Росписи Спасо-Преображенского храма в слободе Замостье

автор: В.В.Шулика

// Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XVIII міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 27-28. 10. 2011 р. - Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2011. - С. 109-118.

Иллюстрация № 1.
Иллюстрация № 2.

Слобода Замостье (ныне Суджанский район Курской обл. РФ) была основана как форштадт сотенного города Сумского Слободского казачьего полка - Суджи. История Спасо-Преображенского храма сл. Замостье уходит в XVII в. Согласно "Описи новопостроенного города Суджи, учиненной воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным в 1664 г.": "За рекой Суджею промеж реки Суджи и речки Смердицы, у Московской и Болгородской дороги …. Стоит церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, середь слободы; а в той слободе 182 двора, а в иных дворех еще люди не живут, строены вновь…" [4, С. 134]. Церковь была деревянной.

Каменный храм в сл. Замостье был построен в 1865 г. [3, С 2], трехнефный, шестистолпный, с пятью шатровыми главами. Боковые главки храма глухие. С западной стороны к храму пристроена шатровая трехъярусная колокольня. Долгое время храм простоял нерасписанный. Судя по некоторым сохранившимся иконам, которые находились в храме до его росписи, интерьер был решен следующим образом. На фоне белых стен были поставлены иконы, некоторые из них своей формой повторяли конструктивные особенности храма. Такая икона сохранилась в северном нерасписном приделе храма. Она написана суджанским художником-иконописцем П. К. Лихиным (1879 - 1967 гг.) в 1915 г. Большеформатная икона св. Иоанна Предтечи, выполненная на холсте, полностью перекрывает арку вимы северного придела. Своим полукруглым верхним завершением, икона точно вписывается в полуциркульную алтарную арку.

Росписи храма были выполнены в 1922 г. П. К. Лихиным в соавторстве с Ф. И. Нестеровым и В. С. Клименко (о чем повествует авторская надпись в алтаре). Работы над монументальными росписями не была закончена. Не расписанными остались боковые нефы храма, кроме того, две росписи были оставлены на стадии первой прописки. Вероятно причиной незавершенности росписей стала неблагоприятная политическая ситуация в стране в 20-е гг. ХХ ст.

Иллюстрация № 3.
Иллюстрация № 4.
Иллюстрация № 5.

Автор росписей, Петр Константинович Лихин родился в июле 1879 года в Судже. Первое художественное образование получил в Одесской рисовальной школе, где учился у К. Констанди и Г. Ладыженского. В 1900 г. П. К. Лихин поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителями стали В. Маковский, И. Репин, П. Чистяков. В 1910 году П. К. Лихин получил звание художника с правом преподавания рисования в учебных заведениях страны. Художник вернулся в г. Суджу, где преподавал рисование в Суджанском реальном училище, затем в педагогическом техникуме, художественно-графическом педучилище и других учебных заведениях Курска и Суджи [9]. Именно в это время П. К. Лихиным были выполнены росписи храма в сл. Замостье. Сотрудничество художника с причтом Преображенского храма было достаточно продолжительным, о чем говорят его живописные работы, проведенные в храме с 1915 по 1922 г. Работы в Преображенском храме не были его единственной работой на поприще иконописца. Отдельные иконы П. К. Лихина, выполненные в разное время, находятся в храмах г. Суджи. Некоторые из икон, как стало известно со слов старожилов Суджи, были написаны и в 1960-е гг.

Согласно официальной биографии П. К. Лихин с 1934 г. по 1951 г. жил и работал в Курске. Он был инициатором создания и руководителем художественной студии, организатором и первым директором Курской картинной галереи. В 1936 году в Курске было создано отделение Союза советских художников, он стал членом его правления.

В официальной биографии художника говорится в основном о его работах, выполненных в традициях соцреализма, портретах, батальных картинах.

Иллюстрация № 6.
Иллюстрация № 7.
Иллюстрация № 8.
Иллюстрация № 9.
Иллюстрация № 10.
Иллюстрация № 11.

Последний период жизни с 1951 по 1967 гг. художник прожил в г. Судже [9].

Иконописные работы постоянно сопутствовали творческой биографии художника, несмотря на ряд написанных им в 1930-е гг. антиклерикальных работ, сохраняющихся в Курской картинной галерее.

В советское время храм в сл. Замостье и росписи, которые покрывают его стены, не были уничтожены. Несмотря на ряд сюжетных заимствований, в Преображенском храме представлена оригинальная иконографическая программа.

Росписи покрывают сплошным ковром купол, потолок, стены и столпы храма. В куполе помещена роспись "Троица Новозаветная" в иконографическом типе Сропрестолье. В простенках окон барабана - ангелы с воздетыми вверх руками и крыльями. Такие позы ангелов призваны выражать прославление Св. Троицы небесными силами. Из-за узости простенков автор нестандартно вкомпоновывает фигуры. В простенке помещены ноги и торс ангела, а голова, руки и крылья написаны над окном.

В парусах храма изображены Евангелисты. Фигуры Евангелистов вписаны в круглые медальоны, а медальоны в орнаментальную композицию, состоящую из стилизованных павлиньих перьев. Здесь помещена реплика из раннехристианской изобразительной символики: павлин - символ вечной жизни. В соседстве с образами Евангелистов этот символ принимает более понятное почтение для прихожанина ХХ в.: вечная жизнь возможна только через следование Евангельским истинам. Появление в системе монументальных росписей раннехристианских символов, запрещенных еще в 692 г. на Трульском соборе [8], стало следствием научных открытий в области христианской археологии, прошедших на рубеже веков. Ряд научных экспедиций с участием представителей иконографической школы, публикация научных работ, защита диссертаций, в том числе магистерской диссертации профессора Харьковского императорского университета Е. К. Редина "Мозаики Равеннских церквей" (1896 г.) [5, С. 5], публикация в 1908 г. Д. В. Айналовым и Е. К. Рединым "Христианской символики" А. С. Уварова [1, С. 15], вызвало появление в системе монументальных росписей храмов 1910-х г. раннехристианских символов. Если в росписях Преображенского храма сл. Замостье такие символы растворяются в орнаментах, то, например в Трехсвятительской церкви г. Харькова (росписи А. Сокола 1915 г.) раннехристианские символы представлены в виде отдельных композиций [2].

Подпружные арки, на которых водружен барабан с куполом, расписан круглыми медальонами с изображениями ветхозаветных пророков Моисея, Давида, Исаии и Даниила. Медальоны вплетены в орнаменты из виноградных гроздьев. Среди гроздей помещены изображения Евангелия и Скрижалей закона. В основании арок написаны херувимы. В верхних крыльях херувимы держат потиры, под нижними крыльями четырехконечные кресты. С одной стороны арки, на крестах изображен терновый венец, с другой - медный змий. В основании креста полукругом расположено семь шестиконечных звезд. Росписи арок должны были наглядно свидетельствовать о ветхозаветных ожиданиях прихода мессии, о Его приходе уже свидетельствуют Евангелисты, изображения которых помещены выше, в парусах. Встрече Ветхого и Нового Заветов посвящены алтарные столпы, на которых, вместо традиционно изображаемого Благовещения, помещена роспись Сретение. На северном столпе - Богородица с Иосифом, на южном Симеон с Богомладенцем на руках и Анна Пророчица. Благовещение перенесено на арку за иконостасом. Автор вписывает сюжет в узкое пространство полуциркульной арки, изображая Богородицу и арх. Гавриила коленопреклоненными. В аналогичных арках, по сторонам от центрального иконостаса, помещены росписи Христос с учениками (юг) и Тайная Вечеря (север). На сторонах алтарных арок, обращенных к иконостасу - росписи Рождество Христово (южный столп) и Крещение (северный столп). На внутренних сторонах алтарных арок в орнаменты включены парные изображения голубей - раннехристианский символ ветхозаветной жертвы Богу.

На центральных столпах (Т-образной формы в сечении) помещены следующие сюжеты: на южном - Сошествие Св. Духа на апостолов (восточная сторона), Сошествие во ад и архангел Михаил (северная сторона), Юность св. Сергия (с М. В Нестерова) (восточная сторона). На северном: Преображение (западная сторона), Христос, исцеляющий больных (южная сторона), неоконченная роспись (?) (восточная сторона). Авторы росписей и здесь отходят от канонических правил, помещая главную храмовую роспись Преображение не с правой стороны от входа, а на центральный (северный) столп, да еще на той его стороне, которая направлена к алтарю. Но, такое нетрадиционное расположение сюжетов оправдано той идеей, которую автор хотел выразить. Это боговоплощение и новозаветное явление Св. Троицы. Не случайно росписи Крещение, Преображение и Сошествие Св. Духа, т.е. Новозаветные сюжеты в которых являет себя Пресвятая Троица находятся на тех опорных столпах, на которых водружен купол с росписью "Сопрестолье". Росписи, расположенные восточней купольной части посвящены боговоплощению: Благовещение, Рождество, Тайная Вечеря, в алтаре храма, на горнем месте Христос несомый херувимами (с В. Васнецова).

В наосе храма, западнее купола, в стрельчатых арках, поставленных на центральные и западные столпы, помещены следующие сюжеты: Нагорная проповедь (запад), Воскресение (север), Вознесение (юг). На западных столпах помещены росписи: на южном - Стояние на камне св. Серафима Саровского (роспись написана с распространенной в начале ХХ в. литографии), Преполовение (северная сторона), на северном - Видение о Иоакиме Горленко (Видение отца св. Иоасафа Белгородского (роспись не окончена)), Христос плотник (такое изображение в 20-е годы иногда называли "Физический труд святого семейства", как на иконе мстерского мастера В. Мумрикова 1923 г., опубликованную Ю. Тарасовым [7, С. 455]) (юг).

На западной стене роспись Несение креста, которую фланкируют небольшого размера росписи: "Предание Иуды" (с южной стороны) и "Богородица и Мария Магдалина" (с северной).

Арки, соединяющие западные столпы с западной стеной, расписаны изображениями ветхозаветных праотцев и пророков в круглых медальонах. Техника письма имитирует мозаику. Тщательно выписана смальта и раствор между плиточками. На северной арке написаны образы: Адама, Моисея (?), Моисей перед медным змием, пр. Илии, пр. Иеремии. На южной арке: (?), Авраама, Жертвоприношения Авраама, Исаака, Иакова. На арке, которая объединяет два западных столпа, написано тринадцать агнцев. Это еще одна реплика из раннехристианской изобразительной символики, когда двенадцать агнцев символизируют апостолов, а центральный (с крещатым нимбом) Христа. Поразительно, что здесь сочетаются символы с антропоморфными изображениями, ведь именно такое соседство стало одной из причин запрета символов в VII в. [8]. На потолке западной части храма, ограниченного тремя арками и западной стеной, написан образ Бога Отца окруженного херувимами. На западной стороне арки, которая соединяет западные колоны, помещен текст, написанный на черном фоне золотыми буквами: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3. 16). Этот текст находится между изображением Бога Отца на потолке и изображением агнца (агнцев) на арке. Жертвенности Христа посвящена вся западная часть наоса. Ветхозаветные предзнаменования прихода Христа и Его жертвы за людей (медный змий и жертвоприношение Авраама, который ради Бога готов убить своего сына), лики праотцев и пороков, которые своими действиями и писаниями предзнаменовали приход Агнца Божьего и, наконец, новозаветные сцены Несения креста, Предания Иуды и скорбь Марий. Три последние композиции, расположенные над западным входом, должны были напоминать христианину о тяготах несения своего креста и о стойкости, с которой христианин должен переносить все невзгоды. Эта роспись на западном входе, созданная при советском режиме, призывает к сугубому стоянию в вере, несмотря на преследования властями Церковь.

Выводы

Росписи Спасо-Преображенского храма сл. Замостье, выполненные в 1922 г. П. К. Лихиным, в соавторстве с Ф. И. Нестеровым и В. С. Клименко, представляют собой иконографическую программу, построенную по сотериологическому принципу, т.е. посвященные истории Спасения. Сюжетно храм был поделен на секторы, где в росписях постепенно раскрывается экономия спасения.

Западная часть храма посвящена ветхозаветному ожиданию мессии. В ветхозаветных образах раскрыта история Нового Завета - "Медный змий" и "Жертвоприношение Авраама". Средняя часть наоса посвящена основным сюжетам Нового Завета. Подкупольная часть - встрече Ветхого и Нового Заветов (нетрадиционное расположение Сретения на алтарных столпах вместо Благовещения), явлении Пресвятой Троицы. Росписи, расположенные восточней купольной части, посвящены боговоплощению.

Храмовая роспись Преображение, вместо традиционного месторасположения, перенесена на восточную сторону центрального (северного) столпа, где вместе с другими Новозаветными явлениями Троицы, создала историко-повествовательную канву, благодаря которой взгляд зрителя, скользя вверх по столпам, видит раскрытие тринитарного догмата в Новом Завете, кульминацией которого становится роспись купола.

Характерным для 10-х гг. ХХ в., стало включение в программу росписей раннехристианских символов. Авторы росписей, ориентируясь в системе раннехристианской изобразительной символики, раскрывают более подробно те идеи, которые они хотели выразить в стенописи, используя символы в сочетании с антропоморфными изображениями и в орнаментике.

Оригинальной для иконографических программ Слобожанских монументальных стенописей, стало размещение на западной стене росписи "Несение креста". Автору статьи видится, что эта роспись на западном входе, созданная при советском режиме, призывает к сугубому стоянию в вере, несмотря на преследования Церковь властями. О том, что преследования начались могут свидетельствовать неоконченные росписи, которые автор бросил на стадии прописки, а росписи в боковых нефах храма даже не были начаты.

Список литературы

  1. Зеленина Я. Э. Граф А. С. Уваров и его исследование "Христианская символика" /Уваров А. С. Христианская символика. - М.: Университет истории культур. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 13-28.
  2. Лизан Иоанн (прот.), Новгородов В. Е., Лейбфрейд А.Ю., Денисенко О. И. Трехсвятительская церковь в Харькове: Сведения, мысли, информация по истории и архитектуре. - Х.: 1999. - 88 с.
  3. Опись культового имущества, находящегося в пользовании религиозного объединения Преображенской церкви г. Суджи (Замостье) Курской области / сост. В. И. Склярук, Н. М. Погрецкая, О. В. Киселева, С. Н. Добряк. - Курск: 1987. - 12 с.
  4. Опись новопостроенного города Суджи, учиненная воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным в 1664 году // Терлецкий А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - С. 131-137.
  5. Павлова О. Г. Егор Кузьмич Редин первый искусствовед Харьковского университета // сборник статей, материалов и документов посвященных 140-летию со дня рождения Е. К. Редина. - Х.: Райдер, 2003. - С. 3 - 12.
  6. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.
  7. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - М.: Прогресс-Традиция, Культура, 1995. - 495 с.
  8. Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. - М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, Паломникъ, 2001. - С. 61-69.
  9. Шехирев М. Лихин Петр Константинович (1879 - 1967). - http://www.old-kursk.ru/book/zemlaki/lihin.html

Вячеслав Шулика, опубликовано с разрешения автора,
оригинал статьи:
http://shulika-art.kh.ua/17st.html


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
19.02.2016 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову