Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

КАК НЕЛЕГКАЯ ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ СТАЛА ТЯЖКОЙ

автор: А.Стрелков

ЖЕНЩИНА в нашем обществе - мать, хранительница семейного очага. Но все же с незапамятных времен ее стали воспринимать и как трудовой ресурс. Как получилось, что сегодня мы спокойно воспринимаем женщину, перетаскивающую тяжелые шпалы или работающую с отбойным молотком?

В фонде акционерного общества Московско-Киево-Воронежской железной дороги, находящемся на хранении в государственном архиве Курской области, есть документы, позволяющие составить картину о том, как проходило расширение сферы применения женского труда, в частности, на железных дорогах.

В 1875 году департамент железных дорог установил, что женщины могут привлекаться к труду в качестве телеграфистов и их число не должно превышать 15 процентов. Через сорок лет, в 1915-м эта норма была увеличена до 20 процентов, но уже в следующем году - до 30.

Весной 1916 года министр путей сообщения в качестве временной меры дал согласие на привлечение лиц женского пола. Обстоятельства, заставившие пойти на такой шаг, вполне понятны: шла первая мировая воина, штат работающих на железных дорогах оказался неукомплектованным, при этом грузовые перевозки увеличились, а "...пригодный мужской элемент перемещался на должности, требующие по условиям своей работы исключительно мужчин".

Таким образом, уже с весны 1916 года женщины стали вместо мужчин работать "...помощниками начальника станции, дежурными по станциям не выше IV класса и разъездов с небольшим движением, кассирами, весовщиками, кондукторами пассажирских пригородных поездов, проводниками спальных вагонов, истопниками вагонов, стрелочниками на боковых линиях с небольшим движением, сторожами, маркировщиками, пломбировщиками, мастеровыми в центральных и деповских мастерских".

Помимо этого разрешалось принимать их в письменную и счетную части без всяких ограничений.

Летом 1916 года перечень пополнился должностями привратников, осмотрщиков вагонов, водоливов-кладовщиков и стрелочников на деповских и узловых станциях для "малодеятельных" постов. Циркуляр предписывал проверять знания назначаемых с особой тщательностью.

Из докладов руководителей различных служб управляющему дорогой по применению женского труда выяснилось, что на Московско-Киево-Воронежской железной дороге, вопреки циркулярам из столицы, он применялся еще до войны и довольно широко. На северных участках дороги из-за ухода мужчин на фабрики и заводы женщин ставили на погрузку и выгрузку материалов и балласта, очистку снега, вскрытие канав, перестановку щитов, сплошную и одиночную смену шпал и даже сплошную смену рельсов. Управляющий докладывал в управление железных дорог, что результаты "...в общем следует признать удовлетворительными".

В 1916-м женский труд на Московско-Киево-Воронежской дороге применялся на службе пути почти на всех путевых работах, за исключением наиболее ответственных и сопряженных с большим физическим напряжением - при смене шпал - и особенно рельсов производительность была меньше мужской на 25-50 процентов.

Практика показала, что с перестановкой щитов женщины справляются плохо по причине своей слабосильности и "неподходящей одежды", а с перешивкой пути и забивкой костылей не получается вообще. Уже тогда их занятость на разных участках колебалась от 35 до 50 процентов, а на отдельных участках доходила до ста.

Женщины были рабочими, уборщицами депо и вагонов, обтирщицами паровозов и вагонов, билетными кассирами, кондукторами-раздатчиками. Кроме того, по мере надобности планировалось назначать их на должности начальников небольших станций и их помощников, смотрителей разъездов и постов и их помощников, станционных конторщиков, весовщиков, швейцаров, сторожей, носильщиков багажа, рабочих по нагрузке и выгрузке, отметчиков вагонов, причем на эту должность женщины могли быть назначены лишь "...при условии соответствующего изменения носимого ими костюма".

Ровно 88 лет назад женщины, как тогда казалось, временно заменили мужчин на трудных участках железнодорожного хозяйства. Сегодня ясно, что "караул устал", но его, к сожалению, менять никто не хочет.

Анатолий СТРЕЛКОВ, кандидат исторических наук.

Опубликовано "ГИ" от 06.03.2004 г


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
24.07.2014 г.


Дата обновления:


 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову