Икона Пресвятой Богородицы Mariahilf - Пасовская-Цареградская

автор: В.В.Шулика

// Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XVIII міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 27-28. 10. 2011 р. - Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2011. - С. 109-118.

Иллюстрация № 1.
Иллюстрация № 2.
Иллюстрация № 3.
Иллюстрация № 4.
Иллюстрация № 5.
Иллюстрация № 6.
Иллюстрация № 7.
Иллюстрация № 8.
Иллюстрация № 9.
Иллюстрация № 10.
Иллюстрация № 11.
Иллюстрация № 12.
Иллюстрация № 13.
Иллюстрация № 14.
Иллюстрация № 15.
Иллюстрация № 16.
Иллюстрация № 17.
Иллюстрация № 18.
Иллюстрация № 19.

В поствизантийский период явно обозначилось влияние искусства Западной Европы на православную иконографию. А. Дюрер был первым художником Запада, который повлиял на тысячелетнюю иконографическую традицию, изменив направление влияния с Восток - Запад на Запад - Восток [14, C. 328]. С XVI в. в иконографию православных стенописей и икон постепенно проникают целые композиции западноевропейского происхождения, которые в переработанном виде стали постепенно восприниматься как изображения вполне православные. На Слободской Украине, церковная культура которой начала активно формироваться с середины XVII в., выявлен целый ряд иконографий, которые, пройдя через всю Украину, прочно утвердились на северо-востоке украинских земель. К таким иконам относятся Ахтырская [16], Лоретская [17] и Пряжевская [17] иконы Богородицы, икона Богородицы "Трех радостей" [15], а также икона Богородицы Пасовская-Цареградская.

Икона Богородицы Пасовская-Цареградская приобрела почитание на землях Сумского полка, в северной части Слобожанщины (это нынешний север Сумской обл., юг Курской обл. РФ).

Иконография Пасовской-Цареградской иконы не имеет исследовательской традиции, за исключением предварительных публикаций автора данной статьи, посвященных поиску аналогов и реставрации [18] (автором статьи было отреставрировано несколько икон данной иконографии сер XVIII - ХIX в.).

Пасовская-Цареградская икона (ил. 2 - 13) представляет собой полуфигурное изображение Богоматери с Младенцем. Младенец изображен с правой стороны Богоматери стоящим. Левой ножкой Христос опирается на левое колено Богоматери. Правую ножку Он закинул на Ее левую руку. Создается впечатление, что Младенец как бы карабкается вверх, чтобы прильнуть к щеке Богородицы. Правой ручкой Богомладенец держит Богоматерь за подбородок. Левой рукой Богородица поддерживает Младенца под бедро, правой прижимает к себе. Богоматерь изображена с непокрытой главой. Ее красный мафорий, украшенный золотыми цветами, ниспадает вниз свободными складками. Туника глубокого сине-зеленого цвета. Младенец облачен в белые одежды.

На Слободскую Украину Пасовская-Цареградская икона была перенесена в конце XVII в. Суджанский историк и краевед конца XIX в. А. И. Терлецкий [12] упоминает, что в интерьере Успенско-Архангельской соборной церкви г. Суджи находилась икона Пасовская-Цареградская "весьма древнего письма" [13, C. 106]. Можно предположить, что эта икона, вместе с другими, была перенесена в Успенско-Архангельскую церковь из упраздненного в начале XIX в. Суджанского Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного в конце XVII в. иеромонахом Антонием (Бензой) [13, С. 90]. Вероятно, именно о. Антоний и перенес Пасовскую-Цареградскую икону на Слобожанщину.

В XIX в. почитание этой иконы не ослабевает, что во многом связано с прославлением списка Пасовской-Цареградской иконы в с. Уланок Суджанского уезда. Как повествует в начале ХХ в. уланковский священик П. Чужимов [6, С. 538], Пасовская-Цареградская икона первоначально находилась в доме уланковского помещика, титулярного советника И.Ф. Никифорова и являлась собственностью рода. После чудесного исцеления через икону дочери помещика, весть о получаемых исцелениях разнеслась по окрестным селам. В 1850 г. икона была пожертвована в Уланковскую церковь сыном помещика П.И. Никифоровым [6, С. 538].

Согласно описанию, приведенному П. Чужимовым, Пасовская-Цареградская чудотворная икона из c. Уланок написана на полотне, наклеенном на кипарисную доску. Она заключена в серебряную ризу с вызолоченным вокруг главы Богоматери венцом; икона имеет в длину 1 1|4 аршина (88,88 см.), а в ширину 3|4 аршина (53,34 см.) [5, С. 538]. В притворе храма в с. Уланок, над входом, сохранилась роспись с изображением Пасовской иконы, которую держат два коленопреклоненных ангела (ил. 12). (Чудотворная икона "Пасовская-Цареградская" из с. Уланок и вышеупомянутая роспись храма были отреставрированы автором данной научной работы. Во время реставрации были проведены лабораторные исследования этих произведений, что позволило установить технико-технологические особенности [18]). Списки Пасовской иконы были выявлены в храмах и домах прихожан Суджанского района Курской обл.

В процессе исследования было установлено, что название "Пасовская" происходит от австрийского города Пассау (слав.: Пасава), где находится "Портрет Богоматери", "Madonna mit Kind (Passauer Gnadenbild)", "Mariahilf" (ил. 1) написанный Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553) в 1514 (1537?) г. Первоначально образ предназначался для Дрезденской церкви Святого Креста [19]. Вероятно, вскоре образ получил название "Mariahilf" [21] (Мария помощница (христиан)).

Эпоха реформации в немецких землях требовала иного отношения к Христианскому образу. Мартин Лютер подверг критике атрибуты святости в искусстве, но эпоха реформации не стала однозначно иконоборческой. Для проведения реформации необходима была поддержка саксонского курфюрста, и М. Лютер для достижения цели был готов допустить использование образов если бы курфюрст этого пожелал [1, С. 512]. Изображение Богородицы как простой молодой женщины с ребенком, без атрибутики и надписаний на картине Л. Кранаха, по мнению М. Лютера было вполне адекватно.

То, что образ Mariahilf связан с основателем Протестантской Церкви не удивительно. М. Лютер отличался особой преданностью к Марии. Магнификат (Величит душа Моя Господа…) (Лк. 1, 46-55) являлась общей молитвой и для католиков и протестантов. В отличие от других идеологов протестантизма, которые вошли в историю как уничтожители икон, иконоборчество Лютера было умеренным. Храмовые образы в основном переместились в картинные галереи, где поклонение образу исключалось. Такая судьба со временем постигла и картину Л. Кранаха. В 1611 г. образ Богоматери Л. Кранаха был перенесен в картинную галерею в Дрездене. Но существование образа как музейного экспоната было не долгим. В этом же году "Портрет Богоматери" был перенесен из Дрездена в Пассау, где занял место в епископской капелле. Образ был перенесен будущим эрцгерцогом Австрии Леопольдом V (брат императора Фердинанда II), в то время епископом Пассау. Находясь на дипломатической миссии в Дрездене, Леопольд, исповедующий католичество, желал привести в Пассау какую-нибудь памятную вещь. Леопольду было разрешено курфюрстом Саксонии выбрать в картинной галерее Дрездена любую картину. Выбор Леопольда остановился на картине Л. Кранаха. Отмечалось, что в галерее хранились и более дорогие картины, но Леопольда по необъяснимым причинам заинтересовала именно эта картина. После перенесения образа в Пассау картина Л. Кранаха снова приобретает сакральное значение и почитается как чудотворный образ. Леопольд V стал первым его почитателем. Копия с картины Л. Кранаха сопровождала эрцгерцога во всех его поездках. Пассау становится центром почитания Богородицы в Священной римской империи [21].

В 1625 г. Леопольд V отказывается от титула епископа и переносит копию картины Л. Кранаха в Инсбрук. В 1627 г. в Пассау основано братство Mariahilf. О чрезвычайном почитании образа говорит и то, что с 1627 по 1745 г. Пассау посетило 7 миллионов паломников. Картину-икону называли "Немецкий образ благодати", "Матерь Божия (Мадонна) из Пассау". Тиражируются списки образа.

Международное почитание образ приобрел после второй Турецкой осады Вены в 1683 г. Победа войск Священной лиги под командованием польского короля Яна III Собеского предопределила дальнейший ход войны с Турцией и поспособствовало возвышению Австрии на мировой арене. Если армия Речи Посполитой призывала в помощь Ченстоховский образ Богородицы, то австрийские солдаты возносили молитвы к образу Мадонны из Пассау. Через эти два образа Богоматери была дарована победа христианскому войску. После разгрома турецкой армии почитание образа из Пассау распространяется далеко за пределами Австрии. Икона стала почитаться в Венгрии, Польше, Чехии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Англии. Вероятно, с этого момента образ Богоматери из Пассау стал почитаться и в Украине, т.к. пятую часть армии Речи Посполитой (5000 человек) составляли украинские казаки под командованием А. Могилы. В битве под Веной особенно прославился украинский шляхтич Ю. Кульчицкий [2]. Доказательством распространения почитания образа Л. Кранаха на восток является установление скульптурного воплощения Пассауской иконы - "Мадонна ди Пассава" в Варшаве в 1683 г. по распоряжению короля. Скульптуру выполнил итальянский скульптор Джозеф Симон Белотти. Скульптурная группа должна была напоминать о славной победе, дарованной Богородицей. Образ Богородицы из Пассау стал прочно ассоциироваться с победой под Веной.

Австрийцы так же увековечили в памяти потомков помощь Богородицы в великой победе. В 1686 и 1689 г. император Леопольд I с принцем Павлом Эстергази в качестве благодарности Богоматери построили в Вене огромные церкви в стиле барокко [21].

Что же послужило образцом для написания Л. Канахом Пассауского образа и был ли образец? Известно, что в 1509 г. Л. Кранах побывал в Голландии. Немецкий исследователь доктор Мартина Стифтер говорит, что в 1509 г. Л. Кранах, находясь в Нидерландах, интересовался итало-византийской иконой и выполнил в технике гризайль копию такого образа в Нотр-Дам-де-Грейс в Камбре [21] ("Богоматерь Милосердная" 1340 г., Сиена (ил. 14)). На увлечение Л. Кранаха итальянским искусством указывает и М. Либман [11]. Сиенская икона иконографического типа гликофилусса легла в основу образа Mariahilf. С этим согласна и Мартина Стифтер [21].

Следует заметить, что иконы, близкие Сиенской "Богоматери Милосердной", были распространены как в Италии, так и в Северной Европе. Это икона "Мадонна с Младенцем" Эйне Брюссельского середины XV в. (ил. 15) [1, C. 490] и опубликованная Н.П. Кондаковым в 1910 г. [4, C. 126] икона "Мадонна di grafeo" ("Письма Божьей Матери"), из греческой униатской церкви г. Мессины (ил. 16). На перечисленных иконах изображение Богородицы с Младенцем представлено зеркально по отношению к Мадонне Л. Кранаха. На иконах из Сиены и Мессины изображены все необходимые иконографические атрибуты Богородицы, такие как мафорий и туника, поручи, нимбы, греческие надписания. Позы Богородицы и Младенца идентичны, за исключением изображения свитка, который держит Младенец на Мессинской иконе (ил. 16).

Следует так же заметить, что иконы, близкие по иконографии вышеупомянутой сиенской иконе, имели распространение в Западной Украине. Иконографически близкой к вышеупомянутым итало-византийским иконам является Самборская икона Богородицы (Львовская обл.) (ил. 17). Согласно устным преданиям, которые приводит Самборский священник Михаил Чижович [13], эта икона была принесена греческими купцами. Народное предание приписывает авторство этой иконы Евангелисту Луке [13, С. 14]. М. Чижович приводит и другую легенду, согласно которой икона была написана в XII-XIII вв. [13, с. 15]. Ныне в Самборе находится почитаемый список XVIII в. [13, С. 57]. Предание о Самборской иконе во всех известных редакциях связывает происхождение этой иконы с Грецией [13]. Кроме того, в римо-католическом костеле г. Кременец (Тернопольской обл.), автором данного исследования была выявлена икона Богородицы XVIII в., аналогичная по иконографии Самборской иконе, написанная специально для костела в Кременце (ил. 18).

Итак, первая часть названия иконы "Пасовская" происходит от австрийского города Пассау. Сложнее обстоит дело со второй частью названия - "Цареградская". Иконы Богоматери, имеющие название "Цареградская", но отличные по иконографии, почитались в России. Среди них: 1) икона, по преданию написанная Св. Евангелистом Лукой, явленная 25 апреля 1071 г.; 2) икона, датируемая 1071 г., находилась в соборной церкви города Старая Русса Новгородской губернии. Согласно преданию, её оставили в соборе два греческих монаха, прибывших из Константинополя. Она выбита на грифельной доске и имеет небольшой размер, относится к иконографическому типу "Одигитрия"; 3) икона иконографического типа "Дексиократусса" находилась в Москве; 4). Икона из Спасо-Елезаровского монастыря Псковской Епархии; 5). Икона из с. Нижегорово Ярославской губернии [3]. Исходя из описаний ни одна из этих икон не имеет сходства по иконографии со Слобожанской Пасовской-Цареградской иконой. Хотя имеется сходство в деталях преданий о Самборской иконе и двух первых Цареградских иконах. Авторство первой Цареградской иконы также приписывается св. Ев. Луке, и обе иконы появляются на Руси в 1071 г., т.е. примерно в то же время, с которым связана дата из второго предания о Самборской иконе.

В слобожанском варианте иконы из Пассау, Богородица изображена с непокрытой головой. У Лукаса Кранаха изображена прозрачная накидка, которая еще изображается в Румынских списках (ил. 19) и совершенно исчезает в слобожанских иконах.

На территории Суджанского района Курской обл., автором исследования выявлен ряд списков Пасовской-Цареградской иконы: в Свято-Троицком соборе г. Суджи (ил. 4, 5), храме Рождества Христова сл. Гончаровка, в Преображенском храме с. Замостье (ил. 7, 8, 12), в Свято-Ильинском храме сл. Заолешенка, в Знаменском храме с. Борки (ил. 10), в храме Рождества Христова в с. Уланок (ил. 2, 3, 6), а также в домах местных жителей (ил. 11). Пасовская-Цареградская икона находится также в Знаменском соборе г. Курска.

Выявленные иконы в общих чертах следуют иконе-портрету Лукаса Кранаха, однако имеют ряд отличий, которые позволяют утверждать о сложившейся оригинальной слобожанской трактовке образа из Пассау. К особенностям слобожанских Пасовских икон относится:

1. непокрытая голова Богородицы;

2. изображение белой рубахи на Младенце;

3. оригинальная трактовка складок мафория Богородицы;

4. изображение двух или четырех херувимов (иногда Ангелов) в верхних углах иконы.

Особого внимания заслуживает изображение одежды у Богомладенца. Если сиенский мастер, а за ним и Лукас Кранах, следуя западной традиции, изображают Младенца обнаженным, то на православной Слобожанщине такая трактовка воплощенного Бога считалась кощунственной. Младенец изображен в белых одеждах, которые в ряде икон практически сливаются с цветом тела. Таким образом сохранялся общий светлый силуэт Младенца в иконе, и нивелировалась несвойственная православной иконе нагота Спаса Эммануила.

Еще одной деталью, характерной для слобожанских Пасовских икон, стало изображение белой ткани под ножкой Младенца. Возможно, это обусловлено восточнохристианской традицией, согласно которой к святыне нельзя прикасаться обнаженными руками. Выражение данной традиции можно найти в иконах Богоявления, где ангелы, дожидаясь окончания крещения Спасителя, подают ему одежды, закрыв руки складками одежд. На иконе начала XIX в. из Троицкого храма г. Суджи изображены ангелы, которые коронуют Богородицу. Младенец здесь также предстает в короне (ил. 5).

Следует обратить внимание на стилистическую эволюцию Пасовской иконы на Слобожанщине. На иконах середины XVIII в., выявленных в храме с. Уланок (ил. 2, 3) (икона отреставрирована автором исследования), в Троицком Храме в г. Судже (ил. 4), отразились влияния стиля рококо. Это декор мафория, имеющий выразительные рокайльные признаки - цветы с закрученными С-образными стеблями, изображение популярных в живописи рококо фигурок путти, придание изображенным персонажам портретных характеристик. В данном случае, мы наблюдаем характерные черты украинского женского типажа.

Стиль классицизм привнес в образ иную трактовку. В иконе из Троицкого храма в Судже изображена коронуемая ангелами Богородица. Здесь присутствует холодный бирюзовый фон, отсутствует декор из сусального металла, композиция более статична (ил. 5).

Икона 1859 (?) г. из храма с. Уланок (судя по остаткам надписи на оборотной стороне, некогда принадлежала Успенско-Архангельскому храму г. Суджа), написана на серо-зеленовато-коричневом фоне с золотистым сиянием вокруг ликов Богородицы и Младенца, отсутствует декор на облачениях (ил. 6). В таком же ключе выполнена роспись притвора храма (ил. 13).

Иконы второй половины XIX - начала ХХ вв. представлены в основном подокладницами преимущественно борисовскими мастерами. Целая группа таких икон выявлена автором исследования в храмах: Рождества Христова с. Уланок (ил. 9), Преображенском сл. Замостье (ил. 8, 12), Ильинском сл. Заолешенка, в Знаменском храме с. Борки (ил. 10) а так же в домах жителей сел Суджанского района (ил. 11). На фалежных окладах этих икон снова появляется растительный декор, который, в отличие от икон XVIII в., покрывает не только мафорий, но и тунику Богородицы и рубаху Младенца. Такая тенденция сформировалась, вероятно, под влиянием увлечения стилем рококо в светском искусстве второй половины XIX в.

Список литературы

  1. Бельтинг, Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства / Х. Бельтинг. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.
  2. Дорошенко, Д. Нарис історії України /Д. Дорошенко. - К.: Глобус, 1992. - С. 96.
  3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон / сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - 460с.
  4. Кондаков, Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего возрождения / Н.П. Кондаков. - М.: Паломник, 1999. - 224с. - Репринт. - Спб.: Тов Р. Голике и А. Вильборг, 1910.
  5. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 27 июль 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 521-528.
  6. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 28. июль 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 532-540.
  7. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 29. 17-24 июля 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 544-552.
  8. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 30 июль 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 562-566.
  9. Либман, М.Я. К Дунайская школа // Либман, М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи возрождения. Работы разных лет / М.Я. Либман. - М.: Советский художник, 1991. - С.153-175.
  10. Либман, М.Я. К иконографии "Нимфы источника" Лукаса Кранаха Старшего // Либман, М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи возрождения. Работы разных лет / М.Я. Либман. - М.: Советский художник, 1991. - С.149-152.
  11. Либман, М.Я. Картины Лукаса Кранаха Старшего в Советских собраниях // Либман, М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи возрождения. Работы разных лет / М.Я. Либман. - М.: Советский художник, 1991. - С.143-148.
  12. Терлецкий, А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде / А.И. Терлецкий. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - 144 с.
  13. Чижович М. Самбірська Богородиця: історія чудотворної ікони та храму / М. Чижович. - Тернопіль: Астон, 2005. - 72 с.
  14. Чилингиров А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства / А. Чилингиров // Древнерусское искусство: зарубежные связи / ред.-сост. Г. В. Попов. - М.: Наука, 1975. - С. 325-342.
  15. Шулика В.В. Западные и восточные иконографические источники в иконе Слобожанщины середины XIX - начала ХХ в. // Теорія і практика матеріально-художньої культури. ІХ електронна конференція Харків ХДАДМ 2009. - Х.: ХДАДМ, 2009. - С. 65-69.
  16. Шулика, В.В. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы и ее списки / В.В. Шулика // Культурна спадщина Слобожанщині. Культура і мистецтво: зб. наук.-популярних ст. - Х.: Мачулін, 2007. - Число 6.-- С. 54-63.
  17. Шулика, В.В. Пряжевская икона Пресвятой Богородицы на Слободской Украине / В.В. Шулика // Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XV міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 25-26. 09. 2007 р. - Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2008. - С. 77-82.
  18. Шулика, В.В. Стилистические особенности и реставрация иконы Богородицы "Пасовская - Цареградская" из храма Рождества Христова в с. Уланок / В.В. Шулика // Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам'яток: V Міжнародна науково-практична конференція, тези доповідей 23-27 травня 2005 року. - К.: ННДРЦУ, 2005. - С. 345 - 348.
  19. "Maria, Hilfe der Christen" /http://www.pfarrestadlau.at/filing/krichlicheFeste/05-24_maria_hilfe_der_christen.htm
  20. Die Pfarrkirche "Maria Hilf" von Wolkenstein und das berьhmte Gnadenbild http://www.eichinger.ch/eichifamilyhom/Mariahilf/MariaHilf_Wolkenstein.htm
  21. Stifter, M. Das Mariahilf-bild / Dr. Martina Stifter - http://root.riskommunal.info/gemeinde/prettau/gemeindeamt/html/Tauernfenster_2004_12.pdf

Вячеслав Шулика, опубликовано с разрешения автора,
оригинал статьи:
http://shulika-art.kh.ua/37st.html


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
19.02.2016 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову