Досуг курян в конце XIX – начале ХХ вв.

автор: Рожковская И.О.

Культурно-досуговая деятельность Курской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. была по-своему интересна и многогранна. И кинематограф как вид досуга в те времена, да и сегодня, занимал и занимает лидирующее положение.

Сеанс в кинематографе.

Первый киносеанс состоялся в Курске 14 мая 1897 г. и вызвал небывалый интерес зрителей. Эту дату можно считать началом курского кинопроката. Показу фильмов предшествовала реклама в газетах и на афишных тумбах: «Приехал! И даст только три представления знаменитый и единственный в мире аппарат движущейся во весь рост фотографии. Везде громадный успех».

Куряне еще не предполагали, что новое зрелище захватит их целиком и навсегда. Первые сеансы проходили в городском театре Курска. Кино пришлось курянам по душе, изумило всех и казалось настоящим чудом. 18 мая администратор кинематографа Г. Аксенов дал бесплатное дневное представление специально для детей из приютов и малообеспеченных родителей. Радость детей была безграничной.

Однако стационарный кинематограф обосновался в городе и губернии значительно позднее, так как из-за отсутствия российской кинопромышленности фильмы были в подавляющем большинстве заграничными и не всегда доступными. Регулярное русское фильмопроизводство началось лишь в 1907 г. С этого момента кинотеатры в России стали расти, словно грибы после дождя. Не избежал этого явления и Курск. С тех пор походы в кино стали излюбленным видом проведения досуга.

Самыми первыми кинотеатрами в Курске стали «Иллюзион» на Московской улице в доме Грота, «Мираж» на Херсонской в доме Лавровой и «Био». «Курские губернские ведомости», идя навстречу кинозрителю, начали публиковать рекламу о фильмах и новинках [1, с 45–47]. С конца XIX в. в Курской области стал массово распространяться цирк. Представления актеров цирка вызывали у курян даже больший интерес, чем кино. К тому же это искусство было демократичным по стоимости и вполне доступным для широких масс, и куряне с удовольствием проводили в цирке свое свободное время. Количество выступлений заезжих гастролеров значительно возросло, чему способствовал тот факт, что в городе увеличилось и количество центров культуры: появился Общественный клуб и его сад, купеческое и коммерческое собрания, которые тоже имели свои залы и сады с театрами и подмостками. Летом выступали в коммерческом и купеческом садах. Георгиевская площадь стала традиционным прибежищем цирков Шапито. Одним из первых таких цирков был цирк Заикина. «На аренах цирков 2-й половины ХIX века все чаще выступают атлеты (силачи), поднимающие тяжести и вызывающие желающих на борьбу… Демонстрация силы – борьба, поднятие тяжестей – пользовались особым успехом на народных гуляньях, выдвигая любимых народом силачей и борцов. Естественно, что многие из них переходили в цирк» [1, с. 11–12].

В госархиве Курской области имеется ряд документов о строительстве цирка Василием Григорьевичем Собботом на Георгиевской площади. 4 октября 1907 г. крестьянин Изюмского уезда Харьковской губернии Г. В. Соббот направил прошение в строительный отдел Курского губернского правления: «Желаю построить теплый под деревянной крышей цирк на Георгиевской площади…» [1, л. 2]. После согласования с курскими чиновниками цирк был построен и действовал около 2-х лет. С началом Первой мировой войны цирковые представления в Курске хотя и продолжались, но количество их уменьшилось.

Одним из своеобразных представлений, на которых всегда присутствовало много зрителей, были традиционные кулачные бои. Особенно привлекательными были бои на масленицу на льду реки Тускарь между ямскими и городскими гражданами. Действовали неписанные правила чести: бой вести без зажатия в кулаке каких-либо предметов, лежачего не били, не дрались ногами. Действовал только кулак. Но все эти представления, выступления происходили спонтанно, стихийно, ничем не регламентировались. Естественно не было ни афиш, ни отчетов об этих выступлениях, их сохраняла народная память. Силачами славились Казацкая, Пушкарная, Ямская и Стрелецкая слободы, то есть городские окраины. Кулачные бои исчезли только после Октябрьской революции. Еще хочется упомянуть о такой зимней забаве, как катание на коньках. В последнее время в Курске стало появляться все больше открытых катков. Этот зимний вид спорта очень популярен среди всех слоев населения. Еще до революции эта забава стала особенно популярна.

В 1884 г. в декабрьском номере «Курского листка» известный в Курске спортсмен и спортивный организатор Александр Белофостов поместил объявление: «Каток на реке Тускарь вблизи водопровода открыт с 11 утра. Плата за вход – 20 коп., дети и учащиеся – 10 коп. Теплое помещение для подвязывания шнурков». Это был первый в Курске каток и первое спортивное сооружение вообще. Входная плата была довольно высокой, простым людям не по карману, но каток не пустовал. А вскоре Курский общественный клуб открыл каток и в центре города, в городском саду, еще один каток, который стал успешно конкурировать с белофостовским, особенно в те дни, когда играл оркестр. Конькобежцы танцевали кадриль, после которой был «гранд ронд» с фигурами. Публика с интересом наблюдала за танцующими в свете фонарей со свечами, так как катки посещали также и зрители, наблюдавшие за катающимися [3].

Куряне, будь то в губернском центре или на периферии, стремились к культуре и в особенности к песенной и музыкальной. На рубеже веков они могли насладиться многочисленными концертам русских и зарубежных мастеров инструментальной музыки и вокала.

В феврале 1900 г. состоялся концерт талантливого польского пианиста и композитора Иосифа Гофмана. Весной в Курск приехали артисты Большого театра Л. В. Собинов и С. Г. Власов.

К тому времени в столицах сложилось достаточно твердое мнение, что Курск является одним из самых музыкальных городов русской провинции. Поэтому ничего удивительного не было в том обилии гастролеров, посетивших Курск.

Концерты проходили в концертных залах Дворянского собрания и Общественного клуба. В купеческом саду летом играл военный оркестр под управлением Старикова, пользовавшийся особой популярностью у курян. Там же пробовала свои силы эстрада. Труппа показывала фарсовые и музыкальные представления.

В Пушкинском саду выступал симфонический концерт под управлением К. Миньяра по своему составу приближавшийся к структуре большого симфонического оркестра. Его концерты тоже привлекали немало зрителей.

Летом ежегодно открывалась еще одна площадка: сад «Ливадия» (ныне на этом месте высотная гостиница «Курск», Дом Знаний, спорткомплекс «Динамо», ТЦ «Пушкинский»). Принадлежал он обувному магнату Евдокимову и стал своеобразной базой культуры и развлечений Коммерческого собрания. Куряне с удовольствием слушали оркестры, выступавшие в летние времена в садах города. Репертуар всех оркестров был в основном классическим. Кто желал слушать серьезную музыку, тот шел в Пушкинский сад. Более веселую (вальсы, марши) можно было слушать в «Ливадии», а музыку под «цыганщину», «со слезой», давал небольшой оркестр Скрипоренко [1, с. 88].

В конце XIX – начале ХХ века активизируется общественная жизнь Курской губернии. Именно в это время проводятся первые выставки, которые вызывают интерес у курян. В числе первых в Курской губернии стали проводиться выставки наглядных пособий, организованные сначала Курским губернским земством, а затем Курским губернским музеем наглядных пособий. Ежегодно на территории Курского края, в том числе во всех уездных центрах губернии, стали проводится сельскохозяйственные выставки, собиравшие большое количество участников.

Богатейшую историю имеют и художественные выставки, проводимые на территории Курской губернии. Еще в ХIХ в. Курск имел возможность познакомится с работами Товарищества передвижных художественных выставок. Местные любители искусства и профессиональные художники в начале ХХ в. устраивали выставки на региональном уровне, приглашая к участию иногда столичных мастеров [4, с. 213–214].

Источники и литература

1. Бугров Ю.А. Свет Курских рамп. Курск, 2002. Кн. 3.

2. Государственный архив Курской области. Ф. 33. Оп. 2. Д. 12343.

3. Курский листок. 1884. 12 дек.

4. Родионов А.А. Выставочная жизнь Курской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. // Россия на рубеже веков: история и современность. Курск, 2004.

Опубликовано в сборнике "События и люди в документах курских архивов. Выпуск XХI" (Курск, 2022).


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
3.II.2025 г.




В.СТЕПАНОВ:
ГДЕ ВЫ, «ЧАРЫ» МОИ?

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову