Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

И застучали по рельсам колеса

автор: В.СТЕПАНОВ.

Тридцатого октября 1837 года в 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал зычный свисток паровоза «Проворный», и от вокзальной платформы отправился первый поезд по железной дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село.

1 февраля 1842 года император Николай I, несмотря на противодействие большинства министров, принял решение: «Железную дорогу Петербург — Москва строить». Окончание ее строительства в 1851 году стало триумфом отечественной инженерной мысли. Но, к сожалению, новая магистраль не стала началом массового строительства железных дорог в стране. В развитии железнодорожной сети в России возникла пауза. Только поражение в Крымской войне дало толчок строительству железных дорог, сделав их основой транспортной системы страны. В период с 1861 по 1880 годы железнодорожная сеть России увеличилась в 14 раз. Стальные пути были проложены на расстоянии 21 тысячи верст, железные дороги покрыли 45% территории Европейской России, пройдя и по территории Курской губернии.

Строительство железных дорог в Курской губернии в 60 — 90-х годах XIX века было обусловлено рядом важных причин. Этому прежде всего способствовало географическое расположение губернии — в центре Европейской России, развитие нарождающейся сахарной промышленности. Еще одной причиной была необходимость транспортного сообщения с Донбасом, где быстрыми темпами развивалась угольная база империи.

26 мая 1864 года главноуправляющий путями сообщения П. П. Мельников получил распоряжение от императора Александра II начать строительство железнодорожной магистрали Москва-Курск на казенные деньги. Уже в июле строители приступили к возведению железнодорожного полотна на участке Москва — Тула. В течение 1866-1868 годов железнодорожная магистраль от Москвы до Курска была практически построена. Руководил строительством В. С. Селичев.

7 сентября 1868 года в Курск прибыл первый поезд, а 30 сентября император Александр II, возвращаясь из Крыма, проехал в экипаже по курским улицам Херсонской и Московской, спустился по улице Ямская гора в пригородную слободу и по шоссе подъехал к еще временному вокзалу. Пассажирский перрон к этому моменту уже был построен. В половине восьмого вечернего часа царь сел в вагон и специальным поездом отправился в Москву.

Большой сложностью при строительстве железной дороги являлся выкуп земли, по которой должно было пролечь дорожное полотно. Помещики и крестьяне не хотели продавать земельные участки в своих имениях или наделах, так как железная дорога их разрезала, и чтобы перебраться из одной части в другую, приходилось ездить в объезд. Часто писались жалобы правительству, хотя за землю под будущую дорогу платили в несколько раз дороже ее рыночной стоимости.

Основная масса строительных рабочих была занята на сооружении земляного полотна (примерно 70%). В основном это были малоземельные крестьяне из той местности, по которой пролегала трасса, но было много и тех, кто прибывал на стройку издалека. Рабочий день длился 12 часов, труд был тяжелым, главными инструментами были заступ, лом, носилки и тачка.

В разгар строительства Московско-Курской железной дороги Харьковское губернское земство стало ходатайствовать перед правительством о продлении железной дороги от Курска до Харькова. Эту инициативу поддержал местный губернатор. В марте 1867 года губернская управа отправила из Харькова в Санкт-Петербург делегацию с проектом концессии на строительство дороги, в котором оговаривались условия сбора капитала, состав акционерного общества, права земства и так далее.

В начале марта 1868 года на имя харьковского городского головы В. Шатунова пришла телеграмма из столицы: «Состоялось Высочайшее повеление о построении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Работы предполагается начать одновременно по всему пути».

Строительные работы на новой дороге начались в мае 1868 года одновременно от Курска к Белгороду и от Белгорода к Харькову. Они велись так быстро, что 13 апреля следующего года из Курска в уездный Белгород уже был отправлен пробный поезд. 22 мая он прошел по дороге от Белгорода до Харькова. В июне комиссия МПС приступила к приему Курско-Харьковской железной дороги, а к концу года вступила в строй железная дорога от Харькова до Ростова.

Курско-Харьковско-Азовская магистраль была частным предприятием, но 24 декабря 1890 года император Александр III утвердил положение о ее выкупе, и с 1 февраля 1890 года она была принята на баланс государства.

В конце 60-х годов XIX века из курской Ямской слободы на запад была проложена третья стальная магистраль — Курско-Киевская. Строилась она акционерным обществом Курско-Киевской железной дороги, учредителями которого стали князь С. А. Долгоруков, К. Ф. фон Мекк, П. Г. Дервиз. В ноябре 1868 года по магистрали стали ходить поезда.

Некоторое время спустя акционерное общество решило продлить Курско-Киевскую железную дорогу на восток до Воронежа и, получив от правительства концессию на ее строительство в мае 1894 года, приступило к ее постройке. Было нанято порядка 1500 землекопов, и работа закипела. В 1894 году новая дорога была состыкована в пригородной Ямской слободе с так называемой Киевской линией и с июня 1895 года она стала называться Московско-Киево-Воронежской железной дорогой. Правление ее находилось в Москве, а управление расположилось в Курске. В самом начале ХХ века для него построили здание на Авраамовской улице (ныне Добролюбова), в нем сейчас корпуса для технических служб и жилые дома для служащих.

Ямская слобода в конце XIX века стала мощным железнодорожным узлом. По Курской губернии пролегла к тому времени густая сеть железных дорог протяженностью в 1287 верст. Большинство уездных городов получило железнодорожное сообщение, кроме Фатежа, Тима, Путивля и Корочи, кстати, так и оставшиеся без него. По размерам торговых оборотов Курск оказался тогда на 9-м месте в Европейской России.

С созданием в Ямской слободе железнодорожного узла сформировался отряд его рабочих и служащих. Значительная часть их состояла из разорившихся или безземельных, безлошадных крестьян. На «железке» они находили себе работу в качестве стрелочников, путевых обходчиков, ремонтных рабочих, рассыльных, сторожей и т. п.

Владимир СТЕПАНОВ.
©Опубликовано "Курская правда" 18 октября 2007 г.


Весь интернет-Курск Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
04.03.2016 г.

Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову