к.ист.н., зам. директора
по научно-исследовательской работе
ОКУ «Госархив Курской области» (г. Курск)
Статья в сборнике: СЕМНАДЦАТЫЕ ДАМИАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
В ИСТОРИИ РОССИИ И КУРСКОГО КРАЯ
Материалы Всероссийской (национальной)
научно-практической конференции, проводимой в рамках
XVI МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЗНАМЕНСКИХ ЧТЕНИЙ
«Наследие Великой Победы: истоки и будущее»
18 марта 2020 г., г. Курск/ c.176-182
Аннотация. Статья посвящена истории строительства и
освящения церкви 123 Козловского полка, квартировавшего в
конце XIX – начале XX в. в Курске.
История большинства курских храмов достаточно хорошо освещена в краеведческой литературе. Исключение составляют лишь несколько церквей, в ряду которых стоит и
церковь Знамения Божией Матери 123 Козловского пехотного полка. Некоторые данные о ней помещены в статье журналиста Павла Рыжова, посвященной одному из разработчиков
советского реактивного оружия Б.С. Петропавловскому, отец
которого был полковым священником козловцев [5, 26 августа].
К 1917 г. в среде православных храмов особо выделялись
так называемые «воинские храмы», которые предписывались
под начало протопресвитера военного и морского духовенства, общим количеством в 40 православных храмов военного
ведомства, в том числе и четырех соборов – три собора лейбгвардии полков и один «всей артиллерии». В число воинских
храмов входили и церкви в высших и средних военных училищах, домовые церкви в военных ведомствах и канцеляриях,
военных госпиталях, в военной тюрьме.
Воинские храмы имелся ряд особенностей: полковые
храмы были не только местом, где совершались богослужения личного состава полка, где воины исповедовались, причащались, крестились, венчались, но и своеобразным мемориальным местом, куда помещались военные реликвии и размещались памятные доски с именами павших однополчан.
По данным Г.А. Цитович, автора книги «Храмы армии и
флота», военные учреждения и воинские части, квартировавшие в Курске во второй половине XIX – начале XX вв., имели
собственные полковые церкви. Так, при Управлении Курского воинского начальника находилась Покровская церковь,
размещавшаяся на 3-м этаже городских казарм на окраине
города. Покровская церковь была устроена в 1855 г. иждивением штаб и обер-офицеров и нижних чинов Курского гарнизонного батальона и до 1881 г. именовалась «церковью гарнизонного батальона», а с 1881 г. – стала состоять при Управлении Курского воинского начальника. Вот описание храма:
«По размерам своим церковь очень мала (душ на 200). Заслуживает внимания храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в серебряной вызолоченной ризе; сооружена иждивением рекрутов, поступивших с Курской губернии, в память
83 набора 1812 года. Прихожанами церкви состоят воинские
части Курска, не имеющие своих штатных священнослужителей. По штату при церкви положены: один священник и псаломщик» [6, с. 345].
Походная (при полку) церковь 173 пехотного Каменецкого полка во имя Св. Николая Чудотворца существовала с
1892 г. С переходом полка в 1910 г. из г. Черкассы в г. Курск,
полковая церковь разместилась во втором этаже казарменного здания, отведенного Курской городской управой и расположенного в центре города: «Вмещает молящихся до
400 душ. В церкви обращает на себя внимание икона Св. Антония, писанная на холсте масляными красками
(16х12 верш.); внизу надпись: «В память сформирования
17 января 1811 года Каменецкого внутреннего Губернского
полубатальона». Имеется также Высочайший дар и благословение полку на поход в 1904 году в Манчжурию - икона
Нерукотворенного Спаса (4х3 верш.), в серебряной ризе. По
штату при церкви положен: один священник» [6, с. 345-346].
123 Козловский пехотный полк был сформирован 6 апреля 1863 г. из резервных и бессрочно отпускных чинов 5-го и
6-го батальонов Витебского пехотного полка. С 13 августа
1863 г. полк именовался как Козловский пехотный. 25 марта
1864 г. к названию «Козловский пехотный» был присоединен
«№ 123». За полком сохранялось старшинство с 17 мая
1797 г. (срок службы со дня формирования 14-го Егерского
полка), т.е. сохранение традиций, славы геройских подвигов,
совершенных полком под прежним названием во многих
войнах, веденных в защиту Отечества. В 1877-1878 гг. участвует в русско-турецкой войне на Балканах [1, с. 165].
Походная (при полку) церковь 123 пехотного Козловского полка в честь Знамения Божией Матери существовала с
1863 г. Церковь эта сопутствовала полку в походах: в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг., в Русско-японскую войну в
1904-1905 гг.
В Курске, с его достаточно большим для губернского города гарнизоном, ощущалась потребность в храме, который
бы мог удовлетворять религиозные нужды квартировавших в
Курске войск, чины которых в своём подавляющем большинстве являлись православными христианами. Местные приходские церкви, топографически прилегающие к казармам,
построенным за Херсонскими воротами, наполнялись во время богослужений местными прихожанами и, зачастую, особенно в дни Великих Праздников не могли вмещать всех военных чинов, без стеснения горожан.
Идея о сооружении храма, предназначенного исключительно для военных, была выдвинута священником 123-го
Козловского полка С.Петропавловским (отец Сергий) и поддержана воинским командованием. 27 февраля 1896 г. Курская городская Дума рассмотрело отношение командира
123 Козловского пехотного полка об уступке городом места
на Богословской площади для сооружения не нём полкового
храма. Во время обсуждения гласный городской Думы отец
Илья Пузанов возразил на означенное предложение тем обстоятельством, что «…Богословская площадь необходима для
проводящийся там ярмарки, а что до постройки церкви –
можно отвести другое какое-нибудь место, например, в
усадьбе, где помещаются казармы» [2, 2 марта].
Другие гласные также присоединились к этому мнению,
указывая на то обстоятельство, что при казармах имеется
церковь и нижние чины полка могут посещать эту церковь.
Было и заявление такого рода: полк, дескать, не будет стоять
в городе вечно и новые полки тоже станут просить отвести
им место под строительство церквей и, следовательно, городу
придётся раздать много, и при том – лучших участков земли.
Рассуждениям гласных в таком своеобразном направлении положил конец А.Н. Гусаковский, который заявил: «Думе нет никакой надобности входить в обсуждение того обстоятельства, есть ли или нет Козловскому полку потребность в
постройке церкви. Раз возникло подобное ходатайство со
стороны полка в настоящее время – вероятно, существует эта
потребность и город должен идти навстречу этому, оказав
содействие». Так как указанное в отношении командира
123 Козловского пехотного полка место было необходимо
для проведения ярморочной торговли, городская Дума приняла решение «озаботиться приисканием другого места для
постройки церкви» [2].
Поиски заняли достаточно много времени, земля под
строительство полковой церкви была выделена только к
1900 г., когда и началась активная фаза реализации задуманного полковым священником. Отец Сергий оказался не одинок в этом богоугодном деле: много людей откликнулись на
призыв священника и материально поддержали строительство полковой церкви. Самое горячее участие в деле построения храма принял командир 2-й бригады 31-й пехотной дивизии генерал-майор Д.Н. Вансович, который своим щедрым
пожертвованием дал возможность приступить к постройке
церкви. Городское управление бесплатно отвело под строительство обширное место за Херсонскими воротами, недалеко
от воинских казарм и квартир, в которых размещалось большинство воинских чинов. Весьма сочувственно к делу построения храма и горожане. Вместе с офицерами и нижними
чинами козловского полка они оказали посильную помощь,
как материально, так и своим трудом в деле постройки здания. Тайный советник Н.А. Терещенко сделал щедрое пожертвование, позволившее скоро и успешно завершить строительные работы по сооружению каменного храма менее, чем
за два года. Общий бюджет на постройку полкового храма
составил около 25 тыс. руб. [3, 4 октября].
Итак, Храм Знамения Божией Матери (Курской) строился за Херсонскими воротами, в сторону от тюремного замка.
Место, где находилась церковь – большая, свободная от построек площадь. Храм, открытый для обозрения со всех сторон, стал украшением этой части города. Основные строительные работы были завершены к лету 1900 г. В июле началась внутренняя отделка храма: настилка и покраска пола,
деревянного потолка, прорезка и установка в потолке двух
больших вентиляторов, грунтовка места под алтарь, окраска
стен самого алтаря, устройство печи. С наружной стороны
завешалась кладка основания каменной ограды, на которой
позже будет установлена кованная решетка. За решеткой был
разбит «бульвар» – засаженная кустарником и деревьями территория с проложенными регулярными дорожками.
Уже на этом этапе строительства дополнительно был
сделан запрос на докупку нескольких сажень земли для строительства церковно-приходской школы. В ней должны были
обучаться дети окрестных жителей с Херсонского шоссе,
Глинища, «около бега» (ипподрома) и других улиц и переулков, удалённых от центральных городских и приходских училищ [2, 21 июля]. К слову сказать, Городская Дума на заседании 3 августа 1900 г. оперативно рассмотрела просьбу комиссии по сооружению церкви об отводе 62 кв. саж. прилегающей к церкви городской земли и удовлетворило ее [3, 8 августа].
О состоянии работ на начало октября своих читателей
информировали «Курские губернские ведомости»: «Церковь
Козловского полка, строящаяся за Херсонскими воротами,
снаружи совсем отделана и обнесена уже каменной оградой.
Церковь окрашена в красный цвет с белым. В настоящее время проводятся работы внутри храма» [3, 4 октября].
По своему внутреннему расположению храм имел форму
корабля. По размерам церковь была довольно внушительной:
в длину 38, в ширину 15 и в высоту 8,5 аршин (27; 10,7 и 6 м
соответственно) Иконостас церкви – одноярусный, был отделан золотом по белому матовому полю. Иконы были написаны местным живописцем Иваниловым по снимкам с работ
известных художников-иконописцев. Церковь в зимнее время
отапливалась устроенной в ней печью. Внутреннее помещение храма – светлое, ничем не загромождённое и открытое
для взора [3, 12 ноября].
Торжественное освящение новой церкви во имя Знамения Божией Матери для чинов 123 Козловского полка состоялось 12 ноября 1900 г. Освящение и божественную литургию
совершил прибывший из Харькова благочинный 31 пехотной
дивизии отец Н. Беневолевский, по окончании которых он
обратился к присутствующим с кратким и глубоко прочувственным словом: «Храм служит прибежищем для всякого
христианина и в тяжелые минуты, когда он в храме находит
облегчение в молитве и в минуты радостные, когда он спешить воздать благодарение Господу, подателю всяких благ.
Воина церковь воодушевляет на подвиги в великом его служении» [3, 14 ноября].
На торжественном освящении церкви во имя Знамения
Божией Матери присутствовали: командующий войсками
Киевского военного округа, генерал-адъютант М.И. Драгомиров, командующий 10-м армейским корпусом, генерал от кавалерии В.Ф. Винберг, курский губернатор, граф А.Д. Милютин, командир 2 бригады 31 пехотной дивизии, генералмайор Д.Н. Вансович, председатель окружного суда
Н.С. Козлянинов, управляющий казенною палатою Н.Ф.
Джунковский, управляющий канцелярией губернатора В.М.
Борзенко, городской голова Г.И. Лавров, господа офицеры и
нижние чины Козловского полка и др.Ктитором только что
освященной полковой церкви стал городской голова Г.И.
Лавров [3, 17 ноября].
Стационарная полковая церковь была родной для козловцев вплоть до момента передислокации полка в 1910 г. из
Курска в Харьков, где она заняла в новом для полка казарменном здании помещение (в две комнаты), оборудованное
ризницею и другой церковной утварью. Кроме того, полковой
церкви размещался и «…Высочайший дар – небольшая икона
Св. Николая Чудотворца (4x3 верш.), в серебряновызолоченной ризе – благословение Их Величеств на поход в
Манчжурию в 1904 году».По штату при церкви был положен
один священник [6, с. 341].
С 1910 г., после перевода 174 пехотного Роменского полка из г. Черкассы в Курск, до этого имевшего походную (при
полку) церковь во имя Св. Николая Чудотворца, существовавшую с 1892 г., под церковь 174 пехотного Роменского полка был передан храм, сооруженный в 1900 г. квартировавшим
здесь ранее Козловским полком. Роменцы использовали это
культовое здание до отбытия на фронты Первой мировой
войны.
Процесс развития полковых храмов-музеев был прерван
в 1917 г., Инструкция Наркомюста от 24 августа 1918 г. предписывала изымать из храмов и молитвенных домов мраморные и иные доски, надписи на стенах и на богослужебных
предметах, произведенные в целях увековечивания памяти
лиц, принадлежащих к низвергнутой императорской династии, а вместе с ними – мемориальные доски, боевые знамена
и т.п. [4, с. 320]. А вскоре стали закрываться и сами храмы.
Abstract. The article is devoted to the history of construction
and consecration of the Church of 123 Kozlovsky regiment, which
was quartered in the late XIX – early XX centuries in Kursk.
1. Гренадерские и пехотные полки: Справочная книжка
Императорской Главной Квартиры / Под ред. В.К. Шенк. Изд.
2-е. – СПб., 1909. – 230 с.– Текст: непосредственный.
2. Курские губернские ведомости. - 1896. - Часть неофициальная.
3. Курские губернские ведомости. - 1900. - Часть неофициальная.
4. Прохорова Т.В. Полковые храмы Санкт-Петербурга //
Труды Санкт-Петербургского государственного университета
культуры и искусства. Т. 171. – СПб.: Санкт-Петербургский
государственный университет культуры и искусства, 2006. –
С. 299-321.– Текст: непосредственный.
5. Рыжков П. От Курска до неба // Городские известия. –
2017.
6. Цитович Г.А. Храмы армии и флота. - Пятигорск: Типолитография А.П.– Нагорова, 1913. – 520+40+XIV с.–