Павел. прихожанин, краевед

Статья дана в авторской редакции предоставленной специально для сайта "Курск дореволюционный"


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
13.09.2011 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову