О Елецком списке Курской Коренной иконы...

автор: М.И. Петухов

ЕСТЬ И ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА…

Елец - небольшой районный городок в Липецкой области.

pm1308-01 (121K)

Добраться до него можно на поезде через Орел или Касторное, а на машине - три часа ходу через Кшень, и вот уже виден крест на великолепном елецком соборе. Плывут мимо окон улочки, чуть ли не на каждом углу - церковь. До революции Елец считался крепким купеческим городом, а купцы денег на храмы не жалели - то ли грехи замаливали, то ли душа была щедрая.

Бывая здесь, я не упускаю возможности побывать в церквях, посетить Задонск, полюбоваться крупнейшим в Черноземье Владимирским собором Рождественско-Богородицкого мужского монастыря, посетить келью Тихона.

В прошлом году известный елецкий фотограф и краевед Виталий Мигунов предложил мне заехать в недавно переданный епархии восстанавливаемый монастырь на Каменной горе. Там узнал я историю, которая, думается, заинтересует многих...

Одно время Елец относился к Орловской епархии. Недалеко от города есть уединенная гора, называется Каменной. С юга от города ее отделяет речка Ельчик, а с северо-восточной стороны - сухой каменистый ров, прозванный Сухой лучек. У подножия, заросшего густым лесом, - не замерзающий даже в самые сильные морозы ледяной ключ. На отлогом восточном склоне издавна селились любители уединения. Среди них были беглые крестьяне, не вынесшие тяжкой воинской службы дезертиры, не поладившие с законом бродяги. Строили шалаши и землянки монахи-отшельники.

В 1675 году на Каменной горе уже был "монастырь Курской иконы Божией Матери с малыми келиями для монахов". Но приюта для монахинь не было, и им приходилось довольствоваться гостеприимством набожных ельчан.

Первый епископ Воронежский и Елецкий, ныне богопрославленный угодник божий, святитель и чудотворец святой Митрофан, выслушав обращение женщин о безотрадном положении и проявив отеческую заботу, обратился к царствовавшим тогда "Иоанну и Петру Алексеевичу с сестрою их Софией". А в 1683 году он поместил стариц в монастырь "Курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе", монахи по его указанию были переведены в Троицкий.

Этот год можно считать годом основания женского монастыря на Каменной горе.

В документах, хранящихся в архиве уездного суда за 1697 год, говорится об "отдаче царскою милостию иегуменье Иулите с сёстрами Каменной горы с лесом и двадцати четвертей пашни и прочих угодий в других окрестных пустошах". Указана и величина тогдашнего монастыря: 3 сажени в ширину и 16 - в длину.

Около ста лет существовал он в порядке и изобилии.

12 апреля 1769 года в Ельце вспыхнул пожар. Погода была сухой и ветреной. Дом за домом, квартал за кварталом пожирало разбушевавшееся пламя. Выгорел весь город. Не устоял и женский монастырь. Когда пламя угасло, среди обгоревших бревен были найдены абсолютно не поврежденные три большие иконы: "Спаса Вседержителя", "Троеручицы Божией" и "Знамения Пресвятой Богородицы Курской", которая и прежде признавалась чудотворною. Кроме того, разбирая завалы, нашли еще две иконы святителя и чудотворца Николая Можайского - одну расколотую, но не сгоревшую, вторую - тронутую огнем и ветхую.

Впоследствии большие были украшены сребропозлащенными ризами и привесами. Две из них - "Спаса Вседержителя" и "Троеручицы Божией Матери" - стояли в летнем храме в главном иконостасе, а "Знамения Пресвятой Богородицы" - в трапезной, расколотая икона Николая Можайского - в киоте в главном храме за левым клиросом. Обгорелую и ветхую, ее почти через сто лет очистили заново и украсили серебряною ризою. Ельчане с удовольствием брали ее в свои дома, выносили и в крестные ходы.

Вскоре после пожара епископ Тихон II, приемник Тихона Задонского, переместил оставшихся без приюта монахинь и послушниц в Воронежский женский монастырь. На родном пепелище остались две монахини - шестидесятилетняя Ксения и восьмидесятилетняя Агафия. Они решили жить под открытым небом, не уходить и принять смерть на святом для них месте.

Тихон Задонский неоднократно присылал схимонаха Митрофана посетить и утешить жителей Ельца. Навещал он и убогих стариц.

Сначала Ксения и Агафия ночевали на голой земле, затем устроили себе из каменного погребка маленькую келию, позже стали возводить храм. Не рассчитывая на помощь жителей, занятых строительством своих домов, жившие впроголодь, буквально на подножном корме, старицы выстроили небольшую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в честь чудотворной иконы, не сгоревшей в пожаре 1769 года.

Тихон постоянно навещал Каменную гору и смиренных отшельниц, оказывал посильную поддержку сам, призывал прихожан помогать труженицам в житейских нуждах.

Один из богатейших ельчан Иван Шапошников обеспечил монастырь штатным жалованием, положив в государственный банк 12 тысяч рублей серебром и исходотайствовав ему в 1823 году от императора Александра утверждение в третьем классе.

В 1779 году святитель Тихон в последний раз посетил Каменную гору. Дела у монастыря шли нормально, многие жертвовали ему деньги. Помещица Хлусова перевела 18 тысяч рублей ассигнациями на постройку храма. Монахини, удивляя работавших мужчин, сами носили тяжелые камни, очищали землю, обжигали кирпич, перемешивали песок и воду.

В 1805 году был освящен первый престол. Полное же освящение храма прошло в 1813 году благословением епископа Орловского и Севского Досифея. После революции монастырь на Камейной горе закрыли. Монахинь судили, сажали в тюрьмы, ссылали на каторгу. В келий заселились новые жильцы, территория монастыря получила названия улицы Рабочий поселок...

В этом году мне опять довелось несколько дней провести в Ельце. Монастырь восстанавливается, отстроены и украшены часовенка святого источника и купальни у подножия Каменной горы, построено несколько каменных келий, очищено от земли и мусора основание храма. Два года в сезон работает археологическая экспедиция.

Меня интересовал список иконы "Курской Коренной Божьей Матери". Ранее она находилась, как я уже упоминал, в трапезной.

При посещении собора я увидел наконец икону - она на правой колонне, размером гораздо больше, чем у курского списка и гораздо старше нашего. На иконе - серебряный оклад" одеяние богородицы - из белого речного жемчуга. По-прежнему она считается чудотворной.

Узнать об истории списка пока не удалось. Виталий Мигунов попросил студентов, интересующихся краеведением, "покопаться" в документах, но я не рассчитываю на скорый результат.

Возможно, кто-нибудь из курских краеведов заинтересуется историей елецкого списка? Тогда эта история - получит свое продолжение.

Опубликовано: "ГИ" от 11 октября 2005 года


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
02.08.2013 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову