Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

О ПОРТРЕТАХ прп. СЕРАФИМА В КУРСКЕ

автор: И.А. Припачкин

Несмотря на то, что в настоящее время в Курске известен лишь один портрет св. Серафима Саровского, написанный до его канонизации, в прошлом подобных изображений в городе было, по-видимому, три.

Первое - известное теперь, находится в притворе курского Сергиево-Казанского собора. По предположению протоиерея Льва Лебедева, портрет, возможно, прижизненный, прислан в Курск после смерти Серафима его брату Алексею в 1833 году, и наследницами последнего передан во второй половине 1880-х гг. в Сергиево-Казанский собор. (1)

Второе - принадлежавшее курским купцам Милениным. В 1903 г. о нем объявил Александр Николаевич Миленин, сообщив, что "около ста лет назад" портрет был получен его дедом, побывавшим в Саровской пустыни, из рук самого "Угодника Божия". (2) А.Н. Миленин высказал твердую уверенность в том, что бывшее у него изображение, это именно тот портрет, который когда-то находился в Саровском монастыре, "но где по ныне неизвестно". (3) "Портрет этот очень давних лет, - писал владелец, - нарисован художественною рукою, масляными красками на полотне, изображает угодника, по-видимому, в 50-летнем возрасте, с открытою головою, лицо белое, глаза голубые, нос прямой, усы и борода с проседью, руки соединены одна на другой на груди. Угодник изображен одетым в мантию; размер портрета в вышину 1 аршин, а в ширину 3/4 аршина".(4) На торжественном заседании в год прославления св. Серафима Курская губернская ученая архивная комиссия "с живым интересом" осмотрела портрет, доставленный А.Н. Милениным. (5) Позже Миленину было предложено подарить раритет в Курский историко-археологический музей, но Миленин отказался и в 1908 году обратился с просьбой на имя императора Николая II принять от него изображение за 4000 рублей, - "не менее".(6) Для объяснения ситуации портрет снова был осмотрен членами архивной комиссии и курским полицмейстером. Первые эксперты "пришли к следующему заключению: изображение, несомненно, старинное и писано, как можно лишь предположить с лика Преподобного в возрасте 60 лет; в художественном отношении изображение не представляет ценности и по своему выполнению приближается к произведениям лиц без специальной подготовки, что подтверждается отсутствием в изображении признака отличительных технических приемов иконописца или профессионального художника. Что касается стоимости изображения, в зависимости от его церковно-исторического значения, то высказать об этом суждение представляется затруднительным, т.к. сообщение Миленина о происхождении упомянутого изображения нуждается в доказательных данных, им не представленных". (7) В докладной полицмейстера помимо прочего отмечены прорывы полотна в нескольких местах и сделана приписка "сообщить.., что более 50 рублей не стоит:..". (8) В итоге ходатайство А.Н. Миленина отклонили, "но: вместе с сим последовало разрешение выдать Миленину от монарших щедрот в пособие сто (100) рублей". (9) Т.о., в начале 1909 г. портрет оставался в Курске (документ датирован сентябрем 1908 - январем 1909 г.).

В последнее время было высказано мнение о том, что портрет из Сергиево-Казанского собора и портрет А.Н. Миленина - одно изображение. (10) С этим трудно согласиться, ввиду несовпадения иконографии и размеров: в первом случае - карие глаза, одна рука, епитрахиль, размер 89 х 71,4 см; во втором - голубые глаза, две руки, епитрахиль не упоминается, размер 1 арш. х 3/4 арш., т.е. 71,1 х 53,3 см. Кроме того, из Дела о поднесении портрета Императору очевидно, что в 1903 г. изображение не могло быть передано в Сергиево-Казанский собор, как полагает один из авторов. (11)

Наконец, третье изображение представляло собой копию старинного портрета преподобного Серафима, пожертвованную ее владельцем архиепископом Курским и Обоянским Питиримом в древлехранилище Курской церковной историко-археологической комиссии в 1911 г. (12) Описания этого портрета нет. Кроме того, в Отчете о состоянии музея (древлехранилища) 1915 г. ни полотно, ни жертвователь не упоминаются. (13) Однако, столь краткие сведения, не мешают предположить в этой копии как раз тот портрет, который пребывает сейчас в Сергиево-Казанском соборе. Обратим внимание, что гипотеза о. Льва Лебедева построена лишь на факте посмертной пересылки портрета в Курск и только.(14) Вместе с тем, нельзя исключить и того, что изображения, принадлежавшее родственникам Преподобного в Курске, пожертвованное Питиримом и, оказавшееся в соборе, тождественны, - один и тот же портрет. Т.о. идентификация курского портрета, по-видимому, все еще остается дискуссионной.

Также проблематично установить, когда именно попало в Сергиево-Казанский собор, имеющееся сейчас там полотно. Почти наверное можно говорить о том, что в 1903 г., и ранее, его в соборе не было. (15) Соборные описи, сведения о святынях, известия о торжествах прославления (когда разыскивались старинные портреты святого), и других юбилеях, наконец, более поздние описания собора, вплоть до 1947 г. никакого портрета Саровского Чудотворца не называют. (16)


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Протоиерей Лев Лебедев. Загадка одного портрета // Православный церковный календарь 2003. - Курск, 2003. - С. 129 - 136. - С. 135.

2. Сообщение о сохранившемся в Курске старинном портрете преподобного Серафима Саровского // Курские епархиальные ведомости. - 1903. - № 28 Ч. неофиц. - С. 562 - 563. Известно, что среди курян, отправившихся вместе с Прохором Машниным в Киев в 1775 г., был Алексей Степанович Миленин. Семейные обстоятельства не позволили ему сделаться иноком и заставили возвратиться в Курск (Прот. Л. Лебедев. Город Курск и преподобный Серафим Саровский // Курские епархиальные ведомости. - 1990 - № 6.- С. 1 - 2. - С. 2.)

3. Указ. изд. - С. 563.

4. Указ. изд. - С. 562.

5. Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Вып. I. - Курск, 1911. - С. 20 - 21.

6. Государственный архив Курской области (далее ГАКО) Ф. 1. Оп. 1. Д. 7926.

7. Указ. д. - Л. 5 об.

8. Указ. д. - Л. 3.

9. Указ. д. - Л. 8.

10. Юрковецкий В..Л. Преподобный Серафим Саровский. - Курск, 2002. - С. 180 - 183; Озеров Ю. Разгадка "одного портрета"? // Курские епархиальные ведомости. - 2002. - № 11. Ноябрь. - С. 4.

11. Юрковецкий В.Л. Указ. изд.

12. Журнал № 11 Курской церковной историко-археологической комиссии // Курские епархиальные ведомости.. - 1911. - № 16. Ч. неофиц. - С. 176 - 178. - С. 177.

13. См. "Состояние музея и библиотеки" в: Отчет о деятельности Курского епархиального историко-археологического общества за первые четыре года его существования со дня утверждения его устава (13 сентября 1911 г. по 13 сентября 1915 года) // Курские епархиальные ведомости. - 1916. - № 7 - 8. Ч. офиц. - С. 76 - 78; № 9. Ч. офиц. - С.. 87 - 94.

14. Прот. Лев Лебедев. Указ. изд.. - С. 135.

15. Прот Лев Лебедев придерживался обратного мнения. - Он же. Указ. изд. - С. 136

16. Нами были просмотрены все доступные в Курском гос. архиве документы и публикации, в которых, как кажется, портрет, если бы он находился в соборе, должен был бы быть упомянут. Приводим их: ГАКО Ф. 217. Оп. 1. Д. 115. Опись Сергиево-Казанского кафедрального собора 1896 г. (с пометками 1901, 1902, 1904 и 1907 гг.); ГАКО Ф. 750. Оп. 1. Д. 418. Описи церковного имущества по г. Курску на 1923 г. Опись Сергиево-Казанского кафедрального собора Л. 3 - 7; Николай Троицкий. Сергиевский кафедральный собор в г. Курске // Курские епархиальные ведомости. - 1907. - № 31. Ч. неофиц. - С. 565 - 576; № 32. Ч. неофиц. - С. 577 - 587; Свящ. Владимир Одинцов. Празднование 75-летия Курского кафедрального собора со времени возведения онаго на степень первенствующего храма в Курской епархии в 1833 г. // Курские епархиальные ведомости. - 1908. - № 30. Ч. неофиц.. - С. 545 - 548; Кафедрал. Протоиерей Иоанн Платонов. Слово в день открытия честных мощей прп. Серафима Саровского и празднования 75-летия Курского кафедрального собора, 19 июля 1908 г. // Указ. изд. - С. 558 - 562; ГАКО. Ф. Р-963. Оп. 1. Д. 2. В.Ф. Габель. Сергиевский (Казанский) кафедральный собор (1947); Книга поступлений дореволюционного фонда Курского областного краеведческого музея (хотя см., напр.: Златоверховников Н.И. К вопросу о составлении каталога Курского историко-археологического и кустарного музея. - Курск, 1910. - С. 18: "На стене над витриной 9: № 6679. Изображение (масл. красками) преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца. Дар В.В. Кузмина").
Регистрационные документы собора отсутствуют.


Опубликованный на сайте материал дан в авторской редакции, специально для сайта www.old-kursk.ru



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
23.08.2006 г.


Дата обновления:



Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову