ВЫНОС ИКОНЫ

автор: В. СКЛЯРУК

26 мая 1893 года газета «Курские губернские ведомости» писала: «В этом номере представлен рисунок, изображающий вынос иконы Знамения в девятую пятницу 1839-го года. Это копия с гравюры, исполненной в Париже.


Литография "Вынос иконы" в курской газете

В прошлом году в «Курских губ. вед.» было упомянуто о том, что на одном из выносов в Курске случайно присутствовал папский нунций; он проезжал на юг и в Курске принужден был остаться за болезнью, а во время выздоровления имел случай с балкона любоваться процессией. Он ли не видывал торжественных выносов, переносов и крестных ходов Риме! И, однако, он пришел в умиление и в восторг, видя перенос нашей Святыни, и воскликнул: «Подобного ничего мне ни разу не показал даже мой великолепный Рим!»…

Многие приурочивают пребывание нунция в Курске именно к 1839-му году; говорят, что из числа немногочисленной свиты, находившейся при нем, нашелся художник, увлекшийся не менее нунция великолепием торжества; он будто бы и изобразил момент прохождения процессии по Красной площади; однако положительных документальных сведений об этом нет».

Действительно, торжественный вид площади так хорош, что достоин самого подробного рассмотрения. Однако внесем некоторое уточнение.

Литография Бишебуа, Адама и Бушо была выполнена в Париже с оригинала Ф.А.Джунковского. Один из ее экземпляров хранится в Государственном Русском музее. Сложность выполнения такого картона требует от художника серьезной подготовки. Ведь чтобы увидеть всю картину и дать увидеть будущим неочевидцам события, надо предварительно осмотреть местность, опросить знающих порядок церемониала, расстановку участников крестного хода и в связи с этим выбрать точку «съемки местности», как говорят топографы. Затем, уже присутствуя на торжестве, надо успеть сделать эскизы, разбив «живое пространство» на фрагменты, а потом в студии соединить их вместе.

Таким образом, рассказ о папском нунции и художнике при нем относится скорее…нет, не к вымыслу, а к смещению в памяти разных эпизодов давно прошедшего времени.

Вначале о месте действия. Площадь в день великого праздника особенно прекрасна, одно слово, Красная, как назвали ее градостроители, засыпав ров и сравняв с землей валы упраздненной Курской крепости. Со временем на их месте устроили огражденный плац – место для воинских учений, смотров и парадов.

С площади за обрывом открывается река Тускарь и бескрайнее заречье. Чтобы остановить взор на этом пейзаже, во вкусе того времени были поставлены арка – в центре восточной стороны (на восход солнца) и южнее – ротонда, характерные сооружения парковой архитектуры.

Над трапезной и притвором Знаменского собора возвышается колокольня, мало похожая на известную нам по сохранившимся видам. Башен изначально было две и каждая имела широкие проемы для свободного колокольного звона. Мы же видим одну башню с тесно поставленными колоннами, которые, будь это так на самом деле, заглушали бы звук. Однако оставим это несоответствие воображению художника. На рисунке и литографии есть нарочитые нарушения пропорции, высоты, расстояния между объектами. Зато поле зрения владельца литографии много шире, чем у современника события, которое он видел лишь частями.

За порталом входа в монастырь виден купол башни его ограды, в стиле XVIII века, с люнетами (круглыми окнами), наподобие сохранившейся поныне недалеко от Дома офицеров.

У правого обреза картины – колонны портика гостиницы, стоявшей на правом углу Знаменской улицы (Луначарского).

Слева от монастыря – двухэтажное здание присутственных мест. В нем размещались губернское правление, статистический комитет, типография и другие учреждения.

За плацем слева от арки дом с фронтоном, под которым краевед В.Б.Степанов заметил едва различимый строй солдат и сделал вывод, что это гауптвахта, буквально, главный караул в крепости или городе. Это наблюдение подтверждает и пятичастное строение – казармы, силуэт которых напоминает ряд солдатских палаток, и караулка при них. Примыкающий дом на углу нынешней улицы Урицкого занимал, возможно, начальник гарнизона или офицеры.

На другом углу улицы, там где ныне облвоенкомат, стоит двухэтажный дом с четырехколонным портиком. Верхний этаж его весьма высок – скорее всего это парадный зал, предназначенный для приемов и балов. Фасады названных домов выходят на Сергиевскую улицу (Горького). Поэтому далее на северо-востоке видны кресты Троицкого девичьего монастыря.

Северную сторону плаца замыкает сцена для военного оркестра, без которого не обходились как парад, так и променад (гулянье, прогулка). Однако сейчас, в начале крестного хода, на сцене хор горожан под управлением регента исполняет молитвенные песнопения.

Верхний гостиный двор отличает аркада, характерная для значительных торговых заведений. Верхний ярус двора переполнен зрителями торжества, как, впрочем, и все подходящие для обзора места окрест площади.

Начало Московской улицы (Ленина) фланкируют справа – городовой магистрат и слева – гостиница Полторацкого (Федора Марковича, дяди Анны Петровны Керн). По гостиному двору и гостинице улицу назвали Гостиной (Марата) – ряд домов вдоль северной стороны площади. За магистратом видна глава и колокольня Ильинской церкви.

Для соблюдения порядка вся площадь размечена полосатыми верстовыми столбами.

Тем временем, пока мы вели рассказ о площади, наполнивший ее народ приготовился к крестному ходу.

Из собора на Знаменскую площадь и далее на Красную преосвященный Илиодор, епископ Курский и Белоградский, вынес чудотворный образ и передал его губернатору и губернскому предводителю дворянства. Их фигуры можно заметить по направлению поклонов богомольцев на переднем плане. Рядом с ними духовные лица с рипидами. Перед ними ряд всадников на белых конях. Справа по ходу движения гарцует полицеймейстер в треуголке.

В шествии участвуют люди «разного звания». Одни несут списки Иконы, другие – киоты, хоругви, фонари с горящими свечами, цеховые значки. Белыми, точнее, светлыми, одеждами выделяются многие группы, но особенно выразительна одна – в правой трети шествия, видимо, это хор соборных певчих и причетников.

Открывает и замыкает шествие конный строй с трехцветными значками. С обеих сторон идет сопровождение: всадники, городовые – «чтобы народ не теснил шествие». Зная это, по-иному можно взглянуть на известное полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Множество людей: странники, мещане, купцы, дворяне, а также извозчики – пока в стороне от «главного течения» – все они ждут времени присоединиться к процессии. Уже скоро она ступит на мостовую Московской улицы, и все пространство, изображенное Ф.А.Джунковским, придет в движение.

Виктор СКЛЯРУК, сотрудник краеведческого музея.
авторская редакция статьи специально для сайта www.old-kursk.ru


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
09.02.2010 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову